Папки-передвижки

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Введение в ДПИ»

Юлия Садыкова
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Введение в ДПИ»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества им. А. Гайдара»

Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

«Введение в ДПИ»

Уровень - начальный

Направленность - художественная

Возраст учащихся - 6-14 лет

Срок реализации – 3 недели

Садыкова Юлия Александровна,

педагог дополнительного образования

г. Арзамас

2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка….…. 3

Публикация «Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа „Введение в ДПИ“» размещена в разделах

Планируемые результаты освоения программы…. …. 4

Содержание программы…. 5

Учебный план…. 6

Учебно-тематический план…6

Календарный учебный график …. 7

Форма аттестации и оценочные материалы…. …. 8

Организационно-педагогические условия …. 8

Список литературы…. …. 9

Приложения …. 10

Пояснительная записка

Занятия декоративно-прикладным искусством занимают особое место в развитии и воспитании детей, содействуют развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами, формируется интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.

Актуальность программы заключается в том, что в процессе использования традиционных и нетрадиционных техник декоративно-прикладного искусства у детей развиваются не только художественные способности, но и коммуникативные навыки. Использование разнообразных техник в творческой деятельности, позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Введение в ДПИ» имеет художественную направленность. Ее реализация позволяет создать условия для творческого развития личности ребенка, видеть и понимать красоту окружающего мира. Это воспитание культуры чувств, развитие художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности.

Уровень программы – начальный.

Новизна программы заключается в том, что занятия строятся по принципу ненавязчивого вовлечения в творческую деятельность ребенка. Таким образом получается сформировать устойчивый интерес к декоративно - прикладному искусству через интересные средства познания окружающего мира, через техники создания изделий декоративно-прикладного творчества.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что знакомясь с декоративно - прикладным творчеством, дети не только проявляют себя как творческие личности, но и приобретают необходимые в жизни умения и навыки, развивают мелкую моторику. Также, дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность, которая оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка. Изучая виды декоративно-прикладных искусств, дети могут реализовать свою творческую индивидуальность.

Цель данной программы – создание условий для устойчивого интереса к творческой деятельности учащихся средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, знакомство с основными техниками декоративно-прикладного творчества.

Задачи программы :

образовательные:

Обучить навыкам рисования различными техниками изобразительной деятельности;

Обучить навыкам лепки в технике пластилинография;

Познакомить с видами декоративно-прикладного искусства и изучить виды народных промыслов.

воспитательные:

Формировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством;

Прививать культуру межличностных отношений.

развивающие:

1. Развивать индивидуальные способности детей к творческому подходу к работе;

2. Развить творческие способности детей, их фантазию, сенсорную и эмоциональную сферы, терпение, усидчивость, аккуратность и трудолюбие на занятиях.

Отличительная особенность данной программы заключается в том, что она, являясь краткосрочной, позволяет учащимся познакомиться с основными видами декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Возраст учащихся, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы, с 6 до 14 лет.

Форма обучения – очная, дистанционная. Состав группы постоянный. Набор в объединение проводится по желанию детей. Занятия проводятся по группам, которые формируются соответственно возрасту учащихся, на базе образовательных организаций города.

Формы проведения занятий: групповые занятия, дистанционные занятия.

Программа предусматривает входящую диагностику (Приложение 1,2, которая проводится в виде тестирования (тестирование может проводиться как в очном формате, так и в дистанционном). По итогам работы баллы суммируются, определяется уровень знаний, умений и навыков детей по следующей формуле:

УРОВЕНЬ = (количество верных ответов (сумма баллов))/ (общее @количество вопросов в тесте) x 100 %

Высокий уровень - 71-100%.

Средний уровень - 41-70% .

Низкий уровень - до 40%.

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы :

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа является краткосрочной, рассчитана на 18 часов обучения, 2 раза в неделю по 3 часа.

Планируемые результаты освоения программы.

По итогам освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Введение в ДПИ» учащиеся:

1. Получат навыки рисования и овладеют различными техниками изобразительной деятельности;

2. Будут обладать навыками лепки и пластилинографии;

3. Получат представление о видах декоративно-прикладного искусства, изучат виды народных промыслов;

4. Разовьют умение работать в коллективе, научатся самостоятельно принимать решения и взаимодействовать друг с другом;

5. Разовьют мелкую моторику, творческое мышление, фантазию и воображение;

6. Разовьют усидчивость, терпение, трудолюбие.

3. Содержание программы.

Раздел 1. Вводное занятие.

Тема 1. Знакомство педагога с детьми. Вводная беседа о разнообразии техник декоративно-прикладного искусства. Традиционные и креативные виды декоративно-прикладного творчества. Правила поведения и техника безопасности на занятиях, режим работы. Игры на знакомство.

Теория: Необходимые инструменты, правила работы, организация рабочего места.

Практика: Игра на знакомство «Кто сидит справа?», «Чей голос?». Рисунок на тему «Моя любимая игрушка». Диагностика способностей, умений и навыков.

Раздел 2. Живопись.

Тема 1. Нетрадиционная живопись.

Теория: Понятие и виды нетрадиционной живописи (монотипия, набрызгивание, рисование мыльными пузырями, живопись сухой кистью, нитками и т. д.). Особенности техник и их приемы. Выражение чувств, художественного образа различными способами.

Практика: Рисование цветов, зверей, насекомых, абстракции в технике «монотипия».

Тема 2. Декоративная роспись.

Теория: Знакомство с видами росписи - Городецкая роспись, Гжель, Хохломская роспись, Жостовская роспись, Дымковская роспись игрушек. Показ мультимедийной презентации «Отличительные признаки Городецкой, Хохломской и Дымковской росписи». Показ образцов. Основные мотивы: травка, цветы, ягоды, птицы. Основные элементы письма. Особенности цветового решения. Основы композиции.

Практика: Декоративная хохломская роспись «Цветы» - композиция в круге.

Раздел 3. Лепка.

Тема 1. Пластилинография.

Теория: Понятие пластилинографии. Последовательность выполнения рельефной работы, работа стекой. Понятия «объем» и «рельеф». Свойства пластилина, его пластические возможности. Последовательность выполнения элементов картины.

Практика: рельефная композиция на картонных дисках «Осенний сад», «Зимний Сад» «Весенний букет», «Ёжики», «Городок» и т. д.

Раздел 4. Аппликация.

Тема 1. Знакомство с понятием аппликация.

Теория: Ознакомление с разными техническими приемами работы с бумагой (сгибание, надрезание, скручивание).

Практика: Создание сувенира «Лягушка» в технике оригами. Создание сувенирных фигурок «Гусеничка» из полосок бумаги.

Раздел 5. Итоговое занятие. Промежуточная аттестация по итогам освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Введение в декоративно – прикладное искусство».

Практика: создание коллективной работы с использованием изученных ранее техник ДПИ.

4. Учебный план.

№ п/п Раздел программы Количество часов

1. Вводное занятие 3

2 Живопись 6

3. Лепка 3

4. Аппликация 3

5. Итоговое занятие 3

Итого: 18

*В случае наступления обстоятельств непреодолимой силы (пожара, наводнения, террористической угрозы, пандемии и т. д.) данная программа может быть реализована с применением электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий. При условии изменения в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы до 50% от общего объема учебных часов форма реализации программы не изменяется. Корректировка учебного плана осуществляется в соответствии с Приложением 1 к рабочей программе.

5. Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел программы и темы занятий Всего часов В том числе

Форма контроля (аттестации)

Теория Практика

I. Вводное занятие. 3 1 2 тестирование

II.

1.

2. Живопись.

Нетрадиционная живопись.

Декоративная роспись. 6

3

3 2

1

1 4

2

2 Показ образцов

Выставка

III

1. Лепка.

Пластилин. Пластилинография. 3 1

2

Устный опрос

Выставка работ

IV.

1. Аппликация.

Знакомство с понятием аппликации. 3 1

2 Викторина

Выставка работ

V. Итоговое занятие. Промежуточная аттестация 3 3 Тестирование

ИТОГО: 18 5 13

6. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы "Введение в ДПИ"

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май июнь июль август Кол - во недель Кол - во часов Кол - во групп

Группа 1,2,3 Группа 4,5,6 Группа 7,8,9 Группа 10,11,12 Группа 13,14,15 Группа 16,17,18 Группа 19,20,21 Группа 22,23,24 Группа 25,26,27 36 18 27

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52

6 6 3 6 6 3 6 6 3 6 6 3 6 6 3 6 6 3 6 6 3 6 6 3 6 6 3

3 3 3 3 3 3 3 3 3

Условные обозначения:

- комплектование образовательного объединения;

- занятия по расписанию;

- аттестация учащихся;

- каникулярный период.

7. Форма аттестации и оценочные материалы.

Форма проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Введение в ДПИ» - тестирование. Тестирование включает в себя 10 вопросов (Приложение 3, касающихся изученного материала. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла, не правильный 0 баллов. Максимальное количество 20 баллов.

Уровень ЗУН учащегося определяется путем суммирования общего количества баллов за выполнение:

Уровень ЗУН =кол-во баллов (тест - е) Х 100%

максимальное кол-во баллов

Высокий уровень - 71-100%.

Средний уровень - 41-70% .

Низкий уровень - до 40%.

Полученные результаты фиксируются в протоколе. (Приложение 4)

8. Организационно-педагогические условия.

Учебно - методическое обеспечение.

Для эффективной реализации программы в основу ее построения заложены следующие методы организации учебно-воспитательного процесса: наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный, практический, исследовательский.

Методическое обеспечение осуществляется педагогом: книги, журналы, карточки, схемы, эскизы, образцы, технологии изготовления.

Занятия проводятся на базе общеобразовательный учреждений города Арзамас.

1. Помещение, отвечающее санитарно – гигиеническим требованиям.

2. Мебель:

- столы, стулья в необходимые для размещения учащихся;

- мебельная стенка для демонстрации наглядных пособий, образцов, лучших работ.

3. Материалы - клей, бумага, краски, карандаши, ластики, нитки, альбомы для рисования, пластилин, стеки, доски для лепки, коврики, стаканчики – непроливайки, кисти, салфетки.

4. Оборудование и инструменты: ножницы, линейки, карандаши.

9. Список литературы.

1. Андреева, А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг / А. Андреева. - М. : Паритет, 2014.

2. Вилер, У. Декоративные цветы по работам М. П. Вернейя / У. Вилер. - М. : Магма, 2014.

3. Гизе, М. Э. Очерки истории художественного конструирования в России XVIII-начала XX века / М. Э. Гизе. - Л. : Ленинградский Университет, 2017.

4. Дулькина, Т. И. Керамика гжели / Т. И. Дулькина. - М. : Художник РСФСР, 2017.

5. Можаева, Е. М. Русские игрушечные кони / Е. М. Можаева. - М. : Советская Россия, 2018..

10. Рождественская, С. Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе / С. Б. Рождественская. - М. : Наука,2014.

11. Романенко, А. Музей прикладного искусства и быта XVII века. 22 открытки / А. Романенко. - М. : Изобразительное искусство, 2018.

12. Соловьев, В. Я. Игрушка народов СССР / В. Я. Соловьев, Н. И. Лукьянчук. - М. : Загорск, 2017.

13. Якимчук, Н. А. Искусство Гжели / Painted pottery from Gzhel / Н. А. Якимчук. - М. : Советская Россия, 2015.

14. Фокина Л. В. Орнамент. -Ростов н/ Д: Феникс, 2007

15. Алексахин Н. Н. : Художественные промыслы России. -М. :Народное образование, 2005.

16. Сост. Осадчук: Праздник оригами. -Киев:Центр оригами Украины, 2004.

https://tratatuk.ru/applikatsii/applikatsii-dlya-detej.html

https://www.liveinternet.ru/users/5031314/post452114700/

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/03/10/narodnye-promysly

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/48791-konspekt-obrazovatelnoj-dejatelnosti-po-lepke

https://www.maam.ru/detskijsad/narodnye-promysly-rosi.html

Литература для детей:

Берлина М. А. «Игрушечки» - М. : «Культура и традиции», 2015

Журналы «Я дизайнер».

Пластилиновая лаборатория Чевостика.

Приложение 1

Вопросы для входящей диагностики учащихся.

Выберете один правильный ответ.

Сколько цветов в радуге?

А) 7

Б) 5

В) 6

2. Как называется предмет, с помощью которого на пластилине можно наносить узор?

А) Карандаш

Б) Палочка

В) Стек

3. Какими красками можно рисовать?

А) Гуашь

Б) Акварель

В) И теми, и другими

4. Присутствует ли в радуге синий цвет?

А) Да

Б) нет

5. Сколько основных цветов, из которых можно получить все остальные?

А) Два

Б) Три

В) Пять

Приложение 2

Протокол входящей диагностики учащихся

Образовательное объединение «Введение в ДПИ» Педагог Садыкова Ю. А.

Группа №___ Дата проведения___

Форма проведения – тестирование (Максимальное количество баллов – 10. Правильный ответ- 2 балла, неправильный ответ - 0 баллов)

Уровень ЗУН = кол-во баллов (тестирование) Х 100%

10

п/п

ФИ учащегося Общее количество баллов

%

Уровень ЗУН Результат

освоения программы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Педагог ___ /___ ___

ФИО подпись дата

Приложение 3.

Вопросы для аттестации

по итогам освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Введение в ДПИ».

Выберете один или несколько из предложенных ответов на вопрос, которые являются правильными.

Присутствует ли в радуге коричневый цвет?

А) Да

Б) Нет

2. Сколько всего цветов в радуге?

А) 3

Б) 5

В) 7

3. Как называется вид декоративно-прикладного искусства, в котором роспись на предметах осуществляется в бело-голубых тонах?

А) Хохлома

Б) Гжель

В) Дымка

4. Как называется декоративно – прикладное искусство складывания бумаги в различные фигурки, зародившееся в Японии?

А) Аппликация

Б) Оригами

В) Лепка

5. Как называется искусство изготовления плоских ил объемных композиций из скрученных в спиральки из узких и длинных полосок бумаги?

А) Аппликация

Б) Оригами

В) Квиллинг

6. Инструмент для создания узоров на пластилине?

А) Стек

Б) Краски

В) Альбом

7. Какой цвет получится, если смешать желтую краску с синей?

А) Голубой

Б) Зеленый

В) Красный

8. Можно ли лепить из теста?

А) Да

Б) Нет

9. Как называется старинный народный промысел, зародившийся в селе Хохлома?

А) Жостовская роспись

Б) Хохломская роспись

В) Гжель

10. Чем можно рисовать?

А) Штамп

Б) Краски

В) Мел

Приложение 4

Протокол аттестации учащихся

по итогам освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы

Образовательное объединение «Введение в ДПИ» Педагог Садыкова Ю. А.

Группа №___ Дата проведения___

Форма проведения – тестирование (Максимальное количество баллов – 20. Правильный ответ- 2 балла, неправильный ответ - 0 баллов)

Уровень ЗУН = кол-во баллов (тестирование) Х 100%

10

п/п

ФИ учащегося Общее количество баллов

%

Уровень ЗУН Результат

освоения программы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Педагог ___ /___ ___

ФИО подпись дата

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Введение в ДПИ»
Опубликовано: 17 марта 2021 в 12:50
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД