Получи документы

Игра как средство развития здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников

Елена Ринатовна
Игра как средство развития здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО

ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Здоровьесберегающая педагогика – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья. Анализ работы показывает, что эта система должна предлагать:

Публикация «Игра как средство развития здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников» размещена в разделах

– мониторинг здоровья детей, а также проводимый медицинскими работниками, а также собственные наблюдения воспитателя и использование этих данных в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными;

– учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т. д. учащихся данной возрастной группы;

– создание благоприятного эмоционально–психологического климата в процессе реализации технологии;

– использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности, игры и игровые ситуации, направленные на сохранение и повышение здоровья и работоспособности детей старшего дошкольного возраста.

Здоровьесберегающее поведение – это целенаправленная последовательность выполняемых действий, осуществляющий практический контакт любого живого организма с окружающим миром, от которого зависит сохранение и укрепления здоровья человека.

Цель здоровьесберегающей технологии в детском саду – обеспечение дошкольников высоким уровнем реального здоровья, вооружение их необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, воспитание у них культуры здоровья.

Внедряя различные методы и приемы для создания среды здоровьесберегающего педагогического процесса, педагогический коллектив должен учитывать, что они должны быть, прежде всего, доступными и интересными детям. Поэтому базовым условием организации

здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении должна быть организация деятельности в игровых формах.

Игры – это исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом, и доступности движений у малыша постепенно появляется желание участвовать не только в играх, но и в упражнениях во время занятий и самостоятельной деятельности. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость

и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.

Во время игр у детей улучшается настроение, обогащается их чувственный опыт, развивается образное мышление, речь и воображение. Обладая хорошим психотерапевтическим эффектом, игра даёт ребёнку возможность избавиться от негативных переживаний.

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора:

– с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать;

– с другой – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности,

углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.

Таким образом, игра – это одно из комплексных средств воспитания : она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности, совершенствование функций организма, черт характера играющих. На основании этого можно

сделать вывод о том, что игры могут рассматриваться как важнейшее средство развития здоровьесберегающего поведения в старшем дошкольном возрасте, поскольку они стимулируют активность дошкольников и способствуют их наиболее эффективному физическому развитию. Так с целью формирования здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников

используются следующие виды игр:

1 Подвижные игры и спортивные игры с правилами направлены на развитие основных видов движений (бег, прыжки, равновесие, ходьба, ползание и лазание, бросание и ловля мяча, метание). Под воздействием движений улучшается функция сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно–двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы, при активных движениях дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция. Использование подвижных игр дифференцировано в режиме дня, доступно детям и соответствует их возрастным особенностям, повышает умственную и физическую работоспособность воспитанников.

2 Дидактические игры (с предметами, настольно–печатные, словесные) способствуют накоплению знаний детей о здоровье, обретению умений, навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье.

3 Сюжетно–ролевые игры наиболее часто применяются для закрепления ранее полученных знаний. В процессе творческих сюжетно–ролевых игр с валеологической тематикой дети накапливают опыт бережного отношения к своему и чужому здоровью.

4 Пальчиковые игры развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

5 Игры–имитации имеют оздоровительную направленность, так как в них используются элементы дыхательной и артикуляционной гимнастики, а также психогимнастики.

6 Игровые ситуации применяются для выработки у детей первоначального ситуативного поведения, направленного на охрану и укрепление собственного здоровья.

Рассмотрим, как обычно используются представленные выше игры и игровые упражнения в рамках формирования здоровьесберегающего поведения у дошкольников.

Физкультурно–оздоровительная работа осуществляется посредством подвижных игр, которые характеризуются разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий. В них развиваются и совершенствуются разнообразные движения, направляются особенности поведения детей и проявления необходимых физических и нравственных качеств.

Значительное место в программе физкультурных развлечений для старших детей занимают игровые задания соревновательного типа (эстафеты, спортивные игры, которые позволяют играющим детям наиболее отчётливо ощутить присутствие друг друга, научиться считаться с игровым поведением партнёров и взаимодействовать с ними.

Не менее важна и игровая гимнастика, основной целью которой является поднятие настроения и мышечного тонуса детей, а также обеспечение профилактики нарушений осанки.

Развитие психологического здоровья осуществляется посредством применения таких игровых приемов, как:

– пальчиковые упражнения;

– игровая психогимнастика;

– игровые психотерапевтические техники;

– сказкотерапия;

– коммуникативные игры (игры разной степени подвижности, логоритмика, артикуляци-

онная и пальчиковая гимнастика и т. д.);

– дыхательная гимнастика в игровой форме (наиболее эффективными признаны комплексы дыхательной гимнастики по методике А. Н. Стрельниковой, поскольку это единственная в мире гимнастика, в которой короткий и резкий вдох носом сочетается с движениями, сжимающими грудную клетку).

Как мы видим из представленного выше, в педагогическую работу, направленную на формирование и развитие здоровьесберегающего поведения малышей, принято включать:

1) дидактические игры, сюжетные игры и игровые ситуации;

2) подвижные игры с музыкальным сопровождением (логоритмика);

3) игры с элементами спортивных игр (эстафеты, игры на прогулках и т. д.);

4) игровую гимнастику и психогимнастику;

5) игровые психотерапевтические техники.

Все эти игры используются комплексно, в течение всего дня. Часто помимо воспитателей в работе по здоровьесбережению дошкольников принимают участие логопед, психолог и музыкальный руководитель.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что игра – это важная составляющая работы, направленной на формирование и развитие здоровьесберегающего поведения, поскольку именно в игре физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста будет наиболее эффективным. Особенно если система использования игр будет систематически внедряться на специально организованных занятиях и в повседневной жизни детсадовцев.

Посредством подвижных игр у дошкольников формируются основные виды движений, улучшается функция сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно–двигательный аппарат и регулируется деятельность нервной системы. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику дошкольников и способствуют улучшению у них мыслительной деятельности. Дидактические и сюжетно–ролевые игры, а также игровые ситуации и упражнения позволяют сформировать и закрепить представления детей о здоровом образе жизни и

развить у них потребность в выполнении здоровьесберегающих правил.

Список литературы

1

Бальсевич В. К. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка //Изд. «Физкультура, образова-

ние, наука, – 2006, № 1 – С. 3–53.

2

Гаврилова И. А., Стожарова М. Ю., Кравцова Р. С. Современные здоровьесберегающие технологии в до-

школьном образовании. – М., 2011

3

Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры//Психологическая наука и образование, 1996 –

№3. – С. 19–31.

4

Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – 7–е изд., стер. – М. ,

2007

5

Рогозин В. М. Природа и генезис игры (опыт методологического изучения) // Вопросы философии. – 2007

– № 6

6

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб: Издательство «Питер»,2000 – 712 с.

7

Стожорова М. Ю. Краснова Р. С. Гаврилова И. А. Формирование здоровьесберегающего поведения детей пя-

того года жизни. // Детский сад: теория и практика. – №10. – 2011 – С. 26–34.

8

Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье : Метод. пос. – М. : ТЦ Сфера, 2007

9

Эльконин Д. Б. Психология игры: для психологов. – М., 2008

10 Ушинский К. Д Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. – Собр. Соч. в 10т.

– М., Л., 1950

Публикации по теме:

Проект «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ СЕМИНАРЕ-ПРАКТИКУМЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Тема: «Использование.

Мини-музей как средство развития познавательного интереса старших дошкольников «Мини-музей как средство развития познавательного интереса старших дошкольников» Дошкольный возраст – важная страница в жизни ребенка дошкольника.

Лэпбук как средство развития любознательности старших дошкольников .

Мастер-класс «Лэпбук как средство развития связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Лэпбук как средство развития связной речи у старших дошкольников» Ни для кого не секрет, что многие дошкольные учреждения, идущие в ногу с современными тенденциями, ищут новые подходы в образовании. Как.

Математическая игра как средство развития логического мышления старших дошкольников Игра в жизни дошколят имеет огромное значение: это и познание окружающего мира, и труд, и учеба, и форма воспитания. Игры направленные на.

Музыкально-игровые ситуации как средство развития дружеских взаимоотношений старших дошкольников Старший дошкольный возраст – завершающий этап дошкольного детства и переходная ступень к школьному возрасту. Характер общения старших дошкольников.

Обмен опытом «Использование дидактических игр как средство речевого развития старших дошкольников»Обмен опытом «Использование дидактических игр как средство речевого развития старших дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №62 комбинированного вида Выступление на районном методическом.

План по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников» Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому.

Режиссерская игра как средство воспитания гуманного отношения к сверстникам у старших дошкольников Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Периодом наиболее интенсивного.

Консультация «Народное творчество как средство развития духовно-нравственных ценностей старших дошкольников» Аннотация: в статье представлена точка зрения на формирование у детей духовно-нравственных ценностей средствами народной культуры. Автор.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как средство развития здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников
Опубликовано: 11 декабря 2019 в 12:56
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД