Получи документы

Дополнительная общеобразовательная программа «Экспериментариум»

Анастасия Ликунова
Дополнительная общеобразовательная программа «Экспериментариум»

Разработана:

Ликуновой А. А.

Содержание

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Цель и задачи освоения Программы

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

1.1.3. Особенности осуществления образовательного процесса

1.2. Планируемые результаты

II. Содержательный раздел

2.1. Содержание Программы.

III. Организационный раздел

3.1. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Экспериментариум“» размещена в разделах

3.3. Календарный учебный график

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Актуальность. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность. Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.

Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Это объясняется тем, что детям дошкольного возраста присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и именно экспериментирование соответствует этим возрастным особенностям.

В дошкольном возрасте экспериментирование – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Экспериментальная работа будит в детях познавательную активность, у них появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, она стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, взаимосвязях, возникающих в ней, о свойствах различных материалов, применении их человеком в своей деятельности. Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования.

Описание программы. Дополнительная образовательная программа «Экспериментариум» (далее – Программа) направлена на формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста и определяет организацию опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста (содержание, формы) при ознакомлении с миром неживой природы в возрасте от 5 до 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, запросов родителей (законных представителей). Программа разработана на основе программы О. В. Дыбиной «Ребёнок в мире поиска».

Основная литература, использованная при составлении Программы :

О. В. Дыбина, Н. Н. Поддъяков, В. В. Щетинина. Ребенок в мире поиска: Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2017.

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2019.

Данная Программа имеет познавательно-исследовательскую направленность.

1.1.1. Цель и задачи освоения Программы

Цель Программы : способствовать формированию и развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи Программы :

1) формировать устойчивый познавательный интерес;

2) развивать умение задавать познавательные вопросы;

3) помогать накоплению у детей конкретных представлений о неживой природе и свойствах определенных предметов;

4) развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы;

5) стимулировать активность и настойчивость детей в достижении поставленной цели;

6) способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, сосредоточенности, внимательности;

7) развивать коммуникативные навыки и умения.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа по опытно-экспериментальной деятельности дошкольников построена таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, задавать и отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме работы ребёнок овладевает экспериментированием, как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. Обучение по программе состоит в систематизации, углублении, в осознании связей и зависимостей. Основные принципы, заложенные в основу программы :

– научности (сообщаются знания о свойствах веществ и др.);

– динамичности (от простого к сложному);

– интегративности (интеграция с другими образовательными областями);

– сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей, родителей и детей);

– системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий);

– преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует «зону ближайшего развития»);

– возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста);

– наглядности (использование наглядно –дидактического материала, информационно –коммуникативных технологий);

– здоровьесберегающий (соблюдение правил безопасности, использование защитной одежды, предупреждать нарушение осанки; использовать физминутки, пальчиковую гимнастику, упражнения для координации глаз и развития мелкой моторики рук).

1.1.3. Особенности осуществления образовательного процесса

Особенности организации экспериментирования

При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит к детям, а педагог уже не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Но и в этом случае следует сначала при помощи наводящих вопросов направить действия детей в нужное направление, а не давать готовых решений. В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задания бывают двух типов: прогнозирование последствий своих действий и прогнозирование поведения объектов. При проведении опытов работа чаще всего строится по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент, а потом следить за ходом его выполнения. Расширяются возможности по фиксированию результатов: применяются графические способы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и т. п.). Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Воспитатель должен задавать вопросы, стимулирующие развитие логического мышления. В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов. Сравнивая два объекта, дети учатся находить не только разницу, но и сходство, что позволяет осваивать приемы классификации. Возросшие сложность экспериментов и самостоятельность детей требуют более строгого соблюдения правил безопасности.

При организации деятельности с детьми нужно учитывать следующее.

1. Воспитанников необходимо обучать постановке опытов; чем чаще использует педагог в своей работе метод экспериментирования, тем ниже вероятность чрезвычайных происшествий.

2. Работа с детьми строится по принципу «от простого к сложному» : педагог должен знать на каждом этапе об уровне умений воспитанников.

3. Все незнакомые процедуры осваиваются в следующей последовательности:

– действие показывает педагог;

– действие повторяет или показывает кто-либо из детей;

иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность которой очень велика;

– действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;

– действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;

– действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.

4. Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации, заранее предвидя нежелательные реакции и поведение.

5. Для обеспечения быстрого пресечения нежелательных действий имеет смысл выработать у детей условный рефлекс на какую-либо короткую команду, например на сигнал «Стоп!». Выработка рефлекса осуществляется вне экспериментальной деятельности и обычно проводится в форме игры, когда дети, услышав команду, замирают и прекращают свои действия, а внимание устремляют на педагога. Этот сигнал должен применяться при экстремальных ситуациях.

6. Для успешного руководства экспериментально-исследовательской деятельностью детей взрослый должен уметь видеть весь коллектив и распределять внимание между отдельными воспитанниками, а также хорошо владеть фактическим материалом и методикой проведения каждого опыта.

7. Экспериментальная деятельность должна проводиться в спокойной обстановке

Основные формы и методы организации занятий

Основной формой организации является совместная деятельность педагога с детьми. На занятиях используются игры-эксперименты, опыты с объектами неживой природы (с водой, воздухом, песком, глиной, почвой, магнитами, камнями, светом).

Большая часть занятий носит комплексный характер, включает разные виды детской деятельности: учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, экспериментально-исследовательскую.

Структура занимательной деятельности:

– мотивация,

– подготовительная беседа,

– практическое (экспериментальное) задание,

– анализ деятельности.

Во время проведения занятий поддерживается и стимулируется проявление инициативы и самостоятельности.

Методы организации экспериментально-исследовательской деятельности : беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения; опыты; фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов; «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; использование художественного слова; дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие; ситуации; трудовые поручения, действия.

Методы формирования познавательной активности дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности :

– метод неожиданных решений (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребенка);

– метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;

– метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни;

– метод «преднамеренных ошибок», когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.

Максимальное количество детей на занятии – 10 человек. Занятия проводятся один раз в неделю на протяжении всего учебного года.

1.2. Планируемые результаты

1. Сформированность познавательной активности детей.

2. Сформированность эмоционально-волевой сферы, а именно развитие умения длительно и сосредоточенно работать, преодолевать трудности в достижении цели, проявлять активность и настойчивость.

3. Накопление конкретных представлений о предметах неживой природы и их свойствах и применение этих знаний в практической деятельности.

4. Проявление самостоятельности и инициативы в познании окружающего мира.

5. Стремление к общению со взрослыми и сверстниками с целью демонстрации своих успехов в экспериментировании.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются :

1. Организация и проведение диагностики сформированности навыков исследовательской деятельности, как отдельными детьми, так и группой в целом. Диагностика проводится 2 раза в учебный год: стартовая (сентябрь) и итоговая (май) в виде естественно-педагогического наблюдения.

2. Ежеквартальные отчетные фото-выставки внутри учреждения.

3. Участие в муниципальных, районных, краевых исследовательских конкурсах.

II. Содержательный раздел

2.1. Содержание Программы. Содержание настоящей Программы направлено на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с объектами неживой природы и их свойствами. Содержание Программы разделено на 6 тем : Вода. Воздух. Песок, почва, глина. Магнит. Камни, драгоценные камни. Свет, тень.

Тема 1. Воздух. Количество занятий – 8 (сентябрь - октябрь).

Занятие 1. Пузырьки

Цель: Узнать, что в воде есть воздух

Наблюдать попадание воздуха в воду

Оборудование / материалы: Стакан с водой, соломинка

Занятие 2. Мыльные пузыри

Цель: Исследовать перемещение воздуха в пространстве

Оборудование / материалы: Мыльные пузыри

Занятие 3. Где теплее?

Цель: Выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх

Оборудование / материалы: Два термометра, чайник с горячей водой

Занятие 4. Упрямый воздух

Цель: Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы

Оборудование / материалы: Шприцы, емкость с водой (подкрашенной).

Занятие 5. Реактивный воздух

Цель: Наблюдать реактивную силу воздуха, способную перемещать предметы

Оборудование / материалы: Воздушные шарики

Занятие 6. Перемещаем предметы

Цель: Убедиться в том, что с помощью воздуха можно передвигать предметы

Оборудование / материалы: Несколько монет, перышко, книга, карандаш

Занятие 7. Что быстрее?

Цель: Обнаружить атмосферное давление

Оборудование / материалы: Два листа бумаги

Занятие 8. Веер

Цель: Ощутить давление воздуха при помощи веера

Оборудование / материалы: Три листа разноцветной бумаги

Тема 2. Вода. Количество занятий – 8 (ноябрь – декабрь).

Занятие 1. Помощница вода.

Цель: Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи

Оборудование / материалы: Емкость с мелкими легкими предметами на поверхности, емкость с водой, стаканчики

Занятие 2. Тонет, не тонет.

Цель: Познакомиться с выталкивающей силой воды, плавучестью предметов

Оборудование / материалы: Таз с водой, различные маленькие предметы (монета, гвоздь, пластмассовая крышка, камень, кусочек пенопласта, деревянная палочка, карандаш, кусочек ваты)

Занятие 3. Какие свойства?

Цель: Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия

Оборудование / материалы: Емкости со снегом, водой, льдом.

Занятие 4. Испарение

Цель: Формирование представлений об испарении воды – превращении воды в пар при нагревании. Формирование целостного представления об агрегатных состояниях воды: лед – вода – пар.

Оборудование / материалы: Кусочки льда (на каждого ребенка, стакан со льдом, плитка или спиртовка, небольшая кастрюля.

Занятие 5. Делаем облака

Цель: Закрепление знаний об агрегатных состояниях воды. Познакомиться с процессом конденсации

Оборудование / материалы: Емкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка.

Занятие 6. Выпаривание соли

Цель: Формирование представлений об испарении воды.

Оборудование / материалы: Картинки с изображением моря, реки, соляного озера; соль, пробирка, спиртовка.

Занятие 7. Подводная лодка

Цель: Узнать о свойствах соленой воды

Оборудование / материалы: Емкости с водой (3 шт, поваренная соль, 2 картофелины небольшого размера

Занятие 8. Я попал под дождь

Цель: Узнать, какие материалы лучше впитывают, а какие пропускают воду

Оборудование / материалы: Стакан воды, пипетка, кусочки тетрадного листа, ткани, картона, целлофана, бумажная салфетка.

Тема 3. Песок, почва, глина. Количество занятий – 6 (январь – февраль).

Занятие 1. Могут ли животные жить в земле

Цель: Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).

Оборудование / материалы: Почва, спиртовка, металлическая тарелка, стекло или зеркало; емкость с водой.

Занятие 2. Вода, глина и песок

Цель: Исследовать взаимодействие песка и глины с водой

Оборудование / материалы: Миска с песком, миска с глиной, стакан с водой

Занятие 3. Глина и песок

Цель: Сравнить песчаную и глинистую почву

Оборудование / материалы: Стакан с почвой, стакан с песком, стакан с глиной, стакан с водой, две миски, ложка

Занятие 4. Какая почва лучше?

Цель: Сравнить плодородные свойства песка, глины и почвы

Оборудование / материалы: Стакан с глиной, стакан с песком, стакан с почвой, три луковицы

Занятие 5. Загрязнение почвы

Цель: Выяснить последствия загрязнения почвы

Оборудование / материалы: Миска с почвой, целлофан, стакан с водой

Занятие 6. Свалка и дождь

Цель: Узнать о проникновении в почву загрязняющих веществ

Оборудование / материалы: Емкость с прозрачными стенками (можно использовать аквариум, песок, губки, пипетка, шприц без иголки, лейка с водой, чернила, подставка под емкость.

Тема 4. Магнит. Количество занятий – 6 (февраль - март).

Занятие 1. Мы - фокусники

Цель: Выявить материалы, взаимодействующие с магнитами

Оборудование / материалы: Деревянный шарик со вставленной внутрь металлической пластиной, обычный деревянный шарик, емкость с водой, «волшебная» рукавичка с магнитом внутри, иголка, растительное масло, кусочек ткани

Занятие 2. Притягиваются – не притягиваются

Цель: Найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту.

Оборудование / материалы:

Занятие 3. Действие на расстоянии

Цель: Познакомиться с магнитным полем

Оборудование / материалы: Пластмассовая емкость с мелкими предметами (из ткани, бумаги, пластмассы, резины, меди, серебра, алюминия, магнит.

Занятие 4. Кто быстрее?

Цель: Использовать действие магнита на практике

Оборудование / материалы: Миска с манной крупой, скрепки, магнит

Занятие 5. Фокус с железом

Цель: Познакомиться со свойством магнитного поля

Оборудование / материалы: Магнит, скрепки

Занятие 6. Рыбалка

Цель: Использовать полученные знания на практике

Оборудование / материалы: Игра «Магнитная рыбалка»

Тема 5. Камни, драгоценные камни. Количество занятий – 6 (март - апрель).

Занятие 1. Какими бывают камни

Цель: формировать представление о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня, учить классификации по разным признакам

Оборудование / материалы: разнообразные камни, лупы

Занятие 2. Утонет – не утонет

Цель: Сформировать представления о свойствах камня

Оборудование / материалы: Морские камешки, кусочки гранита и пемзы, прозрачные сосуды с водой

Занятие 3. Рисующие камни

Цель: Сформировать представление о разных свойствах камня

Оборудование / материалы: Уголек, мел, графит, морские камни, речные камни

Занятие 4. Теплый камешек

Цель: Сформировать представление о разных свойствах камня

Оборудование / материалы: Лампа (солнечная погода, камешки разного цвета (обязательно должен быть камень черного цвета)

Занятие 5. Исчезающий мелок

Цель: Узнать, что мел – это известняк.

Оборудование / материалы: Небольшой кусочек мела, уксус, вода, стакан.

Занятие 6. Вулкан

Цель: Продемонстрировать действие вулкана

Оборудование / материалы: Макет вулкана, вода, сода, мыло, красная краска, уксусная кислота

Тема 6. Свет, тень. Количество занятий – 6 (апрель - май).

Занятие 1. Уличные тени

Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение

Оборудование / материалы: Не требуется

Занятие 2. Разные отражения

Цель: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете

Оборудование / материалы: Набор предметов, обладающих способностью отражения зеркала.

Занятие 3. Много отражений

Цель: Поэкспериментировать с зеркалами

Оборудование / материалы: Два зеркало, небольшие предметы (например, ракушки)

Занятие 4. Сломанный карандаш

Цель: Познакомиться с преломлением светового луча

Оборудование / материалы: Прозрачная емкость с водой, карандаш

Занятие 5. Радуга дома

Цель: Познакомиться с разложением белого света на спектр

Оборудование / материалы: CD-диск, белая бумага, фонарик

Занятие 6. Нарисуем радугу

Цель: Познакомиться с разложением белого света на спектр

Оборудование / материалы: Зеркало, емкость с водой

III. Организационный раздел

3.1. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Учебно-методические издания

О. В. Дыбина, Н. Н. Поддъяков, В. В. Щетинина. Ребенок в мире поиска: Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2017.

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2019.

Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2020.

О. В. Дыбина. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия ля дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2019.

Наглядно-дидактические средства

Тематические плакаты для обогащения восприятия детей, уточнения их представлений по темам: «Вода», «Воздух», «Драгоценные камни».

Технологические карты - схемы, опорные схемы для проведения опытов и экспериментов, обучения планирования работы.

Материально-техническое оснащение

Стол – 1 шт.

Стулья – 10 шт.

Стеллаж для хранения – 2 шт.

Мультимедийный проектор – 1 шт.

Ноутбук Asus с акустической системой – 1 шт.

Интерактивная доска – 1 шт.

Цифровые образовательные ресурсы

Опыты для детей - https://www.youtube.com/watch?v=vHTm55xJR6Q&feature=emb_logo

Простые опыты для детей в домашних условиях – https://www.youtube.com/watch?v=SGoLl2R07yg

Удивительные опыты для детей – https://www.youtube.com/watch?v=SqNQsRUkyaU

Удивительные эксперименты с водой. – https://yandex.ru/video/preview/?filmId=6958

3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Уголок экспериментирования оборудован необходимой мебелью (стол, стулья, открытый стеллаж для хранения материалов, приборами и материалами. Уголок экспериментирования включает :

1. Приборы-помощники: микроскоп, увеличительные стекла, весы, безмен, спиртовка, песочные часы, термометры, разнообразные магниты.

2. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стеклянные банки, стаканы, ковши, лейка, таз.

3. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, глина, песок, почва, мел, уголь, гранит, пемза, вода, лед.

4. Канцелярские принадлежности: бумага, картон, скрепки, карандаши, чернила, иглы, воздушные шарики.

5. Бросовый материал: кусочки ткани, пленки, пробки, деревянные, металлические, пластмассовые предметы, монеты, вата, поролон, гвоздики, крышечки.

6. Медицинские материалы: халаты, перчатки, шприцы без иголок, пипетка.

7. Прочие материалы: растительное масло, сода, мыло, соломинки для воды, салфетки, зеркала разной формы, фольга, мыльные пузыри.

8. Игра «Магнитная рыбалка».

Предметы и обстановка уголка экспериментирования обновляются в соответствии с тематикой исследований, что способствовало удовлетворению потребностей детей в новизне, развитию детских познавательных интересов.

3.3. Календарный учебный график

Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» №41 от 04.07.2014 (СанПин 2.4.43172 -14, пункт 8.3, приложение No3).

Срок реализации Программы – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня познавательной активности детей, в конце мая также проводится обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.

Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 30 минут.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная программа «Экспериментариум»
Опубликовано: 1 февраля 2022 в 12:39
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД