МААМ-картинки

Конспект занятия «Дифференциация звуков [В] — [Ф]»

Александра Баженова
Конспект занятия «Дифференциация звуков [В] — [Ф]»

Тема. Дифференциация В – Ф.

Цель – развитие навыка дифференциации звуков «в», «ф» и соответствую-щих им букв.

Задачи:

- коррекционно-образовательные

1) Уточнение и сравнение артикуляции звуков «в», «ф»;

2) Совершенствование навыков дифференциации букв В – Ф;

3) Развитие фонематического анализа на материале слогов, слов со звуками «в», «ф»;

- коррекционно-развивающие

Публикация «Конспект занятия „Дифференциация звуков [В] — [Ф]“» размещена в разделах

1) Развитие фонематического слуха, восприятия, мышления;

2) Развитие звукового и слогового анализа и синтеза;

3) Развитие мелкой моторики;

4) Развитие орфографического навыка;

5) Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса;

- коррекционно-воспитательные

1) Воспитание усидчивости, умения сосредоточиться;

2) Формирование положительного отношения к занятиям.

Оборудование: шляпы и волшебные палочки, презентация, зеркала, карточки с условными обозначениями (согласный звук – синий квадрат, звонкий звук – колокольчик, глухой звук – перечеркнутый колокольчик, стрелочки вниз, шнурки, музыка из Гарри Поттера, карточки со словами.

Речевой материал: слоги и слова с со звуками «в», «ф», стихотворения о положении органов артикуляции при произнесении звуков «в», «ф», стихотворение для физкультминутки и пальчиковой гимнастики, предложение с ошибками.

План занятия :

I. Организационный момент.

II. Развитие звукового и слогового анализа. Уточнение и сравнение артикуляции [в], [ф], уточнение написания букв В, Ф. Развитие мелкой моторики.

III. Определение темы занятия.

IV. Физкультминутка.

V. Пальчиковая гимнастика.

VI. Дифференциация [в] и [ф] на материале слогов. Развитие фонематического слуха.

VII. Дифференциация В – Ф на материале слов. Развитие фонематического слуха и орфографического навыка.

VIII. Дифференциация В – Ф на материале слов. Развитие фонематического слуха, закрепление связи звука с буквой.

IX. Дифференциация В – Ф на материале слов. Развитие зрительного восприятия, звукового анализа.

X. Итог занятия.

Ход занятия:

I. Организационный момент. ( Приемы: игровая цель, вхождение в образ.)

Л: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня вы будете не просто учениками, а превратитесь в волшебников. Сейчас я раздам всем вам шляпы и, конечно, волшебные палочки. Я тоже буду волшебницей. (Играет музыка из «Гарри Поттера». Дети перевоплощаются.) Да, теперь мы действительно сможем творить волшебство.

II. Развитие звукового и слогового анализа. Уточнение и сравнение артикуляции [в], [ф], уточнение написания букв В, Ф. Развитие мелкой моторики. ( Приемы: беседа, актуализация знаний, демонстративно-тренировочный прием, игра-драматизация, узелки на память.)

Ребята, (Слайд 1. Изображение волшебника, сверху написано слово «вол-шебник») а какой первый звук в слове «волшебник»? У: [в]. Л: Правильно! (Логопед пишет на доске Вв.) Дайте характеристику этому звуку : он гласный или согласный. У: Согласный. (Логопед вывешивает под надписью «Вв» синий квадрат.) Л: Почему? У: Потому что при его произнесении воздушная струя встречает преграду. Л: Преграду в виде чего? У: В виде верхних зубов и нижней губы.

Л: Звук «в» мягкий или твердый? У: Твердый. Л: У него есть пара по твердости-мягкости? У: [в’].

Л: Звук «в» звонкий или глухой? У: Звонкий. Л: Почему? У: Потому что голосовые складки дрожат, работают. (Логопед вывешивает на доске значок – колокольчик.)

Л: А теперь возьмите зеркала и посмотрите, как расположены органы речи при произнесении звука «в»? Произнесем вместе: «ввв». Как расположены губы? У: Нижняя губа приближена к верхним резцам, верхняя губа приподнята и выдвинута вперёд. Л: Как расположены зубы? У: Зубы слегка сомкнуты. Л: Что происходит с языком? У: Он находится внизу за зубами. (Логопед вывешивает карточку с опущенной стрелкой.) Л: Смотрите в зеркала, у всех ли правильно получается. (Слайд 2. На экране появляется стихотворение, оно прочитывается логопедом.)

Зубками губу прикусим,

Между ними голос пустим…

Словно звук виолончели,

Словно струны вдруг запели…

Так над свежею листвою

Веет ветерок весною!

Давайте и мы закружим воздух нашими волшебными палочками, наберем побольше воздуха и изобразим ветер: «ввв». Умнички!

Л: Ребята, а как называют людей, которые творят разные чудеса благодаря собственной ловкости и специальным предметам? Посмотрите на экран и соберите слово из слогов (Слайд 3. Слоги: кус, фо, ник) У: Фокусник! (Слайд 4. Логопед взмахивает волшебной палочкой и слоги складываются в слово «фокусники».) Л: Точно! Какой в этом слове первый звук? У: Звук [ф]. Л: Правильно! (Логопед пишет на доске Фф.)

Л: Дайте характеристику звуку «ф». Какой он: согласный или гласный? У: Согласный. (На доске под буквой Ф логопед вывешивает синий квадрат.) Л: По-чему? У: Потому что воздушная струя встречает преграду на своем пути. Л: Какую преграду? У: В виде верхних зубов и нижней губы.

Л: [ф] твердый или мягкий? У: Твердый. Л: А есть у него пара по мягкости? У: Да, [ф’].

Л: [ф] звонкий или глухой? У: Глухой. Л: Почему? У: Потому что голосовые складки не работают, не дрожат. (Логопед вывешивает на доске значок – перечеркнутый колокольчик.)

Л: Как расположены губы, когда мы произносим [ф]? У: Также, как и при звуке [в] : верхняя губа оттянута вверх, открывает верхние резцы, а нижняя губа тянется к верхним зубам. Л: Как расположен язык? У: Язык за нижними зубами. (Логопед вывешивает карточку с опущенной стрелкой.)

Л: Умнички, справились с заданием. Давайте все еще раз произнесем [ф], возьмите зеркала и произносите. (Слайд 5. На экране появляется стихотворение, оно прочитывается логопедом.)

Ф, - произнесем мы с вами,

Губку прикусив зубами.

Воздух выбежит из щели-

Верно Ф сказать сумели.

Ф, - звучит негромко, глухо,

Нету голоса у звука.

Снова берем с вами волшебные палочки и делаем на этот раз порывистый вихрь: «ффф, ффф, ффф, ффф». Умнички!

А теперь давайте напишем нашими палочками в воздухе заглавную и срочную букву В. (Дети совместно с логопедом пишут букву.) Теперь выложите эту букву шнурком. Звук «ф», а буква? У: «Эф». Л: Берем палочки и пишем в воздухе заглавную и строчную букву Ф. А теперь выложите букву шнурком.

III. Определение темы занятия. ( Прием: подводящий диалог.)

Л: Ребята, вы догадались, какова тема нашего занятия? У: Различение звуков «в», «ф» и соответствующих им букв, то есть дифференциация В – Ф. (Слайд 6.) Л: Откройте тетрадки, запишите сегодняшнее число и тему занятия – В – Ф. (Логопед пишет на доске.) «В» подчеркните одной чертой, а «Ф» - двумя. Проговаривайте вслух то, что пишете.

Л: Мы с вами произносили звуки «в» и «ф», выяснили их артикуляцию. А теперь скажите мне, чем же они отличаются? У: [в] звонкий, а [ф] – глухой.

