Получи документы

Дополнительная образовательная программа «В мире профессий» для детей 5–7 лет

Наташа Белякова
Дополнительная образовательная программа «В мире профессий» для детей 5–7 лет

Пояснительная записка

Профессиональная ориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Дошкольник тоже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка дошкольного возраста, можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности.

Публикация «Дополнительная образовательная программа „В мире профессий“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребенка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, дает возможность гордиться результатами труда своих близких родственников, людей вообще. Трансформация мира профессий наглядно показывает детям, как развивается научная мысль, осуществляется технический прогресс в обществе и мире. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически осознают его значимость. Труд для всех становится понятен ребенку старшего дошкольного возраста, обобществление результатов труда взрослых помогает ему понять взаимозависимость людей в социальной общности.

Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС ДО.

Целью своей кружковой работы я поставила: Формировать у детей первичное ценностное представление и положительное отношение к профессиям различных сфер обслуживания населения, результатам их труда. Целенаправленная, систематическая работа по ранней профессиональной ориентации детей.

Задачи:

расширять и углублять представления детей о разнообразии профессий, специальностей, сфер и способов работы ;

помочь детям осознать важность и необходимость каждой профессии;

формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы, беседами, играми;

способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой форме;

воспитывать уважение к людям разных профессий, любовь к труду.

Методы реализации работы:

Круг профессий достаточно широк. Однако далеко не с каждой профессией можно познакомить детей, организуя экскурсии и целевые прогулки. На помощь приходят наглядные пособия, материал из Интернета, беседы, сюжетно- ролевые и дидактические игры, рассказы, стихи и сказки. Только совокупность разных методов и форм может дать результат. Отчет о работе проходит в форме фотоотчета.

Предполагаемый результат:

имеют устойчивый интерес к миру профессий, ценностного отношения к труду взрослых и собственной трудовой деятельности;

имеют представления о многообразии и специфике профессий, о целях и ценностях труда в обществе и в жизни человека;

бережное отношение к результатам труда взрослых.

Характеристика программы

Кружок «В мире профессий» проводится с детьми 6-7 лет. Количество детей в кружке 10 человек. Работа в кружке проводится два раза в неделю, продолжительностью 25-30 минут.

Вся работа в кружке строится в три этапа:

1этап- организационный

Диагностика:

• «Опросник Л. В. Куцаковой «Профессиональная деятельность взрослых»

• Модифицированный профориентационный опросник Е. И. Климова

2этап- основной

• организация работы с детьми через работу кружка;

• экскурсии, виртуальные экскурсии;

• выставки работ.

3этап-заключительный

• выставка творческих работ «Кем я хочу стать?»

• итоговое «Все работы хороши»

• фотоотчет

Календарно – тематический план

Месяц Неделя Тема Цель

Сентябрь 1-4 Диагностика Выявить уровень развития представлений о труде взрослых и процессе его организации

Октябрь 1 Знакомство с профессией агронома. Показать значимость сельскохозяйственного труда для всех людей; знакомить со спецификой деятельности работников сельского хозяйства в области растениеводства, сельскохозяйственной техники; формировать уважительное отношение к работникам сельского хозяйства, результатам их труда, интерес к их деятельности.

Посадка и выращивание семян пшеницы Продолжать знакомить детей с профессией агроном. Закрепить знания о долгом пути хлеба от зернышка до каравая на стол. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

2 Знакомство с профессией животновод.

Показать значимость сельскохозяйственного труда для всех людей; знакомить со спецификой деятельности работников сельского хозяйства в области животноводство; развивать умение использовать свой личный опыт в беседе, делать выводы, высказывать суждения.

Виртуальная экскурсия на ферму Закрепить и обобщить знания детей о профессиях в животноводстве, об учреждениях, в которых живут домашние животные. Воспитание заботливого отношения к животным; интереса к животному миру; уважения к труду.

3 Лепка «Кто из домашних животных живёт на ферме» Закрепление навыка лепки по частям, из целого куска. Совершенствовать умение свободно использовать разные приемы лепки (оттягивание, присоединение, скрепление деталей, закреплять умение передавать пропорции тела животного.

Знакомство с профессией пчеловод. Показать значимость сельскохозяйственного труда для всех людей; знакомить со спецификой деятельности работников сельского хозяйства в области пчеловодство.

4 Виртуальная экскурсия на пасеку. Проба меда Продолжать знакомить детей с профессией пчеловода. Познакомить с продуктами пчеловодства (мед, воск) выделить его признаки (цвет, запах, структура, вкус); их ценными свойствами.

Ручной труд «Пчелка» Продолжить знакомство детей с особенностями жизни пчел и природными взаимосвязями. Учить детей использовать бросовый материал в процессе конструирования, закреплять умение делать поделку по наглядному образцу воспитателя.

Ноябрь 1 Знакомство с профессией «Архитектор» Знакомить детей с профессией архитектора; воспитывать уважение к труду архитекторов, строителей

Аппликация «Русская изба» Формировать представление детей о русской избе как памятнике архитектуры. Научить делать избу из бревен (бумажных рулончиков); закрепить умение вырезать из бумаги, сложенной гармошкой

2 Сюжетно- ролевая игра «Мы строители» Учить видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение; совершенствовать конкретные представления о строительстве, его этапах. Закреплять знания детей о строительных профессиях и их ролевых действий.

Беседа «Профессия полицейский» Продолжать знакомить с трудом взрослых и их роли в общественной жизни через профессию полицейского; воспитывать уважительное отношение к людям данной профессии, к защитникам порядка.

3 Экскурсия на пост ГИБДД Познакомить детей с объектом городского значения – полицией и отделом полиции – ГИБДД; дать детям представление о роли ГИБДД. в жизни города; вызвать интерес и уважение к профессии полицейского и инспектора ГИБДД.

Сюжетно-ролевая игра «Автошкола» Формирование у детей знаний осознанных правил дорожного движения и о профессиях, с целью развития гендерных отношений; развивать умения детей отражать отношения и взаимодействие взрослых друг с другом, опираясь на ранее полученные знания

4 Знакомство с профессией Кондитер Показать значимость работы кондитера; дать знания об их работе, ее специфике, личностных и профессиональных качествах, техническом оборудовании; закрепить знания о работе повара; развивать умение использовать свой личный опыт в беседе, делать выводы, высказывать суждения; формировать уважительное отношение к труду поваров и кондитеров, результату их деятельности, интерес к их работе.

Чтение художественной литературы «Как посуда чуть не перессорилась»

Игра-тренинг «Поворята» Формировать интерес к сказкам, бережное отношение к посуде, аккуратность.

Закреплять знания о том, из каких продуктов готовят наиболее часто употребляемые детьми блюда; продолжать учить называть продукты питания; формировать интерес к совместным играм.

Декабрь 1 Аппликация «Украшаем тарелочку для праздничного обеда» Развивать у детей способность создавать композицию из бумаги; поддерживать инициативу в проявлении творчества.

Практическая деятельность «Мы кондитеры» (совместное изготовление торта) Формирование кулинарных представлений и навыков. Воспитывать бережное отношение к продуктам и уважение к профессии кулинара.

2 Сюжетно-ролевая игра «Кафе» Формировать у детей умение реализовывать и развивать сюжет игры «Кафе»; расширять у детей зная о труде работников кафе; продолжать знакомить с правилами поведения в общественных местах.

Беседа «Профессия ветеринар» Закреплять представления детей о профессии врача- ветеринара. Вызвать у детей интерес к данной профессии.

3 Виртуальная экскурсия в ветеринарную клинику Познакомить с клиникой, с инструментарием и оборудованием, применяемым для исследований и лечения животных, показать работу специалиста.

Сюжетно- ролевая игра ветеринарная клиника Обогащать представления детей о профессиях (ветеринарный врач, медсестра, санитарка, работники ветеринарной аптеки); расширять представления о правилах поведения в общественных местах в процессе реализации игрового замысла.

4 Беседа «Профессия врач» Продолжать углублять и расширять представление о профессии врача Познакомить детей с работой врача скорой помощи.

Дидактические игры и упражнения

«Кто нас лечит?»

«Бригада собирается на выезд» «Звонок в “скорую помощь”» Закреплять знания детей о том, какую помощь оказывают больному в аптеке, поликлинике, больнице, машине «скорой помощи»; что делают врачи, медсестра, санитарка; формировать интерес к работе врачей «скорой помощи», уважение к их труду

Январь 1 Виртуальная экскурсия на станцию скорая помощь Продолжать углублять и расширять представление о работе автотранспорта "Скорая помощь" Воспитывать уважение о профессии (фельдшера) врача.

Чтение художественной литературы Б. Житкова «Обвал» Закреплять знания детей о профессии врача, о необходимости и важности любой работы.

2 Беседа «Профессия водитель» Закрепить знания детей о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения; упражнять в умении классифицировать транспорт по видам.

Игра-путешествие «Мир транспорта» Воспитывать уважение к профессии водителя

3 Строительные игры «Автодорога» Обогащать содержание игры за счёт расширения представлений детей об окружающем мире; Учить детей создавать постройку, отвечающую определённым требованиям. Формировать у детей обобщённые представления и знания. Закреплять умение делать перекрытия.

Виртуальная экскурсия в ателье знакомить детей с устройством ателье, спецификой труда его работников; формировать культуру поведения и общения, интерес к профессиям работников ателье, уважение к их труду.

4 Знакомство с работниками швейной промышленности Знакомить с трудом взрослых в ателье (модельера, закройщицы, швеи); давать представление об их профессиональных качествах; знакомить с процессом пошива одежды; давать представление о разных видах тканей;

Наблюдение за работой кастелянши ДОО Знакомить с таким видом работы кастелянши, как ремонт постельного белья, костюмов;

давать представление о работе швеи на швейной машинке, видах ремонта одежды; формировать уважение к труду кастелянши.

Февраль 1 Дидактические игры «Найди причину» ,«Что будет, если…», «Подбери глагол» Активизировать знания об особенностях профессий работников ателье; учить прослеживать логическую последовательность между событиями; формировать интерес к миру профессий.

Практическая деятельность

«Мы закройщики» Пригласить на занятие маму Вдовиной Полины. Мы шьем

2 Беседа «Профессия программист» Закреплять знания детей о профессии программист; воспитывать уважительное отношение к людям труда.

Работа в тетради Антоновой М. В. «Знакомимся с профессиями», «Профессия программист» Обобщить знания детей о профессии программиста, развивать логическое мышление, зрительное восприятие.

3 Просмотр мультфильма «Программист - Мультфильм Навигатум Калейдоскоп Профессий» Продемонстрировать детям особенности профессии “программист”, используя соответствующий мультфильм из мультсериала “Навигатум: Калейдоскоп Профессий”;

закрепить полученные знания.

Беседа «Профессия военнослужащий» Формировать у детей представления о военных профессиях. Воспитывать уважение к людям героических профессий.

4 Дидактические игры «Кто что делает?», «Чем похожи и чем отличаются?», «Армия и флот» Учить подбирать к названию профессии необходимые действия; закреплять знания о военной службе; о военной технике; формировать уважение и гордость за труд военных профессий.

Чтение художественной литературы «Будем Родине служить» Расширять знания о профессии военного; формировать уважение к профессии военного, гордость за их труд и подвиги, желание быть похожими на них.

Март 1 Лепка «Отважные парашютисты» Продолжать учить лепить фигуру человека; развивать чувство формы и композиции (передавать относительность величины частей); учить находить зависимость скорости падения парашюта от величины его купола;

воспитывать интерес к службе в десантных войсках.

Беседа спасатель Расширять знания детей об особенностях профессии «Спасателя»; учить предотвращать опасную ситуацию с помощью знаний личной безопасности; формировать понятие у детей о важности и необходимости данной профессии.

2 Сюжетно-ролевая игра «МЧС» Расширять представление о профессиях спасателей; закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры

Рисование «Пожарная машина спешит на помощь». Учить передавать в сюжетном рисунке пропорции между предметами, частичную заслонённость предметов, компоновать предметы. Учить рисовать пожарную машину возле дома, охваченного огнём.

3 Чтение художественной литера-туры «Сказка о заячьем теремке и спичечном коробке»

П. Голосов Систематизировать знаний детей о профессии пожарного. Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила безопасного поведения.

Знакомство с профессией экскурсовод Познакомить с профессией экскурсовода; расширять круг знаний об окружающем мире; воспитывать уважение к труду взрослых.

4 Экскурсия в Чамзинский историко-краеведческий музей Закрепить представление о профессиях людей, которые работают в музее. приобщать к элементарным общепринятым нормам поведения в музее.

Дидактическая игра «Экскурсовод» Закрепление навыков ориентировки в пространстве, расширение и обогащение знаний по теме "Мой родной город", развитие зрительного восприятия, логического мышления.

Апрель 1 Знакомство с профессией флорист Познакомить с профессией флориста (фитодизайнер); воспитывать уважение к труду; учить бережно относиться к природе.

Лепка барельефа «Цветочная композиция» Формировать умение составлять композицию; учить планировать работу, отбирать нужное количество материала, развивать творческое воображение.

2 Экскурсия в салон-магазин «Цветы» Формировать целостное представление у детей о профессии флориста с помощью экскурсии в салон- магазин «Цветы»

Беседа парикмахер Закреплять у детей представление о профессии «Парикмахер»; воспитывать уважение к труду взрослых

3 Экскурсия в парикмахерскую Закреплять знания детей о труде взрослых в парикмахерской; познакомить детей с помещением парикмахерской, с тем, что делают мастера в парикмахерской.

Работа в тетради Антоновой М. В. «Знакомимся с профессиями», «Профессия парикмахер» Обобщить знания детей о профессии парикмахера, развивать логическое мышление, зрительное восприятие.

4 Развлечение «Все работы хороши» (итоговое) Закреплять знания дошкольников о видах труда; о различных профессиях; учить определять профессию по описанию,

активизировать в речи детей названия предметов соответствующих различным профессиям; формировать обобщённые представления о труде взрослых, о социальной значимости труда людей; воспитывать трудолюбие и уважение к труду взрослых

Творческая работа по изо «Кем я хочу стать?» Закреплять знания детей о видах профессий. Развивать композиционные умения (рисовать по всему листу бумаги, передавать пропорциональные и пространственные отношения между объектами. Развивать фантазию и воображение.

Май 1-4 Диагностика Определить у детей результат усвоенных знаний

Диагностический материал

№ п/п Наименование методики Периодичность использования

1 Опросник Л. В. Куцаковой «Профессиональная деятельность взрослых» 2 раза в год – сентябрь,

май

2 Модифицированный профориентационный опросник Е. И. Климова

2 раза в год–

Сентябрь-май

Оформление предметно - пространственной среды

Сюжетные и предметные картинки.

Набор материалов и технических средств для сюжетно- ролевых игр

Дидактические игры.

Строительные наборы с деталями разных форм и размеров.

Видеотека:

мультфильмы “Навигатум: Калейдоскоп Профессий”;

виртуальные экскурсии;

презентации

Список использованной литературы

1. Алябьева, Е. А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с

детьми 5-7 лет / Е. А. Алябьева, книга 1 – М. : ТЦ Сфера, 2018. –с. 128

2. Алябьева, Е. А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с

детьми 5-7 лет / Е. А. Алябьева, книга 2 – М. : ТЦ Сфера, 2016. –с. 128

3. Алябьева, Е. А. Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях– М. : ТЦ Сфера, 2017. –с. 176

4. Антонова, М. В. Ранняя профориентация как элемент социальнокоммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста

/ М. В. Антонова // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – 5. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения

/ Е. А. Климов. – М. : Академия, 2004. – 304 с.

6. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3–7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Издательство «Совершенство», 2007.

7. Лопатина, А. Секреты мастерства 100 уроков о профессиях. -М. : Амрита Русь,2011.-с. 336

8. Шорыгина, Т. А. Беседы о профессиях. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2019. –с. 128

9. Шорыгина, Т. А. Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессиях. – М. : ТЦ Сфера, 2014. –с. 80

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью»Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Образовательная программа дополнительного образования детей разработана в соответствии.

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» . Часть 14-средства реализации программы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы дошкольного образования.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики 1. Представления о природе. Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики (продолжение) 2. Отношение к природе. Задание №1. Цель. Выявить характер отношения ребенка к природе. Методика. Наблюдение за отношением детей к живым.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет — организационный раздел III. Организационный раздел 3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Для обеспечения выполнения.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет (требования к уровню образования детей) 2.6. Иные характеристики содержания Программы Требования к уровню образования воспитанников Высокий уровень Ребёнок знает представителей.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (продолжение) Часть 15. 2.3. Особенности образовательной деятельности Система занятий в рамках программы построена следующим образом: по каждой теме.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — способы направления инициативы детей) 2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение,.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа «В мире профессий» для детей 5–7 лет
Опубликовано: 25 ноября 2020 в 22:29
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД