Елена Маришева
Доклад «Обучение связному пересказу детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему : Обучение связному пересказу детей старшего дошкольного возраста
Пересказ – связное изложение прослушанного текста. Это средство развития речи на основе образца. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. Совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.
Публикация «Доклад „Обучение связному пересказу детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Пересказ - более легкий вид монологической речи по сравнению с рассказыванием, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы.
Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи, способствует развитию навыков выразительной речи у детей. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи.
В ходе таких занятий у детей развивается читательская активность и любознательность, желание самостоятельной читательской деятельности. Формируется полноценное эстетическое восприятие произведения, расширяются и углубляются знания детей, активизируется мыслительная деятельность, развивается словарный запас, возникают возможности для развития монологической речи - одного из ведущих в школьном обучении видов речевой деятельности детей.
Дети 5-6 лет при пересказе литературных произведений способны проявить большую, чем младшие дошкольники, самостоятельность и активность. В этом возрасте совершенствуется процесс восприятия и эмоционального освоения художественных произведений. Старшие дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову. Возрастает также роль произвольно-волевых действий – дети прилагают усилия, чтобы лучше запомнить и точнее воспроизвести прочитанное. Дети уже могут использовать собственные, удачно найденные образные выражения, которые лексически и синтаксически близки к языку художественного произведения. Сказки и рассказы, рекомендуемые для пересказа в старшей группе, несколько сложнее по своей структуре, языковому материалу и количеству действующих лиц, чем тексты для средней группы.
Чтобы обучение пересказыванию было плодотворным, нужно правильно отобрать тексты для пересказов. Пересказ не самоцель, а средство речевого развития дошкольников. Поэтому существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа, суть которых заключается в следующем:
- полноценное и доступное содержание;
- разнообразие жанров;
- четкая композиция;
- простой, но богатый язык;
- небольшой размер.
Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в детях нужное нашему обществу черты личности, доброту, отзывчивость, трудолюбие, толерантность, любовь к родине, природе, людям и животным, уважение к старшим, желание быть полезным обществу.
Целесообразно для пересказа использовать несколько жанров: рассказ и описание, народную и авторскую сказку. Сказки можно выбирать разные: короткие ("Лиса и кувшин") и длинные ("Гуси-лебеди") – у каждой свои особенности и свои возможности воспитательного воздействия.
Дошкольники хорошо пересказывают литературное произведение, если рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания, становится им близким, даже если содержание и не относится к их непосредственному опыту. Следовательно, для пересказа лучше подбирать тексты, связанные с привычными для детей ситуациями, или такие, которые могут активизировать их воображение и повлиять на чувства. При этом работа воображения должна опираться на имеющиеся у дошкольников представления и простейшие понятия.
Очень важно обращать внимание на грамматическую структуру выбираемого для пересказа произведения. Детям дошкольного возраста еще недоступны сложные и длинные предложения, причастные и деепричастные обороты, вводные предложения, сложные метафоры. Таким образом, для пересказа пригодны рассказы в прозе, доступные дошкольнику по содержанию, языку и грамматической структуре.
При подборе литературных текстов для пересказа следует, прежде всего, учитывать их содержание, доступность, динамичность и эмоциональность. При этом также важно помнить, что размер произведения влияет на восприятие, усвояемость и качество пересказа.
Таким образом, работа по обучению пересказу должна вестись систематично (примерно 1–2 раза в месяц как часть занятия). Начинать следует с коротких сказок и рассказов, так как их ребенок пересказывает увереннее.
Не следует требовать от детей пересказать произведение сразу после его прочтения. Дошкольников необходимо подготовить к этому виду деятельности.
Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:
1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).
Задачи:
• выяснить знания детей по теме произведения;
• обеспечить понимание слов и выражений, которые будут в тексте;
• расширить представления детей о предмете, о котором идет речь в произведении;
• обеспечить эмоциональный настрой детей пред слушанием произведения.
2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.
3. Подготовительная беседа (анализ произведения).
Цели ее:
• уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов, последовательности событий,
• привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы,
• активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах).
Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета.
4. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. При этом уместна установка на пересказ, например: «Вслушивайтесь, как я читаю». Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.
5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).
6. Пересказ (3—7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).
7. Анализ пересказов детей (анализируется подробно первый пересказ, остальные – менее подробно; в подготовительной группе к анализу привлекаются сами дети).
Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется.», «Я советую Сереже.», «А может быть, лучше.»
Приемы, способствующие эффективности восприятия художественного произведения:
Одним из приёмов способствующим эффективному восприятию художественного произведения является мнемотехника.
1. Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе занимает дидактический материал в форме таблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана - схемы делает сказки четкими, связными и последовательными.
Работа по применению метода мнемотаблиц продолжается в старшей группе. В старшем возрасте работа по развитию связной речи связана с дальнейшим развитием всех компонентов устной речи и практически овладением нормами речи. Педагоги должны сформировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки. Начинает формироваться произвольная память. Однако запоминание и припоминание остаются эпизодическими. Дошкольный возраст -возраст формирования образных форм сознания. Исходя из этого, становится понятным, что графическое изображение сказки помогает пересказать ее последовательно, связно. Дети к старшему возрасту уже приобрели навык рисования и владения карандашом. А замена образа героя сказки на определенный символ интересно им. Им легче нарисовать в таблице символ (О, чем изобразить медведя. Да и сказки в этом возрасте более сложны по сюжету, длиннее, больше героев. Метод использования готовых таблиц в этом возрасте уже недостаточен. Дети могут больше. Они с удовольствием совмещают зарисовывание сказки с пересказом. Это - своеобразная игра. В рисунках-схемах дети упрощают рисование героев, замещая их символами отдельных частей (хвост - у лисы, зубы - у волка, длинные уши - у зайца). В таблице изображают также природные явления: снег, дождь, тучи, солнце. Речь становится более яркой. Дети все более активно играют в театр, диалоги между детьми более насыщенны.
Использование метода мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее. Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, настольно-печатные игры, кукольный и настольный театры, драматизации изучаемых сказок. Все это помогает детям развивать связную речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самооценки.
Считаю, что, чем раньше мы будем учить детей пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению [10].
2. рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в рассказе;
3. лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа;
4. использование загадок, пословиц, потешек, стихов и т. д., способствующих пониманию содержания рассказа;
5. наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей.
Приемы, работы над текстом произведения:
• беседа по произведению (выявляет о чем произведение, главных героев, поступки героев и их оценка, вопросы на анализ языка произведения);
• выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке;
• выделение из текста фраз к каждой картинке;
• придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста;
• частичный пересказ во время беседы (пересказывают особенно трудные части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц);
• составление плана произведения (в качестве вспомогательных средств могут использоваться серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы).
Приемы, способствующие совершенствованию детских пересказов :
• Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы воспитателем. На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений, а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз). Кстати, и в уверенном пересказе подсказ целесообразен для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки ребенка.
• В тех случаях, когда произведение делится на логические части и достаточно длинно (сказки «Теремок», «На машине» Н. Павловой и др., применяется пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребенка по окончании части и иногда подчеркивая это обстоятельство.
• Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно в деле формирования выразительности детской речи, приходит пересказ по ролям (в лицах).
• В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица или лица разных его героев, а также построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя. Хотелось бы подчеркнуть необходимость особенно тактичного, разумного внедрения этих приемов, бережного отношения к авторскому тексту, особенно классическому, не адаптированному. Учебные синтаксические упражнения детей в переделке прямой и косвенной речи более уместны на дидактических, тренировочных текстах.
• игровые приемы ( н-р: пересказ, сидя у макета телевизора).
Заключение
Речь детей становится более богатой: прилагательными, сложно - подчинёнными предложениями. Постепенно уменьшается количество ошибок в ударении.
Внимание детей постепенно становится более сосредоточенным, устойчивым, развивается произвольное внимание. Дошкольники начинают внимательно слушать пересказы сверстников, при обсуждении пересказов большинство, а часто и все дети группы делают замечания, относящиеся к содержанию или языку воспроизведения.
Работа по пересказу художественных произведений оказывает влияние и на нравственное развитие детей. Можно наблюдать немало моментов, когда они, ассоциируя свое поведение с поведением героев произведения, прилагают усилия изменить его.
Таким образом, пересказ, как вид монологического высказывания, занимает важное место в системе речевой работы в детском саду.
При пересказе развивается умение слушать и понимать литературный текст как произведение искусства, обогащается речь детей, совершенствуется ее структура, развиваются выразительные качества речи, ясность произношения. Однако, эти возможности будут реализовываться только в том случае, если пересказу систематически обучать.