МААМ-картинки

Опыт работы «Использование нетрадиционных методов и приёмов в развитии связной речи дошкольников»

Лидия Антоновна
Опыт работы «Использование нетрадиционных методов и приёмов в развитии связной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад на педсовете для воспитателей.

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в развитии связной речи дошкольников».

Речь – великий дар природы, благодаря которой люди получают широкие возможности общения друг с другом, однако на появление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Теоретическим фундаментом в области исследования, а развитии речи дошкольников являются представления о закономерностях речевого развития детей дошкольного возраста, выдвинутые в трудах. Л С Выготского, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохина. В общем виде их взгляды можно переделать в следующих положениях:

Публикация «Опыт работы „Использование нетрадиционных методов и приёмов в развитии связной речи дошкольников“» размещена в разделах

1. Речь ребёнка развивается в ходе восприятия речи взрослых и собственной речевой активности.

2. Язык речи представляет собой своеобразный узел, в который сплетаются различные линии психического развития.

Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его деятельности и поведении.

Изучая развитие речи детей Татьяна Гризик отмечает, что уровень развития современных дошкольников крайне неудовлетворительный.

По результатам исследования института возрастной физиологии РАО 60% детей имеют различные нарушения в развитии речи. Обследование речи дошкольников специалистами в разных регионах страны показало, что у значительного количества детей имеются различные речевые дефекты.

Этому способствуют причины:

- связанные со здоровьем детей;

- педагогические причины;

- социальные причины.

Коротко раскрою каждую группу причин. Во – первых, современное поколение отличается слабым здоровьем. Большинство детей, посещающих дошкольные учреждения относятся ко 2 группе здоровья. Детей 1 группы здоровья в детских садах крайне мало. Всё чаще встречаются дети 3 даже с 4 группой здоровья. Начиная работать с детьми младшей группы, я отметила, что со 2 группой здоровья 20 детей, а с 1 группой – всего 3 человека. Дети группы часто болеют ОРЗ, которые приводят к снижению функциональных возможностей организма, повышенной утомляемости, низкой и неустойчивой работоспособности. Речь ребёнка – это своеобразная «лакмусовая бумажка», демонстрирующая уровень общего развития ребёнка. Дети моей группы не являются исключением: пять человек относятся к этой категории.

Вторая группа причин – педагогические причины. Во – первых, диагностика речевого развития начинает проводиться, когда детям исполняется 5 лет сегодня уже очевидно, что у 5 годам большинство детей не имеют речевой нормы и на логопедов обрушиваются речевые проблемы детей. Во – вторых, используемые в практике методы и приёмы развития речи разработаны исходя из речевой нормы. Как было сказано выше, речевая норма в настоящее время не соответствует возрастным характеристикам детей. Традиционные приёмы способствуют развитию речи по образцу педагога, а это приводит к тому, что дети не могут свободно владеть связной речью, творчески использовать богатство родного языка.

Третью группу составляют социальные причины, связанные с отношением к проблемам развития речи в обществе и семье. Отмечается дефицит общения в семье. Дошкольники часто предоставлены сами себе, телевизору, компьютеру.

Все эти причины в комплексе определяют актуальность работы по развитию речи.

Для оптимизации работы в данном направлении, я определила для себя следующие направления:

- регулярная диагностика речевого развития детей;

- изучение и внедрение новых подходов в развитии связной речи;

- взаимодействие с семьёй по проблемам развития речи детей.

Проведя диагностику в начале года, я увидела, что у 50% детей смеются трудности в составлении связных рассказов, затруднения в формулировании своих мыслей, односложные ответы на вопросы.

Для организации работы по данному направлению, я изучила сборник игр «Придумай слово» О. С. Ушаковой в этом пособии каждая игра или упражнение решает комплекс задач. Все игры систематизированы, соответствуют программе детского сада, легко включаются в занятия и могут видоизменяться в зависимости от уровня развития речи детей. Кроме того, большую помощь в самообразовании мне оказали статьи В. Щеблыкиной в газете «Детский сад со всех сторон», статьи в журналах «Дошкольное воспитание», «Детский сад от А до Я», «Логопед». Организуя образовательную деятельность по развитию речи, я давать детям задания творческого характера. Дети начинают мыслить, у них возникает желание высказаться. Для развития фантазии предлагаю составить рассказы – предложения, сочинить конец сказки или истории. Использую в работе с детьми и такой приём, как составление творческих рассказов с элементами драматизации (опыт В. Щеблыконой) ребёнок выбирает для себя роль и действует строит свои высказывания в соответствии с игровой ситуаций. Например, приглашаю детей на рыбалку. Дети выбирают, кто будет ловить рыбу, ловить уху, разводить костёр и т. д. затем каждый ребёнок рассказывает о своих действиях и о возможных приключениях, которые могли произойти с ним рыбалке.

Детям нравиться составлять «цепные» рассказы. При этом детям задаётся тематика и проговаривается начальное предложение, а остальное повествование продумывается всеми детьми по – цепочке. Например, тема «В зимнем лесу», первое предложение «Лес заснул под белым одеялом». Дети продолжают: «Медведи залегли в спячку», «В лесу не слышно ни звука» и т. д.

Всем известна польза загадок в развитии речи, но ещё большую пользу оказывает самостоятельное составление загадок. Это учит ребёнка задавать вопросы, что является очень трудным моментом в развитии речи.

Если ребёнок не может выразить свои мысли, то на помощь приходит карандаш и бумага. При ознакомлении с большим литературным произведением детям трудно уловить отдельные детали. Поэтому я делю его на небольшие смысловые части, знакомлю с ними детей последовательно, при этом отображая основные события в рисунках. В дальнейшем по рисункам детям легче восстановить ход событий, описанных в рассказе или сказке. Использование данных приёмов дало положительные результаты. Работая в настоящее время с детьми подготовительной группы, отмечается положительная динамика по всем разделам развития речи. В целом по группе 70 № детей имеют высокий уровень развития.

Особую помощь в решении проблемы развития связной речи оказывают родители. Без их поддержки я не смогла бы достичь таких результатов. Мы договорились, что после выходных дети будут «Приносить новое слово», рассказывать, что оно обозначает. Это стало доброй традицией уже на протяжении года. Кроме того, я знакомлю родителей с играми по развитию речи, в которые можно играть с ребёнком на ходу, например, дарить друг другу «вкусные», «мягкие», «сладкие» слова, находить слова на окне, в кармане, в супе и т. д. рассуждать и просто красиво говорить. Актуальность этого определения уникальный ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребёнка, являясь важнейшим средством человеческого общения.

Публикации по теме:

Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников Инновационный педагогический опыт работы «Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста».

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию презентацию:«Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников» Театрализованная.

Взаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игрыВзаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игры Между игрой и речью существует двухсторонняя связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Использование нетрадиционных методов и приёмов в развитии связной речи дошкольников»
Опубликовано: 27 марта 2020 в 20:34
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Использование нетрадиционных методов и приёмов в развитии связной речи дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Антоновна (УИ 2244978) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД