МААМ-картинки

Знакомство с правилами этикета как средство формирования культуры поведения старших дошкольников

Ольга Камший
Знакомство с правилами этикета как средство формирования культуры поведения старших дошкольников

Доклад

"Знакомство с правилами этикета как средство формирования культуры поведения старших дошкольников. "

Исполнитель:

Камший Ольга

Юрьевна,

воспитатель МБДОУ № 32

Содержание

Введение…. 3

1. Культура поведения-соблюдение основных правил…. 7

2. Основные методы используемые при обучении правил этикета… 9

3. Важнейшие условия эффективности воспитания основ культурного поведения у детей-тесное сотрудничество педагога с родителями… 11

Публикация «Знакомство с правилами этикета как средство формирования культуры поведения старших дошкольников» размещена в разделах

Заключение… 13

Список литературы… 15

Приложения

Приложение 1. …. 17

Приложение 2. Определение понятия…. 20

3

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что вопросы о решающей роли воспитания культуры поведения в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Существует множество определений понятия «культура поведения». В педагогическом словаре культура поведения - соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ЕГУ, 2006. С. 32.. Культура поведения - совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, общении другими людьми, в котором находят внешнее выражение моральные эстетические нормы этого поведения. Культура поведения включает : манеры общения, этикет, высшая степень отточенности, отшлифованности действия и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни.

Вопросам воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста большое внимание уделяли и другие современные педагоги, и психологи. Как показали исследования Е. А. Алябьевой, Л. Р. Болотиной, И. Н. Курочкиной, С. Н. Николаевой, С. В. Петериной, эффективность воспитания культуры поведения во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта. В своих трудах ученые подчеркивают важность воспитания культуры поведения, нравственных чувств ребенка, развития нравственных отношений. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость формирования культуры поведения.

4

К дошкольному возрасту у ребенка уже имеется опыт общения со взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер поведения. В мире нет одинаковых людей. Мы все разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать еще лучше, еще прекраснее.

Все мы – педагоги, воспитатели – пытаемся ответить на вопрос: «Как воспитать высокообразованное и хорошо воспитанное молодое поколение, владеющее всеми достижениями созданной человеком культурыПоведенческая культура является частью общечеловеческой, оно весьма разностороннее и включает в себя обычаи, традиции, нравы, порядки, этикет, а также связанные с поведением этические и эстетические взгляды.

Программа «От рождения до школы» придерживается положения, выдвинутого В. Н. Мясищевым: Личность представляет собой систему трех основных отношений человека: к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. В программе поставлены задачи формирования бережного и уважительного отношения к окружающему миру рукотворных предметов и сфере человеческого труда, уважения и доверия к взрослым, уважения и терпимости к сверстникам.

В основе моего опыта по теме «Знакомство с правилами этикета как средство формирования культуры поведения старших дошкольников» лежат теоретические основы исследователей И. Н. Курочкиной, М. И. Лисиной, А. Г. Рузской и д. р., которые отмечают, что дошкольный возраст является важным основным этапом в становлении личностного опыта ребенка. В дальнейшем продолжается развитие общения с взрослыми и сверстниками, и появляются новые формы общения. Ведь если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутри-личностные конфликты, которые

5

у взрослого человека разрешить (произвести их коррекцию) очень сложно, а иногда и невозможно.

Л. С. Выготский, Л. И. Бажович, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Е. Е. Кравцова подчеркивают, что именно в этот период начинает закладываться опыт культурного общения и поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к культурному существованию в окружающей среде.

Работая с детьми по программе «От рождения до школы», отметила, что в ней ставятся задачи нравственного воспитания, личностного - ориентированного стиля общения, формирования осознания ребенком ценности прав как своих, так и других людей.

Данная программа ставит и задачи формирования у детей представлений о правилах культуры поведения в разных условиях (в группе, дома, в общественных местах, на улице, в транспорте и пр.) и осознанного выполнения детьми этих правил.

Имея опыт работы с дошкольниками, решила выделить проблему формирования основ культурного поведения, т. к. не все дети, даже к выпуску в школу, могли объяснить как нужно правильно вести себя в различных

ситуациях, будь то поход в театр или в гости к другу, разговор по телефону или поездка на общественном транспорте. Дети не могли правильно сервировать стол к чаю, культурно выходить из конфликтных ситуаций со сверстниками.

Проанализировав материал программы «От рождения до школы» по формированию основ нравственного воспитания у дошкольников, пришла к

6

выводу, что содержание работы по данному направлению раскрыто недостаточно полно.

Таким образом, пришла к выводу, что работу по формированию навыков культурного поведения, необходимо систематизировать и поставила перед собой следующие

цель: изучить методику формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

задачи:

1. Дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения.

2. Помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками культурного поведения в различных жизненных ситуациях, научить осознано действовать в той или иной обстановке.

3. Развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, умение применять знания в повседневной жизни.

Для достижения поставленных задач наметила такие направления в работе как :

- Создание условий и построение предметно-развивающей среды для совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей;

-Проведение специально организованных занятий;

-Организация совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей;

-Организация взаимодействия с родителями.

7

В содержание работы включила следующие разделы:

*Я и моя семья.

*Я и другие люди.

*Я себе друг.

*Я в общественных местах.

Расскажу о системе работы с детьми, которая направлена на оказание помощи детям в овладении культурой поведения.

1. Культура поведения - соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими. О важности воспитания культуры поведения у детей и обусловленности ее нормами морали говорил еще В. Белинский: «Не упускайте из вида ни одной стороны воспитания: говорите детям и об опрятности, о внешней чистоте, о благородстве и достоинстве манер и обращения с людьми; но выводите необходимости всего этого из общего и из высшего источника - не из условных требований общественного знания или сословия, но из высокости человеческого знания, не из условных требований общественного знания или сословия, не из условных понятий о приличии, но из вечных понятий о достоинстве человеческом» Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М. : ИКЦ «МарТ»; Ростов н/ Д: Издательский центр «МарТ», 2005. С. 152 - 153. .

Культура деятельности проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

Формировать у ребенка культуру деятельности, - значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.

8

Дети в среднем, а особенно в старшем дошкольном возрасте должны научиться готовить все необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом. Важный показатель культуры деятельности - естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умение дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность и отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры, утреннюю гимнастику. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда.

Для определения достигнутого в воспитании культуры трудовой деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться, интерес к выполняемой работе, понимание ее цели и общественного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном труде.

Для воспитания у детей культуры поведения предусматриваю специально организованные занятия. Составила перспективный план занятий, которые провожу 1 раз в неделю.

В старшей группе по теме «Знакомство» знакомлю с правилами поведения при знакомстве и с простыми речевыми формами : здравствуйте, до свидания. В подготовительной группе по данной теме буду продолжать знакомить с этикетными правилами, но на более сложном уровне: знакомство с посредником и без посредника. Учиться знакомиться с новым педагогом.

В старшей группе по теме «Поведение в общественных местах» знакомлю с правилами поведения, с простыми формулами речевого этикета в транспорте, в кафе, в театре (кино, в поликлинике, в парикмахерской и в библиотеке. В подготовительной группе буду учить правилам поведения и взаимодействия детей при коллективных выходах в общественные места; Знакомить с

9

новыми для детей понятиями: сеанс, зрительный зал, билетер, фойе, проводить словарную работу.

В старшей группе по теме «Я и другие люди» - учу детей взаимодействовать, правильно, успешно общаться с детьми в группе, во дворе, с родными дома, с взрослыми. В подготовительной группе планирую учить правильно общаться с учителем, одноклассниками для лучшей адаптации к школе.

В старшей группе по теме «Я себе друг» - знакомлю с культурно-гигиеническими навыками, приучаю к порядку в одежде, в ячейках, к тому, что плохо быть неряхой. В подготовительной группе буду помогаю освоить правила школьной гигиены, приучать к тому, что порядок должен быть не только в портфеле и в одежде, но и в тетрадях.

2. Основные методы, которые я использую при обучении детей правилам этикета :

- Словесные - беседа, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.

- Игровые – дидактические игры, игры малой подвижности, хороводные игры, настольные игры, моделирование игровых ситуаций и разбор конфликтов, в которых ребенок может применить правила этикета и убедиться в их необходимости, сюжетно - ролевые игры, спектакли и драматизации.

-Наглядные – демонстрация наглядных пособий, рассматривание иллюстраций – беседы по картинке, составление рассказа по картинке.

Совместную деятельность педагога с детьми по воспитанию культуры поведения интегрирую в различные виды игровой деятельности:

* Сюжетно- ролевые игры – «Больница», «Моя семья», «В театре», «Поездка в транспорте» (в автобусе, на пароходе, на самолете и т. д., «Салон красоты».

10

*Дидактические игры – «Полезные и вредные привычки», «Лото вежливости», «Уютный домик».

В процессе игры не только закрепляю знания детей о правилах этикета, но и учу проговаривать способы правильного поведения в создавшихся ситуациях, т. е. формирую у дошкольников алгоритм культурного поведения. Играя в настольные дидактические игры, дети легко и быстро запоминают то, что может показаться им скучным и неинтересным.

В процессе воспитания культуры поведения, одно из важных мест занимают целевые прогулки. В каждой из возрастных групп целевые прогулки предусматривают свои задачи, примерные темы и периодичность проведения. Значительное место при проведении целевых прогулок отвожу практическим методам обучения: наблюдению.

Так в старшей группе организую целевую прогулку 1 раз в месяц на темы: «Наблюдение за птицами», «Наблюдение за животными», «Наблюдение за сезонными изменениями одежды людей», «Наблюдение за игрой других детей». В процессе наблюдения знакомлю с названием птиц, которые прилетают к детскому саду, с их питанием и образом жизни, воспитываю бережное отношение к птицам – в зимний период делаем кормушки. Учу не обижать кошек и собак, не кидаться в них камнями. Зимой упражняю в бережном отношении к ледовым постройкам. Наблюдаю за тем, чтобы дети играли в подвижные игры честно, четко выполняли правила игры, бережно и внимательно относились друг другу, помогали друг другу, если помощь требуется. На прогулке вместе с детьми мы разбираем множество реально возникших ситуаций, дети учатся рассуждать, оценивать свое поведение, и поведение других людей и выбирать способ разрешения данной ситуации. Таким образом, дети на практике, в реальной жизни, закрепляют правила

11

поведения, учатся ориентироваться в окружающей обстановке и ее изменениях, и правильно реагировать на эти изменения. В совместной работе с детьми широко использую рассматривание иллюстраций из дидактических пособий «Уроки доброты» и «Уроки вежливости». Начиная работу с наглядным пособием, вывешиваю иллюстрацию на видном месте, чтобы ее могли рассмотреть все дети. Не проявляя инициативу первой, внимательно наблюдаю, как дети обсуждают увиденное на иллюстрации между собой, при необходимости включаюсь в разговор как один из участников беседы, равноправный партнер по общению. Если дети задают прямые вопросы по поводу того, что изображено, то отвечаю, продолжаю обсуждение вместе с детьми по возникшим у них вопросам. Когда дети хорошо ознакомятся с иллюстрацией, использую ее как драматический материал для самостоятельной деятельности.

Чтобы повысить интерес детей к изучению правил поведения в старшей группе провожу 2 раза в год развлечения по теме: «Кулинарная викторина», «Поздравление и пожелание» и 1 раз в год праздник по этикету «Азбука вежливости». В подготовительной группе планирую провести 2 раза в год развлечения на темы: «Занятие – викторина “Клуб знатоков”, «Игровое соревнование “Кто такой культурный человек”», и 1 раз в год праздник по этикету «Неразлучные друзья взрослые и дети».

Закреплению знаний по этикету способствуют театрализованные представления. Театрализованное представление «Вежливая сказка», «Уроки вежливости», «Принцесса проказница», «Приключения тигренка» наглядно демонстрируют, что завидовать плохо.

3. Важнейшее условие эффективности воспитания основ культурного поведения у детей - тесное сотрудничество педагога с родителями.

12

В часы, когда родители приходят за детьми, рассказываю им о беседах по культурному поведению в общественных местах и за столом, выясняю, показывают ли родители детям примеры культурного поведения. Убеждаю

родителей, что культуре поведения нужно учить детей каждую минуту их жизни не только словами, но и собственным примером.

Провожу консультации и беседы на темы «Что значит “вежливый человек”?», «Азбука вежливости», «Воспитание искусством», «Воспитание праздником», «Почему дети говорят неправду», «Воспитание примером», «Воспитание доверием» и д. р.

Вместе с детьми родители принимают участие в изготовлении кормушек для птиц, в постройке горки на участке, делают цветные льдинки для украшения участка. На традиционную в нашей группе «Встречу с интересными людьми» приглашаю родителей, работающих на разных предприятиях нашего города, которые знакомят детей со своей работой. Узнать, как научить ребенка правилам поведения, помогают памятки для родителей на актуальные темы: «Почему дети говорят неправду», «Почему дети ругаются?» и др., которые я размещаю на информационных стендах. Это является еще одним поводом напомнить родителям о важности данной темы.

Для достижения наилучших результатов использую методические пособия.

Подводя итоги проводимой работы, отметила положительные результаты в формировании культурного поведения дошкольников.

Любое правило, норма поведения становятся действенным регулятором поведения ребенка только в том случае, если они осознаны и приняты самим ребенком. Чтобы определить, насколько осознаны знания детей по культуре поведения. ?» На укрепление культурно-гигиенических навыков и привычек направлены некоторые игры-занятия, игр ы-упражнения. В зависимости от их конкретного содержания усваиваются различные правила или их

13

сочетания, например: следи за чистотой костюма, обуви, головного убора; мой руки перед едой и после загрязнения; правильно пользуйся носовым

платком; застегивай все пуговицы, следи за прической; знай расположение вещей, клади их всегда на место в детском саду и дома и т. п. Был

разработан вопросник, который помогает оценить знания детей. Мои дети старшего дошкольного возраста уверенно отвечают на вопросы «Как нужно вести себя в общественных местах

Родители отмечают, что дети без напоминания моют руки перед едой, помогают родителям, уважают пожилых людей. А это, я считаю, самое главное достижение моей работы. Надеюсь, полученный опыт культурного поведения позволит детям уверенно чувствовать себя в жизни. Важная часть воспитания культуры поведения ребенка проводится в семье, поэтому детский сад я использую

в работе с родителями разнообразные методы и формы работы.

В дальнейшем предлагаю продолжить работу по формированию основ культурного поведения дошкольников, познакомиться и использовать опыт

других детских садов города Белово, осуществлять взаимодействие со школой по вопросам культурного поведения в школе.

Заключение

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Культура поведения - соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими. В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты:

14

2. культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.

2. В старшем дошкольном возрасте происходит развитие познавательной и личностной сферы, формируются такие новообразования как

3. В воспитании старших дошкольников культуре поведения огромную роль играют эффективные методы и формы воспитания : из них можно отметить практический, словесный и наглядный методы, а также игровой метод. Также можно отметить игры-упражнения, групповые и индивидуальные этические беседы, экскурсии, прогулки-походы, игровые занятия, игры-инсценировки.

Немаловажное значение имеет воспитание культуры поведения в семье. С родителями детей проводятся общие и групповые родительские собрания, консультации, посещение педагогом семей своих воспитанников, «дни открытых дверей», оформленный стенд или ширма для родителей, разделы которых в наглядной форме раскрывают общие вопросы воспитания культуры поведения, папки-передвижки, положительный опыт семейного воспитания.

Таким образом, сочетание всех методов и форм воспитания будет способствовать эффективному воспитанию у старших дошкольников культуры поведения.

15

Список литературы:

1. Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5 - 7 лет. М. : ТЦ Сфера, 2009. 128 с.

2. Бархатова В. В. Воспитание культуры поведения// Дошкольное воспитание. 1991. №11. С. 41 - 44.

3. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д. : Феникс, 2009. 388 с.

4. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. М: Академия, 1997. 284 с.

5. Буре Р. С., М. В. Воробьева и др. Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М. : Просвещение, 2006. 142 с.

6. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ЕГУ, 2006. 135 с.

7. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Буре Р. С., Година Г. Н., Шатова А. Д. и др. ; Под ред. Виноградовой А. М. М. : Просвещение, 1999. С. 37 - 40.

8. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М. : ИКЦ «МарТ»; Ростов н/ Д: Издательский центр «МарТ», 2005. 448 с.

9. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М. : Академия, 1998. С. 112 - 117.

10. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание 2001. № 9. С. 18 - 27.

11. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. М. : Просвещение, 2002. 446 с.

16

12. Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. М. : Владос, 2003. 286 с.

13. Николаева С. Н. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. М. : Владос. 2007. 78 с.

14. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : Мозаика-Синтез, 2010. 304 с.

15. Палагина Н. Н. Психология развития и возрастная психология. М. : Московский психолого-социальный институт, 2005. 288 с.

16. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1986. 96 с.

17. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов. М. : ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.

18. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М. : Мозаика-Синтез, 2008. 208 с.

19. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. М. : Республика, 1998. С. 134 - 136.

20. Смирнова Е. О. Детская психология. СПб. : Питер, 2009. 304 с

17

Приложения:

Приложение 1

Правила культуры поведения дошкольника

Культурно-гигиенические правила

Вставай утром всегда в одно и то же время.

Обязательно делай утреннюю гимнастику.

Тщательно умывайся, обязательно чисти зубы, аккуратно причесывайся.

Мой руки перед едой, после пользования туалетом, прогулки, ухода за животными.

За столом всегда сиди прямо, не клади локти на стол.

Правильно пользуйся столовыми приборами.

Ешь не торопясь, аккуратно, бесшумно, жуй с закрытым ртом, тщательно пережевывай пищу.

Не кроши хлеб, отламывай по кусочку.

Косточки от фруктов из компота с помощью чайной ложки осторожно складывай на блюдце.

Закончив еду, клади ложку, вилку в тарелку, а не на скатерть.

Пользуйся салфеткой во время еды.

Не бегай с бутербродом, кусками съестного - поешь за столом.

Поднимаясь по лестнице, ставь ногу на ступеньку всей ступней.

Спускаясь по лестнице, держи спину прямо и слегка придерживайся за перила.

18

Пользуйся носовым платком; чихая и кашляя, отвернись от собеседника, прикрой рот и нос платком.

После прогулки тщательно вытирай ноги, стряхивай и чисти щеткой’ пальто.

Сам чисти свою обувь; аккуратно вешай или складывай одежду.

Вечером, прежде чем лечь спать, приведи в порядок свою одежду и обувь.

Ложись спать всегда в одно и то же время, спи в хорошо проветренной комнате.

Правила культуры общения

Пользуйся словами вежливого обращения:

«Здравствуйте», «До свидания», «Пожалуйста», «Будьте добры», «Извините», «Спасибо», «Благодарю», «Разрешите войти» и др.

Будь приветлив и вежлив со всеми взрослыми.

Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор.

На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко; веди себя сдержанно; не требуй к себе особого внимания. Не ешь во время спектакля, демонстрации кинофильма.

Слушай старших внимательно, стой при этом спокойно, смотри в лицо собеседнику.

Умей выслушать товарища, не перебивая.

С уважением относись к труду и отдыху старших, не мешай взрослым, не шуми, не капризничай.

Уступай в транспорте место взрослым и малышам.

Подай стул или уступи место вошедшему взрослому.

19

Подними и вежливо подай оброненный кем-то предмет (карандаш, варежку и т. п.).

Мальчикам: пропускай вперед девочек в транспорт, в помещение.

Помоги малышу или сверстнику надеть пальто, застегнуться, повязать шарф.

Делись с товарищами игрушками, книгами, играй дружно.

Умей признать, что был неправ.

Старайся уступить товарищу в споре, игре, помочь ему договориться с ним.

Правила культуры деятельности

Не сиди без дела.

Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.

Доводи начатое дело до конца.

Выполняй работу только хорошо.

Делай все, что умеешь, сам, не требуя помощи взрослых.

Соблюдай чистоту и порядок в своем игровом уголке, за своим столом.

Везде и всегда бережно относись к вещам и игрушкам.

Публикации по теме:

«Зачем быть вежливым?» Презентация проекта по формированию культуры поведения старших дошкольников Предлагаю Вашему вниманию познавательный, творческий, краткосрочный, фронтальный проект по формированию культуры поведения старших дошкольников.

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года» Хочу поделится своим опытом, как использую дидактические игры с цветом в процессе формирования временных представлений у старших дошкольников.

Фотоотчет «Реализация проектов экологической направленности как средство формирования природоохранного сознания дошкольников»Фотоотчет «Реализация проектов экологической направленности как средство формирования природоохранного сознания дошкольников» Актуальность экологических проблем в современном обществе выводят вопросы экологического воспитания на первый план. Одной из основных.

Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольниковКраеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников «Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у дошкольников “Там, где нет мудрости родительского воспитания – любовь матери и отца к детям уродует их”. В. А. Сухомлинский. Дорогие родители!Именно от.

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Сутки», «Неделя»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Сутки», «Неделя» Формирование представлений о неделе как мере измерения времени – следующий этап работы. Здесь очень уместны беседы,обобщение знаний детей,.

Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами безопасного поведения «Береги себя!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Проект по ознакомлению старших.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольниковВосприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников Восприятие музыки как средство формирования музыкально - художественной деятельности старших дошкольников Актуальность проблемы эстетического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство с правилами этикета как средство формирования культуры поведения старших дошкольников
Опубликовано: 19 июня 2021 в 10:53
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД