Система и формы организации методической работы по этнокультурному образованию

Альбина Чурсова
Система и формы организации методической работы по этнокультурному образованию

А. Н. ЧУРСОВА

МБДОУ «Усть-Кяхтинский детский сад»

с. Усть-Кяхта, Кяхтинский район

Система и формы

организации методической работы по этнокультурному образованию

Свою национальную принадлежность вправе свободно определять каждый гражданин России, так записано в Декларации прав свобод человека и гражданина. Причисление себя к той или иной национальности, происходит исходя из самосознания, владения языком, на котором человек говорит и считает родным, приверженности традициям и обычаям, которые он соблюдает, культуре, которая ему близка.

Реализуя это право любого гражданина, необходимо с ранних лет формировать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур окружающего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, руководствоваться принципами гуманизма и равенства наций и народов.

Народная культура включает в себя пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени. Субъектом народной культуры является народ - коллективная личность, объединяющая всех индивидов общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности. Культуру представляет фольклор, народные ремесла, обычаи, уклад жизни, убранство жилища, характер питания и воспитания детей, то есть народная педагогика.

Этнокультурное воспитание и образование детей - это приобщение детей к истокам народной культуры, сохранение традиций народа, преемственность поколений, возрастание его духа.

В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования при планировании образовательного процесса, большое внимание уделено этнокультурному воспитанию и образованию детей. В них предусматривается ознакомление дошкольников с историей, культурой, бытом, как своего народа, так и народа, рядом с которым мы проживаем. Все это имеет весомое значение в формировании патриотических и социально-нравственных качеств. Ориентирует на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою Родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.

Важно обеспечить широкую направленность содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной гармоничной личности. Дошкольный возраст – это сензитивный период приобретения ребёнком основ личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, национальной культуре, включение народных традиций в процесс этнокультурного воспитания и образования способствует расширению знаний и представлений о родном крае, развитию национального самосознания, формирование чувства гордости за свою Родину.

Этнокультурное воспитание и образование, привитие любви к своей Родине, к малой Родине нужно начинать с раннего детства. Формирование этого чувства у каждого ребёнка индивидуально. Оно связано с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где он живёт.

Цель этнокультурного образования:

приобщать детей к культуре своего народа, развивая национальное самосознание, воспитывая доброжелательноетолерантное отношение к представителям других этнических групп, развивая устойчивый интерес к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей.

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с бытом, народно-прикладным искусством, историческим и культурным прошлым, настоящим и будущим народов, проживающих в родном селе (бурятского, русского, татарского).

2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, память, воображение, образное мышление. Способствовать тому, чтобы дети дошкольного возраста учились активно замечать, наблюдать, воспринимать и оценивать предметы, объекты, явления рукотворной, природной, социальной действительности, их исторические, временные, структурные и функциональные изменения, отражать полученные знания в различных видах деятельности.

3. Воспитывать у дошкольников интерес к истории и культуре малой и большой Родины, желание знать, понимать, сохранять, становиться носителями семейной, родной этнической, региональной и мировой культуры.

4. Способствовать развитию творческих способностей детей с учётом индивидуальных особенностей.

5. Воспитывать гуманные чувства детей по отношению друг другу, положительное этнотолерантное отношение и поведение личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ.

6. Формировать понимание важности и личностной заинтересованности родителей в проводимой в дошкольном учреждении работе.

Этнокультурное образование — это деятельность, направленная на повышение этнической осведомленности, формирование основ национального самосознания и положительной этнической идентичности через усвоение ценностных ориентаций своего народа и обеспечивающая успешное вхождение ребенка в контекст мировой культуры.

Этнокультурное воспитание занимает важное место в работе ДОУ. Приобщение детей к культуре своего народа в МБДОУ «Усть-Кяхтинский детский сад» начиналась с более глубокого изучения традиций и обычаев русского народа. Вначале педагоги ДОУ знакомились с энциклопедической, методической, художественной литературой. Подбирали необходимый материал. Пополняли методическую копилку разработанными занятиями, беседами, предметно пространственную развивающую среду. Для праздника Пасхи подготовили горку для катания яиц, расписывали деревянные яйца, различные предметы утвари. Были подобраны предметы для русской горницы – домотканые половики, старинные вещи, скамейки, одежда.

Проводили педсоветы, семинары, выставки, выставки-продажи, аукционы, кустовые методические объединения. В кустовых методических объединениях участвовали педагоги детских садов сел Большой Луг, Усть-Кяхта, поселков Хоронхой, Наушки.Планировали и проводили народные праздники: колядки на Рождество, Масленицу, Пасха, развлечения для детей, на которых дети играли в старинные игры, пели русские песни, водили хороводы, читали стихотворения о России. Такие мероприятия запоминаются детям, развивают национальное самосознание.

Изучение бурятских традиций начинали с праздника Сагаалган - празднование Белого Месяца, который был включен в план работы. Педагоги детского сада знакомили детей с двенадцатилетним циклом, с традициями бурятского народа. Дети слушали бурятскую речь, благопожелания на бурятском языке от гостей, приходивших на праздник. Бурятские песни, танцы, игрыразучивали с детьми, учили стихотворения. В меню детского сада в день праздника Сагаалган на обед готовили буузы, зеленый чай – так мы знакомили детей с бурятской кухней. Также принимали участие в праздниках села, дети поздравляли жителей - пели песни, танцевали, читали стихи, показывали небольшие сценки. Выступления детей радовали родителей и всех тех, кто приходил на праздник.

Сотрудники, воспитанники, родители воспитанников постоянно участвуют в мероприятиях муниципального поселения Усть-Кяхтинское. Летом 2016 года проводился День села, праздник Сурхарбан, на котором учреждения представляли определенную культуру. Русскую культуру представляло учреждение Кяхтинский психологический интернат, бурятскую - муниципальное образовательное учреждение Усть-Кяхтинская средняя образовательная школа, татарскую культуру представлял нашдетский сад. Во время подготовки к празднику сотрудники детского сада помогали организовать музей татарской культуры, участвовали в приготовлении блюд татарской национальной кухни, знакомились с их названиями, знакомились с традициями народа. Именно с этого момента началась работа по ознакомлению с татарской культурой в нашем детском саду. Так как социум татарской диаспоры представляют замечательные люди, которые в настоящее время тесно сотрудничают с коллективом ДОУ. Также было запланировано провести фестиваль «Диалог культур» «Народов дружная семья».

Позднее в Усть-Кяхте организована татарская «изба», в которой располагается музей татарской культуры, создан и работает туристический маршрут, участниками которого являются сотрудники ДОУ.

В соответствии с годовым планом 2018-2019 учебного года, календарно-тематическим планированием, с целью социализации детей дошкольного возраста в условиях полиэтнической и много конфессиональной среды, на основе сотрудничества и сотворчества детей и взрослых, в процессе передачи разнообразных форм народной традиционной культуры. Реализуя задачи воспитания бережного отношения к культурно - историческому наследию, изучению истории России. Знакомству с фольклором, как истоком и основой любого истинного творчества, сохранение народных исторических, культурных, семейных традиций и ценностей, возрождение народной культуры в ноябре 2018 года в детском саду был проведен фестиваль «Диалог культур» - «Народов дружная семья».

Разработали положение, определили цели и задачи, распределили группы, представляющие национальные культуры. После обсуждения и утверждения положения каждый педагог провел с родителями собрание, где был составлен план работы в группах, разработаны проекты.

Педагоги, дети и родители приготовили мини-музеи, национальные костюмы детям, изысканные блюда на праздничный стол. 13 ноября 2018 года был проведен фестиваль «Диалог культур» «Народов дружная семья». Дети пели песни, рассказывали стихотворения, пословицы и поговорки, играли в национальные игры, танцевали. Воспитатели, родители, бабушки, рассказывали о традициях, обычаях родного народа,пели песни. Представляли национальную кухню.

В бурятской юрте встречали приветственными словами на бурятском языке, молочной пищей, буузами, зеленым чаем и другим традиционным угощением. Группа здоровья «Бурбабушки» - бабушки наших воспитанников в национальных костюмах рассказали, как жили в старину, спели песню об Усть-Кяхте на русском и бурятском языках. Дети танцевали танец «Скакуны», и вместе с бабушками известный бурятский танец «Ёхор».

Русская изба встретила гостей караваем. Занимательный рассказ о традициях и обычаях русского народа представила гостям воспитатель Чурсова Елена Викторовна, рассказала о самой избе, о том, как жили в старину, работали не покладая рук, какие блюда готовили и как отдыхали на Руси. Частушки, кадриль, танец «Русский самовар», стихи – такие выступления подарили дети присутствующим.

По татарскому обычаю гостей встречали пирогом Балиш, вкусным чаем из самовара. Угощала вкусным пирогом и чаем бабушка – Саликова Альфия Габдульбаровна. Свой рассказ о татарских традициях и обычаях, о жизни татар в Бурятии, в Усть-Кяхте, я начала на татарском языке, приветствуя всех. Обширная композиция мини-музея представляла быт татар, блюда национальной кухни. Стихи, два задорных татарских танца – представили на суд зрителей дети. Песня о дружбе «Дружат дети всей земли» завершила фестиваль.

17 декабря был проведён районный семинар на базе МБДОУ «Усть-Кяхтинский детский сад». Тема семинара «Этнокультурное воспитание и образование в ДОУ», девиз «Мы живём в Усть-Кяхте дружно, а не дружных нам не нужно». Присутствовало 15 педагогов с детских садов Кяхтинского района. Был проведен тренинг «Реализация этнокультурного воспитания и образования в соответствие с ФГОС ДО».

Далее предложены образовательные ситуации в группах – интегрированное НОД «Тюбетейка» (группа «Солнышко», дети 5 – 6 лет, воспитатель Чурсова А. Н., интегрированное НОД «Русская матрёшка» (группа «Непоседы», дети 3 – 4 года, воспитатель Чурсова Е. В., музыкальное развлечение «В гости к Будамшу» (группа «Радуга», дети 1,6 – 3 года, музыкальный руководитель Кожина Л. И).

В заключение семинара педагоги района общими усилиями изготовили лэпбук трёх культур: русская культура, бурятская культура, татарская культура.

В календарно-тематическое планирование на 2018-2019 учебный год включен татарский народный праздник «Сабантуй».

Цель этнокультурного образования: приобщать детей к культуре своего народа, развивая национальное самосознание, воспитывая доброжелательное толерантное отношение к представителям других этнических групп, развивая устойчивый интерес к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей – достигнута. Дети многому научились, разучивали национальные танцы, песни, стихи, рисовали, играли в народные игры. Знают национальные блюда. Мы надеемся, что из наших воспитанников вырастут замечательные люди, любящие свою Родину, настоящими гражданами многонациональной страны. И каждый из них понесёт частичку своей культуры сквозь годы, будет прививать любовь к своей культуре своим детям и внукам. Родители наших воспитанников стали настоящими партнёрами образовательного процесса. Ведь именно семья является источником культурного наследия.

Этнокультурное образование необходимо продолжать на протяжении всего детства и всей жизни. Поэтому мы планируем охватить всю социальную диаспору, проживающую в селе Усть-Кяхта. Чтобы дети, посещающие детский сад могли видеть и знать разнообразие национальных культур, толерантно относиться друг к другу.

Публикации по теме:

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Материалы семинара «Организация методической работы по реализации требований к результатам освоения воспитанниками ООП ДО Сообщение из опыта работы на тему " Организация методической работы по реализации требований к результатам освоения воспитанниками ООП ДО".

План методической работы с педагогами на период всеобщей самоизоляции План методической работы с педагогами на период всеобщей самоизоляции - Проинформировать педагогов, как будем взаимодействовать с ними.

Подготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». ФотоотчётПодготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». Фотоотчёт .

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Дикие животные
  • Цветы
Автор публикации:
Система и формы организации методической работы по этнокультурному образованию
Опубликовано: 3 марта 2021 в 14:52
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 апреля. Всемирный день цирка

Очередной тематический день посвящен виду искусства, который возвращает взрослых в детство, а детям дарит незабываемые эмоции. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать...

17 апреля. Международный день кофе

Всемирных дней кофе существует в календаре несколько. Один из них приходится на 17 апреля. Предлагаем воспользоваться этим поводом узнать вместе с детьми побольше о популярном ароматном напитке. Который...


Горячие темочки