IV. Физкультминутка. ( Прием: динамическая пауза, игра-драматизация.)

Л: Волшебникам и фокусникам нужно держать себя в форме и быть очень внимательными, поэтому они всегда делают зарядку. Давайте и мы немного разомнемся. Вставайте.

Раз, два, три, четыре.

Ноги вместе, руки шире,

Влево, вправо наклонитесь,

И до неба дотянитесь.

Хлопнуть раз и хлопнуть два.

Вправо, лево голова.

Вы рукой достаньте пятку.

Вот и кончилась зарядка!

Л: Садитесь.

V. Пальчиковая гимнастика. ( Прием: динамическая пауза, игра-драматизация.)

Л: Для развития ловкости рук давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

На горе мы видим дом (складываем домик из ладоней)

Много зелени кругом (волнообразные движения руками)

Вот деревья, вот кусты (изображаем деревья и кусты)

Вот душистые цветы (делаем из ладоней “бутон”)

Окружает все забор (рисуем пальцем в воздухе зигзагообразную линию)

За забором – чистый двор (поглаживаем ладонями стол или воздух)

Мы ворота открываем (изображаем открывающиеся ворота)

К дому быстро подбегаем (пальцы “побежали” по столу)

В дверь стучимся: (кулаками по столу)

Тук-тук-тук.

Кто-то к нам идет на стук? (ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)

В гости к другу мы пришли

И гостинцы принесли (руки вперед, как будто что-то несете)

VI. Дифференциация [в] и [ф] на материале слогов. Развитие фонематического слуха. ( Прием: игра-драматизация.)

Л: Молодцы, ребята! Пришло время нам с вами проверить силы наших волшебных палочек. Но сначала надо произнести заклинание, чтобы они начали работать. Повторяйте за мной: фы-вы, ву-фу-ву, фо-во-фо, уву-уфу-уву. Молодцы! Теперь они точно заработали.

VII. Дифференциация В – Ф на материале слов. Развитие фонематического слуха и орфографического навыка. ( Приемы: игра-драматизация, демонстративно-тренировочный прием.)

Л: Волшебники и фокусники могут взглянуть на картинку, сказать, что на ней изображено и найти в этом слове нужный звук. Давайте проверим, умеем ли мы это! Мы будем искать звуки «в» и «ф». Итак, смотрите, что здесь изображено? (Слайд 7.) У: Варежки. (Слайд 8.) Л: Какой звук мы слышим в этом слове: [в] или [ф]? У: [в]. Л: А какую букву мы пишем? У: В. Л: Давайте проверим. (Слайд 9.) Правильно! Смотрим на следующую картинку. Что это? (Слайд 10.) У: Шкаф. (Слайд 11.) Л: Какой звук мы слышим? У: Звук «ф». Л: А какую букву мы пишем? У: Букву Ф. (Слайд 12.) Л: Правильно! Ну и еще одна картинка. (Слайд 13.) Кто это? У: Лев. (Слайд 14.) Л: Какой звук в этом слове? У: [ф]. Л: А какую букву нужно здесь написать? Как мы можем проверить, какую букву здесь нужно написать? У: Нужно поставить ее перед гласным. Л: Знаете такой стишок: Звук согласный проверяй – рядом гласный подставляй. Давайте изменим слово так, чтобы после него стоял гласный. У: Львы. Л: Умнички! Так какая же буква в этом слове? У: Буква В. (Слайд 15.) Л: Молодцы! Это умение фокусников мы проверили.

VIII. Дифференциация В – Ф на материале слов. Развитие фонематического слуха, закрепление связи звука с буквой. ( Приемы: фантастическая добавка, игра-драматизация.)

Л: Знаете, на какие еще чудеса способен фокусник? Он может взять слово, положить его в свою шляпу и достать совсем другое слово. Вот смотрите! (Логопед снимает свою шляпу, кладет туда карточку, на которой написано слово «ваза», взмахивает волшебной палочкой и достает карточку с надписью «фаза».) Что я сделала со словом? У: Заменила букву В буквой Ф. Л: Правильно! А теперь вы побудьте фокусниками и замените в словах буквы В на Ф, а Ф на В. Я буду показывать вам слова, класть карточки в шляпу, а вы взмахивайте своими волшебными палочками и называйте получившееся слово. Слова: фата (вата, вон (фон, софа (сова, дрова (дрофа). Вот так молодцы! Как у вас здорово получается творить такие чудеса!

IX. Дифференциация В – Ф на материале слов. Развитие зрительного восприятия, звукового анализа. ( Приемы: игра-драматизация.)

Л: Волшебники и фокусники очень любят рисовать. Они делают необычные рисунки, изображая только контур. Посмотрите на них и определите, что же нарисовано, и угадайте, кто сделал рисунок: волшебник или фокусник. (Слайд 7. Контурное изображение кровати.) Что же здесь нарисовано? У: Кровать. Л: Правильно! Выйди к доске и запиши это слово, а остальные запишите в его тетрадях и подчеркните букву В. А как вы думаете, кто ее нарисовал? У: Волшебник, потому что в слове кровать есть звук [в]. (На экране внизу появляется изображение волшебника.) Л: Совершенно верно! Где находится этот звук : в начале, середине или конце? У: В середине. (Слайд 16 – 20. Аналогично с изображениями вазы, телефона, дивана, жирафа.) Л: Выходи к доске (Один из учащихся выходит к доске.) Раздели доску на 2 столбика: в первом будем писать слова, которые нарисовал волшебник, в во втором – фокусник. Остальные записывайте в тетрадях. Буквы В подчеркивайте одной чертой, а Ф – двумя.

X. Итог занятия. ( Прием: обобщающая беседа.)

Л: Ну что же, ребята, мне кажется, что из вас получились замечательные волшебники и фокусники! Понравилось вам занятие? У: Да! Л: Давайте вспом-ним, какая была тема нашего занятия? У: Дифференциация [в], [ф] и соответ-ствующих им букв. Л: Научились мы различать эти звуки? У: Да. Л: Чем же они отличаются? У: Звук «в» - звонкий, а «ф» - глухой. Л: На следующем занятии мы с вами продолжим работать с этими звуками, ну а это занятие закончено. До свидания!

Литература:

1) Егорова О. В. Звуки В, ВЬ, Ф, ФЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. - М. : Издательство "Гном и Д", 2005.

2) Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - М. : ВАКО, 2005.

Интернет-источники:

1) https://lib2.podelise.ru/docs/26416/index-17444.html

2) https://ppt4web.ru/detskie-prezentacii/differenciacija-v-f.html

3) https://metodisty.ru/m/files/view/differenciaciya_v-f

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок»Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок» Дидактическая игра для развития речи "Собери цветок" Цель: Формирует навыки различия звуков в словах, через развитие фонематического слуха,.

Дидактическая игра «Что в корзинке» (Дифференциация звуков с и Ш)Дидактическая игра «Что в корзинке» (Дифференциация звуков с и Ш) Дифференциация звуков - важный процесс. У детей с ОНР и ФФНР звуки закрепляются длительное время, поэтому логопеду необходимо использовать.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки [Э]-[И]’. Дифференциация» в средней группе Цель — учить правильно произносить звуки ‘Э’, ’И’, дифференцировать их на слух и в речи Коррекционно-образовательные задачи: 1. Закрепить.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]»Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Логопедическое занятие для средней группы по теме: «Дифференциация звуков К-Г». Цель: Научить детей различать на слух согласные звуки.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [п]-[б]» Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация согласных звуков «П-Б». Цель: Учить детей различать согласные звуки по звонкости-глухости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Дифференциация звуков [В] — [Ф]»
Опубликовано: 3 декабря 2021 в 20:27
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД