Лучший педагог года

Формирование ценностных отношений растущей личности средствами дополнительного образования

Ирина Солодкина
Формирование ценностных отношений растущей личности средствами дополнительного образования

Управление образования администрации Тындинского района

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад «Золотинка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей с. Соловьевск

Тындинского района»

К районным педагогическим чтениям

Доклад:

«Формирование ценностных отношений растущей личности средствами дополнительного образования»

Подготовила: воспитатель,

Солодкина Ирина Викторовна

с. Соловьёвск

2017

Публикация «Формирование ценностных отношений растущей личности средствами дополнительного образования» размещена в разделах

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы.

В современном мире мы всё реже слышим такие слова, как патриот и Родина, честь и доблесть. Мир изменился. С одной стороны это плюс – новейшие технологии, прогресс с великой скоростью поднялся ввысь. Но как это отразилось на воспитании наших детей, тех за кем наше будущее.

Компьютерные игры заменили подвижные игры и прогулки на улицах, на смену живому общению пришли социальные сети, телевидение переполнено жестокостью и пошлостью, которая совершенно не скрывается даже в мультфильмах. Мальчики мечтают о киберг-убийцах, а девочки о куклах, чей образ подобен героини фильма ужасов. Уже мало кто мечтает стать военным или врачом. Поменялись приоритеты. Сострадание и доброта не в моде.

Именно поэтому актуальность нравственно-патриотического воспитания обусловлена необходимостью формирования у дошкольников любви к Родине, уважения к людям, гордости за свою страну, сознания и просвещения родителей и педагогов в вопросах духовно-патриотического воспитания, так как в современном обществе утеряны ценности, произошло расслоение общества, враждебность, обращенность только в себя. Слишком много времени отнимает борьба за материальное благополучие и стабильность.

С введением в действие закона РФ “Об образовании” в 2016 году произошли существенные перемены в развитии системы образования. Это повлекло изменение в содержании образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края, воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране, государству, где живет человек, начинается с детства.

Также одна из основных целей ФГОС ДО – воспитание гражданина, патриота,т. к. подрастающее поколение не просто должно, оно обязано знать свою родную историю и культуру – свои истоки и корни, оно обязано гордиться ими. И детский сад должен являться посредником, передающим новым поколениям накопленные веками культурно-исторические традиции и духовно-нравственные ценности.

Необходима последовательная, целенаправленная работа всего педагогического коллектива в целом. В воспитательной системе нашего детского сада воспитанию патриотизма отводится достойное место. Цель данного направления в воспитательной работе : прежде всего это воспитание чувства привязанности к тем местам, где ребёнок родился, вырос, где проходят годы его обучения. Воспитание уважительного отношения к истории своего района, села, гордости за социальные и культурные достижения, милосердное отношение к людям: ветеранам, инвалидам и просто нуждающимся во внимании. Воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, уверенности в том, что Россия великая страна с героическим прошлым и счастливым будущим.

Мы ставим перед собой следующие задачи:

-Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней;

-Воспитывать любовь к родному краю, познакомить с историей родного села;

-Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках;

-Формировать представления детей о родной стране, государственной символике; о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину;

-Воспитывать любовь к Родине, уважение к защитникам отечества;

-Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к

природе, развивать способность чувствовать красоту природы и

эмоционально откликаться на нее.

- Воспитывать у детей уважение к труду людей.

Для реализации поставленных целей и задач по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду выстроена система работы:

-Организация РППС (развивающая предметно-пространственная среда)

-организация совместной деятельности взрослых с детьми;

-Организация сотрудничества с родителями;

Формирование патриотических чувств дошкольников невозможно без обогащения развивающей предметно – пространственной среды. Для этого оформила центр познавательно-патриотического направления, в который включила:

• художественную литературу, фотографии о СЕЛЕ СОЛОВЬЁВСК.

• подборку изобразительного материала для продуктивной деятельности (образцы разного вида росписи: хохлома, гжель, уральская роспись, дымка и др.)

• картотеку дидактических игр разной тематики.

• выставку книг, рисунков, поделок, фотографий, рассказов о Соловьёвске, и Амурской области.

• подборку песен о семье, селе, природе края.

• фотоальбом о семье, о жизни детей в детском саду.

Обустроен музей «Русского быта», где собраны предметы старины. В создании музея принимали участие сотрудники, семьи воспитанников, местные жители, которые делились предметами быта

Также в нашей группе оборудован уголок патриотического воспитание, где находятся альбомы «Моя семья», «Государственная символика», портрет президента РФ, альбомы для рассматривания с достопримечательностями, карты России, Амурской области, Тындинского района, предметы народных промыслов, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, дидактические игры

У нас уже вошло в практику создание мини-музеев в группе. Музей – эффективное средство познания системы ценностей, традиций, которые передаются из поколения в поколение. Музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становятся незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини -» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Были организованны такие мини-музей как: «Военная техника», «Старинные вещи», «Животные родного края» и много других.

Широко использовала в работе по обозначенной теме наглядный материал:

– картины с видами столицы нашей родины Москвы, села, открыток с видами амурской природы;

- географических карт с изображением лесов, рек, морей, гор, животных Амурской области ;

– натуральные предметы быта (старинные игрушки, предметы обихода, утварь);

– альбомы, оформленные вместе с родителями на тему: «Мой Соловьевск», «Наша жизнь в детском саду», «Дети войны»;

– лэпбуки по временам года, по правилам дорожного движения.

Для закрепления пройденного материала применяла словесные методы: чтение художественной литературы, отгадывание несложных ребусов, составление детьми рассказов на тему: «Дом», «Детский садик», про птиц и животных, о родном селе, «Улица, где я живу», разгадывание кроссвордов. Большой интерес у детей и родителей вызвала работа по изучению и составлению родословного древа.

Для создания у детей интереса по данной теме, использовала ИКТ технологии: разработала презентации на различные темы: «Животный мир нашего края», «Моя семья», «Дикие животные наших лесов», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Устное народное творчество», «Жители леса и их детеныши», «Профессии», «Русские народные сказки», подобрала видеоролики о народных традициях и обычаях.

Согласно календарно-тематическому плану на год работа с детьми организуется по направлениям: моя семья, моё село, культура и традиции, Защитники Отечества, моя страна Россия.

Для реализации календарно-тематического плана по выбранным направлениям и задач патриотического воспитания использую различные виды совместной деятельности взрослого и ребенка : НОД,сюжетно-ролевые, подвижные, народные игры, экскурсии, наблюдения, беседы с использованием ИКТ, чтение художественной литературы, рассматривание альбомов, слушание песен, праздники и развлечения.

В работе использую разнообразные методы и приемы патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.).

Большое значение придаю изучению государственной символики и родного края, России, животному и растительному миру. В книжном уголке создана специальная рубрика: «Моя малая Родина». По теме «Наша Родина – Россия» для воспитанников старших и подготовительных к школе групп проведен цикл познавательных занятий и бесед «Путешествие в историю», с целью поддержания интереса к жизни наших предков, обогащения их знаниями об исторических событиях и конкретных личностях: «Город чудный, город древний», «Москва златоглавая», «Русь – защитница», «Полководцы и герои», «Русские богатыри».

Стремлюсь показать, что Соловьёвск– красивое село, что это село-труженик, поэтому знакомлю детей с профессиями их родителей и предприятиями, на которых они работают: «Все работы хороши» (знакомство с различными профессиями золотодобытчиков, «Мы – маленькие следопыты» (знакомство промышленностью села, «Плавучая фабрика - драга», «Драгоценный металл»

Организована выставка рисунков (сотворчество детей и родителей) «Соловьёвск-моя малая родина». В апреле - мае обычно проводятся акции: «Пусть наше село будет чистым!», в которой родителям и детям предлагалось очистить от мусора путь следования к детскому саду, участие в озеленении и благоустройстве участка детского сада и окружающей территории детского сада, посадке цветов.

Проведены экскурсии в МОАУ «Школа искусств» с. Соловьевск, в краеведческий музей АО «Прииск Соловьевский», по улицам родного села, к историческим памятникам, различным общественным зданиям (больница, библиотека, почта, дом культуры, спортивные сооружения, школа, и др.) все эти экскурсии связаны с темами бесед: «Исторические события в зданиях и памятниках»», «Любимые места сельчан», «Милый сердцу уголок» (посещение мест, наиболее любимых детьми).

В подготовительных к школе группах проведены развлечения-викторины «Край мой родной – Россия», «Люби и знай свой край родной», «Где живу и чем горжусь!».

Ежегодно в летний оздоровительный период среди детей проводится конкурс чтецов (стихи народных поэтов о России)

Тесно сотрудничаем с библиотекой. Детям очень нравиться посещать библиотеку, где проходят обобщающие мероприятия по темам: «Все профессии важны, все профессии нужны», «Моё село», «Богатыри земли Русской», «Страна одна, а города в ней разные», «День Победы» и др. Такие встречи позволяют обобщить и закрепить имеющиеся у детей знания.

Сотрудниками Дома культуры, организовали для детей подготовительной группы мастер-класс по изготовлению народной куклы.

При знакомстве с родным поселком ходим на экскурсии по близлежащим улицам, в лес и на сопки с целью ознакомления с природой родного края ее особенностями. В преддверии Дня Победы организую экскурсию к памятнику погибших воинов села.

Значимость мероприятий зависит от памятных дат в районе,селе, стране. Так, в 2015 году большое внимание было уделено празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

В детском саду был разработан и осуществлен план мероприятий, посвященный 70-летию Победы. Воспитанники посетили музей ОАО «Прииск Соловьевский», в уголке Славы и Памяти, собранный материал, экспонаты заставили наших воспитанников задуматься над такими понятиями, как честь, долг, сформировали уважение к героям, отдавшим жизнь за Родину. Дети узнали о том, когда и как началась война, какие сражения сыграли важнейшую роль в ходе военных операций, о роли женщин в войне, о том, какой ценой досталась нашем народу Победа. Экскурсовод рассказала о бесстрашных героях войны, о тысячах солдат, погибших в годы войны, о братских могилах, оставшихся на полях сражений, о могиле неизвестного солдата у Кремлевской стены, куда приходят поклониться миллионы людей.

В ходе празднования Дня Победы были разработаны занятия-беседы по темам: «Почему война называется Великой Отечественной?», «Блокада Ленинграда», «Сталинградская битва», «Куликовская битва», «Битва на Курской дуге», «Женщины на защите Отечества», «Дети защитники страны», «Праздник День Победы».

Одной из форм организации совместной деятельности являются совместные проекты нравственно-патриотической направленности. С детьми средней и старшей группы реализованы проекты «День Победы». Мною было подобрано много материала по теме, организованы беседы, чтение художественной литературы, слушание песен военных лет, родители вместе с детьми подготовили рассказы о своих родственниках участвовавших в ВОВ, такие мероприятия носят воспитательный характер, где прослеживается связь поколений, дети с гордостью делились рассказами друг с другом. Итоговым мероприятием был праздник посвященный дню Победы.

На выставке «День Победы» организованной в детском саду силами сотрудников и родителей были собраны семейные реликвии, связанные с военной темой, вещи, награды, военная амуниция. Так дети смогли вступить в живую историю, приобщиться к духовным, историческим ценностям своего народа. Также были организованы выставки репродукций картин на военно-патриотическую тему отечественных художников: «Этих дней не смолкнет слава», конкурс детского рисунка «Мир-главное слово на свете!». Дети поняли: многие из тех, кто жил в то время и делал историю, живут рядом с нами, ведь многие их бабушки и прабабушки были во время войны детьми, они рассказывают о своем непростом военном детстве, игрушках, о том чем они питались, как были одеты, как ходили в школу и из чего были сделаны самодельные тетрадки. Ко Дню Победы приглашаем ветеранов войны. Уверена, что эти знания способствуют нравственно-патриотическому воспитанию детей, помогают им лучше узнать историю России, почувствовать гордость за свой народ, за свою Отчизну.

Традиционно организуем праздники с детьми «Пасха», «Русская березка», «Масленица», «День победы», «Праздник мам и бабушек», «Рождество», при подготовке к праздникам дети знакомятся с историей праздников в России, что позволяет в ходе подготовки сообщить детям традиции наших предков, это расширяет кругозор, и воспитывает интерес к истории страны. Детям очень интересны народные игры, которые используются на праздниках и в повседневной жизни.

Считаю эффективным при воспитании патриотических чувств организация занятий художественно-эстетической направленности, дети в рисунках отражают свои чувства о природе, семье, героях войны. Знакомство с народными промыслами, предметами искусства так же воспитывает в детях чувство гордости за страну, богатую народными промыслами.

Дети являются активными участниками конкурсов рисунков в разных номинациях «Война глазами детей», «Конкурс рисунков, посвященный дню пожилого человека», «Вместе в космические дали», «День села». Дети в рисунках отражают свои чувства к героям Войны, к старшему поколению, показывают красоту родного села.

Несомненно, семья является основой воспитания нравственно-патриотических чувств, поэтому работу с родителями стараюсь выстроить в интересной форме, активизирую, предлагаю участвовать в праздниках, выставках семейного творчества. Были организованы выставки совместного творчества «Новогоднее чудо», «Мы вместе», «Осенний натюрморт» родители совместно с детьми рисовали рисунки, создавали поделки из ткани, природного материала, овощей. Семьи приняли участие в конкурсе семейного творчества, где представили фотографии семейных традиций. Все участники были награждены дипломами.

В детском саду традиционно проходит спортивный праздник для пап и детей, посвященный дню защитников отечества: «Мы будущие защитники», «Зарница» и другие. Совместное участие вызывает у детей чувство гордости за пап, и мальчишки хотят быть такими же ловкими, смелыми и сильными.

В результате планомерной работы с родителями дети воспринимают их как союзников, так как папы и мамы узнают проблемы ребенка, стараются понять его чувства, его деятельность, его точку зрения. У детей, которые чувствуют постоянную поддержку, понимание родителей, повышается самооценка.

Работа, построенная предлагаемым образом, значительно расширила знания дошкольников о родном селе, стране, воспитала в них чувство уважения к малой Родине и Родине – стране во всем ее многообразии культур и народов, воспитала настоящего патриота.

В дальнейшем планируем продолжать работу с детьми по патриотическому воспитанию, используя различные формы организации детской деятельности, в том числе ИКТ технологии. Продолжать обогащать развивающую предметно пространственную среду ДОУ, для поддержания интереса к истории Родной страны, села.

Обобщить опыт работы педагогов по использованию проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.

Продолжать пропагандировать нравственно-патриотическое воспитание среди родительской общественности, используя новые формы работы.

Надеюсь, что система патриотического воспитания в детском саду заложит хороший фундамент для становления личности ребенка и в дальнейшем любовь к семье, поселку, стране будет только умножаться. Наши воспитанники станут настоящими патриотами России

Литература:

1. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М. : Учитель, 2007.

2. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М. : АРКТИ, 2007.

3. Белая К. Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М. : Школьная пресса, 2007.

4. Зеленова Н. Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М. : Скрипторий. 2003, 2008.

5. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М. : ГНОМ и Д, 2008.

6. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М. : Сфера, 2005.

7. Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М. : Скрипторий 2003, 2008

Приложение 1

План мероприятий по подготовке и празднованию

70-й годовщины Победы

в Великой Отечественной войне

1941-1945 годов

п/п Название

мероприятия Дата

проведения Ответственный

1.

2. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны в преддверии 70-летия Победы Декабрь

2014 Воспитатели старшей и подготовительной групп

3. Участие в областном литературно-творческом конкурсе «Салют, Победа!» Декабрь

2015 Воспитатели

4. Открытие героико-патриотического месячника «Никто не забыт, ничто не забыто!» Январь

2015 Музыкальный руководитель

6. Организация и проведение акции милосердия «Ветеран живет рядом» Постоянно Воспитатели, родители

7. Выставка книг о Великой Отечественной войне. Посещение библиотеки Январь-май

2015 Библиотекарь

8. Познавательный час «Великий подвиг наш история хранит» Январь

2015 Библиотекарь

9. Цикл документальных и художественных фильмов о войне и работе тыла (презентации) Январь-май

2015 Воспитатели

12. Участие в конкурсах рисунков (на уровне села, района, области) посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне Февраль

2015 Воспитатели, родители

17. Патриотическая игра «А, ну-ка, парни!» Февраль

2015 Воспитатели

18. Конкурс поделок: «Нет войне!» Февраль

2015 воспитатели

22. Посещение школьного музея Февраль

2015 Воспитатели

36. Участие в акции «Георгиевская ленточка» Май 2015 Воспитатели, родители

42. Конкурс стихов “Стихи о войне» Май 2015 Воспитатели

43.

44. Участие в митинге, возложение цветов к Памятнику боевой славы Май

2015 Родители, воспитатели

45.

46. Праздничный концерт, посвященный празднованию Дня Победы «Великий героизм великого народа» Май

2015 Воспитатели, работники клуба

Публикации по теме:

Фотоотчет о работе кружка дополнительного образования «Фантазия»Фотоотчет о работе кружка дополнительного образования «Фантазия» .

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть) 2 часть Как показали последние социологические исследования, проведённые среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть) 1 часть Коррекционная программа включает в себя 7 этапов: 1 – этап. Общение без слов. Главной целью первого этапа является переход.

Формирование семейных ценностей через организацию дополнительного образованияФормирование семейных ценностей через организацию дополнительного образования "Семья- это среда,где человек должен учиться творить добро". В. А. Сухомлинский. Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Праздничный концерт кружков дополнительного образования. ФотоотчётПраздничный концерт кружков дополнительного образования. Фотоотчёт Традиционно в конце учебного года в нашем детском саду на главной сцене проходит отчётный концерт кружка дополнительного образования.

Проект дополнительного образования. «Знакомство с творчеством В. Сутеева» Введение Все дети любят книги с картинками. Иллюстрации помогают ребёнку лучше понять и представить содержание книги, дополняя слуховое.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Решение проблемы литературного образования средствами литературных игр Читательский опыт многих поколений свидетельствует: интерес к книге рождается еще в раннем детстве. И чем раньше он проявляется, тем оригинальнее,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование ценностных отношений растущей личности средствами дополнительного образования
Опубликовано: 9 февраля 2022 в 04:42
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД