МААМ-картинки

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально педагогической направленности «Букварёнок»

Ежелева Галина Анатольевна
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально педагогической направленности «Букварёнок»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа социально педагогической направленности

«Букварёнок»

для детей 6 - 7 лет

муниципального автономного дошкольного

образовательного учреждения детский сад «Дарование»

Срок реализации программы : 03.09.2019 – 31.05.2020гг.

Автор - составитель:

Ежелева Галина Анатольевна

воспитатель первой квалификационной категории

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально педагогической направленности „Букварёнок“» размещена в разделах

1. Целевой раздел дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования данная общеобразовательная общеразвивающая программа направлена на развитие детей дошкольного возраста в образовательной области «Речевое развитие», предназначена для обучения дошкольников грамоте, учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей и членов их семей.

ФГОС ставит перед нами задачи – обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения и развития, в связи с этим возникла потребность в обучении элементарным навыкам чтения и первоначальных навыков письма для дальнейшего успешного обучения в школе. Главная задача взрослых – это создание условий для формирования правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступить в речевое общение.

Многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к четырем годам. Именно период с четырех до пяти лет считают периодом «языковой одаренности», когда дети особенно восприимчивы к звуковой стороне речи. Известный российский психолог Р. С. Немов настаивает на том, что научение детей грамоте можно и необходимо перенести из младшего школьного в дошкольный возраст и сделать обязанностью дошкольного обучения.

В настоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста приобрело статус социального заказа. Родители хотят научить читать своих подрастающих детей; при приеме в гимназии, лицеи и школы с углубленным изучением иностранного языка негласно отдается предпочтение читающим дошкольникам.

В старшем возрасте речь для детей из средства общения превращается в объект познания. Именно в этом возрасте стоит начинать знакомить детей с элементами букв, учить их понимать различие таких понятий, как «звук» и «буква».

Для того чтобы детям было легче выделить систему языка, отделить ее от системы предметов, им надо познакомиться с ее письменным вариантом, то есть познакомиться с буквами.

Подготовка к письму на этом этапе предполагает развитие координации движений, знакомство с основными гигиеническими правилами письма, тренировку мелкой моторики. Безусловно, когда речь идет о тренировке кисти рук и пальцев, то подразумеваются не только мышцы рук. Доказано, что развитие кисти руки влияет на формирование головного мозга и становление речи ребенка.

Особое внимание в программе уделяется формированию у детей общей ориентировке в звуковой системе языка, обучению их звуковому анализу слова, знакомство со всеми буквами алфавита, формирование слогового и слитного способа чтения.

1.1.1. Цель и задачи:

Формирование первоначальных навыков чтения и письма у детей 6-7 лет как предпосылка создания успешного обучения в школе и развитие коммуникативных способностей.

Задачи Программы :

- Развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие, мышление, память.

- Формировать навыки ориентировки в схеме собственного тела, на плоскости, в пространстве.

- Развивать навыки общения и связной речи.

- Формировать умение вести диалог и связно излагать свои мысли, отстаивать и доказывать своё мнение.

- Развивать фонематические процессы: фонематическое восприятие, слух, синтез, представления.

- Формировать понятия звук, гласный звук, согласный звук и умения оперировать этими понятиями. Формировать умение подбирать слова с заданным звуком.

- Формировать понятие буква и представление о том, чем звук отличается от буквы. Познакомить с буквами алфавита.

- Формирование понятий слог, слово, предложение.

- Формирование навыков составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов и слов с пройденными буквами, осознанного чтения коротких слов.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию.

Программа «Букварёнок» составлена с учетом принципов:

- принцип сознательности и активности – предполагает устойчивый интерес и активное участие в занятиях;

- принцип доступности – предполагает постепенное возрастание требований, соответствующих психологической, физической, координационной готовности к обучению;

- принцип индивидуально-дифференцированного подхода – обеспечивает учет индивидуальных способностей и возможностей ребенка и ситуаций развития каждого воспитанника;

- принцип развивающего образования, целью которого является всестороннее развитие ребенка, выявление скрытых талантов.

Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы по обучению грамоте являются:

- системно - деятельностный - при разработке программы учитываются психологические и возрастные особенности воспитанников, что находит отражение в характерных, для данного возраста, формах детской деятельности;

- личностно - ориентированный - в процессе реализации программы ребенок принимается таким какой он есть, во всей совокупности его возрастных и индивидуальных особенностей, а также учитывается зона его ближайшего развития.

1.1.3. Значимые для разработки и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы характеристики, в том числе характеристики развития детей дошкольного возраста

Ребёнок 6 - 7 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения — формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 25 - 30 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым. Объём памяти изменяется не существенно, улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства.

В 6 - 7 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 6 - 7 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное.

На седьмом году жизни ребёнка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности.

Круг чтения ребёнка 6 - 7 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Он способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением.

У детей 6 - 7 лет повышается физическая и умственная работоспособность. Они могут непрерывно заниматься продуктивной работой 25-30 мин. В психическом развитии важную роль начинает играть новая жизненная позиция, связанная с предстоящим обучением в школе. Меняются отношения со взрослыми, сверстниками, возникает повышенный интерес к учебной деятельности.

1.2. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

В конце года дети:

1. Хорошо ориентируются в звуковой стороне речи;

2. Владеют действием звукового анализа слов, состоящих из 3-5 звуков;

3. Характеризуют звуки, дифференцируя их на гласные и согласные

(твёрдые и мягкие);

4. Сравнивают слова различных звуковых структур, используя

действие моделирования;

5. Подбирают слова по заданной модели;

6. Анализируют речевой поток, вычленяя в нём предложения и графически записывая их.

7. Знают различия звука и буквы; различия гласных и согласных звуков.

8. Умеют определять отдельные звуки в словах; определять количество звуков в словах и их последовательность;

9 Знают все буквы алфавита, умеют записывать их и читать по слогам.

2. Содержательный раздел дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

2.1. Тематическое планирование

Тема занятия Кол-во занятий

Вводное занятие 1

Гласные звуки и буквы 8

Согласные звуки и буквы 45

Ъ и ь знаки 2

Закрепление пройденного материала 12

Викторины 3

Итоговое занятие 1

Итого 72

2.2. Содержание образовательной работы по освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

(Смотреть приложение к программе)

2.3. Описание вариативных форм, методов, способов и средств реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Активно используются вариативные формы обучения:

Фронтальная - подача учебного материала всему коллективу детей, на этих занятиях важен «эффект эмоционального воздействия и сопереживания», что приводит к повышению творческой активности, побуждает ребенка самовыражению (занятия, интегрированные и итоговые мероприятия, утренники).

Индивидуальная- используется при возникновении затруднения, не уменьшая активности детей и содействуя выработке навыков самостоятельной работы. В индивидуальных занятиях нуждаются дети с явно выраженными способностями к той или иной деятельности, дети с доминирующим познавательным интересом.

Подгрупповая (микро группы – 2 - 3 человека) – предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа индивидуализации и сознательности и активности, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому выполнению задания. Особым приёмом при организации этой формы работы служит использование ориентировки детей на создание подгрупп с учётом их личных отношений и опыта работы. Для этого группа распределяется на более маленькие подгруппы. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии детей, общность их интересов, но, ни в коем случае несовпадение в уровнях развития.

В процессе обучения детей согласно программе используются следующие основные методы:

словесные;

наглядные;

практические;

игровые;

поисковые;

исследовательские.

В качестве форм организации образовательного процесса применяются:

- Дидактическая игра

- Игры - задания

- Создание игровых ситуаций

- Музыкальные зарисовки

- Сюрпризные моменты

- Творческая работа (рисование, лепка, аппликация)

- Открытые занятия для родителей.

Виды работ:

- знакомство с буквой и звуком;

- характеристика звука;

- изучение аккустико-артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к определённой группе (гласные – согласные, звонкие – глухие, ударные – безударные) :

- чтение слогов-слияний, сложных слогов, слов, предложений, текстов;

- выделение звука в слове (проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок, стихотворений с аллитерацией);

- моделирование;

- обучение приёмам узнавать, различать и выделять отдельные звуки;

- работа над лексическим значением слов;

- слушание стихотворений, сказок;

- выполнение заданий на классификацию;

- игры со словами (разгадывание загадок, шуток, ребусов, шарад, составление рифм, чтение слов в разных направлениях, разными способами,

составление цепочки слов, поиск ошибок в тексте);

- пальчиковые игры;

- работа с деформированными текстами;

- анализ и синтез графических букв;

- подготовка руки к письму (штриховка, раскрашивание, обведение шаблонов, печатание элементов букв, выкладывание букв из различных материалов, графические диктанты)

- работа с книгой.

2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся

Успешную работу с детьми по обучению грамоте невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Для привлечения внимания со стороны родителей проводятся консультации «Обучение грамоте в старшей группе», «Я хочу читать», «Игры со звуками и буквами», «Сочиняем сказки». Родители принимают участие в выполнении творческих домашних заданий. Родители имеют возможность посетить любое занятие в кружке «Букварёнок». Построение взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников строится на следующих принципах:

- Сотрудничество;

- Открытость образовательного процесса;

- Учёт мнения родителей;

- Вовлечение родителей (законных представителей) в жизнь дошкольного учреждения.

2.5. Содержание педагогической диагностики освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Система мониторинга основана на методе наблюдения.

Результаты образовательного процесса заносятся в таблицу, разработанную педагогом, в которой даны характеристики необходимых умений и навыков по модулям. Система мониторинга содержит 3 модуля. Каждый образовательный модуль содержит определённое количество характеристик необходимых навыков и умений. В зависимости от того, насколько устойчиво сформировано необходимое умение или навык у ребенка, характеристика образовательной области оценивается количественно:

- 1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает.

- 2 балл – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания.

- 3 балла – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого.

- 4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания.

- 5 баллов – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.

Полученная сумма баллов за каждое умение переводится в уровневый показатель, который позволяет определить, к какому уровню – низкому, среднему или высокому – соответствует его развитие у конкретного ребенка на данном возрастном этапе. Полученная сумма баллов делится на количество характеристик, относящихся к конкретному умению, и получается средний балл.

- Низкий уровень – если средний балл составляет 2,2 и менее.

- Средний уровень – если средний балл 2,3-3,7

- Высокий уровень – 3,8 и более

Результаты педагогической диагностики педагог использует для определения направления образовательной работы с конкретным ребенком и группой детей.

3. Организационный раздел дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

3.1. Организационные условия реализации дополнительной общеразвивающей программы

Занятия строятся в занимательной игровой форме с использованием дидактических игр, чтения сказок, театрализованных игр, творческих заданий, что позволяет детям успешно овладевать материалом.

Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей, в группу набираются все желающие.

Образовательная деятельность по дополнительной общеразвивающей программе по обучению грамоте «Букварёнок» осуществляется во вторую половину дня, ее продолжительность составляет 20-25 минут в день 2 раза в неделю. Общее количество занятий за учебный год 72 часа.

3.2. Программное и методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы.

- Н. В. Нищеева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа.» - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

- Л. Е. Журова «Обучение дошкольников грамоте» - Москва «Школьная пресса», 2002

- Н. С. Жукова «Букварь : пособие по обучению дошкольников правильному чтению» - Москва: Эксмо, 2018

- М. А. Жукова «Букварь. Методика раннего обучения» - Москва Умка, 2017

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности для детей 4–7 лет «Мой Златоуст» (нормативный срок освоения 3 года) У Бушуева конька – Золотые крылышки. Он летит под облака – Разметалась гривушка. Ты лети конёк, сияй,.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изонить»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изонить» Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа «Изонить» на 2017-2019 гг Возраст обучающихся: 7 – 11 лет Срок реализации.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Зеленая планета» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Любознайки» .

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный эколог» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Маячок» Возраст обучающихся: 3-7.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Школа здоровья» для несовершеннолетних МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО.

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по фольклору Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №26 Дополнительная общеобразовательная.

Дополнительная общеразвивающая программа психолого-педагогической направленности для детей 5–6 лет Учебный план второго года обучения (дети 5-6 лет) № Тема Теория Практика 1 Угадай, что делать. Развивать умение переключать слуховое.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально педагогической направленности «Букварёнок»
Опубликовано: 9 декабря 2019 в 19:06
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД