Валентина Климкина
Дополнительная общеразвивающая программа «Радуга ритмов»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа
Музыкально- ритмические движения по художественно- эстетическому направлению
(Предназначена для работы с детьми дошкольного возраста 4-5 лет)
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Радуга ритмов“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа музыкального руководителя
- Радуга, радужные идеи
- Темочки
Данная Программа расширяет содержание основной образовательной программы дошкольного учреждения по направлению «Художественно-эстетическое развитие». Программа обогащает образовательный процесс в плане развития индивидуальных музыкально - ритмических способностей детей, обеспечивает учет интересов детей и родителей воспитанников на основе приоритетных направлений педагогической деятельности, воспитанники могут не только приобщаться к музыкальной культуре, но и развивать свою творческую и познавательную активность, социальные навыки. Формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно поэтому развитие музыкально - ритмических навыков является ведущей идеей программы, так как оно способствует развитию творческих способностей ребенка и формированию гармоничной личности. А начинать формировать музыкально- ритмические способности следует как можно раньше, и дошкольный возраст - самое благодатное для этой работы время. Программа дополнительного образования «Радуга ритмов» имеет оздоровительную и развивающую направленность. Реализация данной программы способствует физическому, музыкально- ритмическому, эстетическому и в целом психическому развитию ребенка, а также социализации в обществе. Формирует художественный вкус и творческие способности.
Новизна дополнительной программы «Музыкально – ритмических движений» заключается в том, что имеет блоки по временам года, репертуар подобран в соответствие с возрастом воспитанников. Кроме этого, в структуру программы включены простые танцевальные движения, пространственные перестроения, игровые этюды.
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей. Музыкально- ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать, побуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкально –двигательные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т. е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует целенаправленной деятельности.
Таким образом, актуальность программы обусловлена ее практической значимостью.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что обучение ритмическим движениям рассматривается как базисный этап, закладывающий «школу движений», развивающий психофизические качества, укрепляющий здоровье детей.
Нормативно-правовая база Программы
• Конвенция ООН «О правах ребенка», ст. 29, в которой говорится о необходимости воспитания, уважения к культурной самобытности страны в которой ребенок проживает, языку, национальным ценностям, к цивилизациям, отличным собственной;
• Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в обновленной редакции от 30.12.2015);
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
• Материалы заседания Правительства РФ о развитии дополнительного образования от 21 января 2016 г. ;
• Распоряжение от 24 апреля 2015 года №729-р «Об утверждении плана мероприятий на 2015–2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей»;
• Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
• Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
• Устав МБДОУ «Детский сад № 80»
• СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Цель программы : Формирование у детей творческих способностей через развитие музыкально-ритмических движений.
Задачи программы :
Задачи:
1. Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма, музыкальную память).
2. Развивать творческие способности в области искусства музыкально-ритмических движений.
3. Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности.
4. Учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец, виды ритмики (игра, пляска, упражнение, различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний, медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т. д.).
5. Формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении.
6. Поддерживать интерес родителей к музыкально-ритмической деятельности, повысить их компетентность по данному направлению.
Сроки реализации программы :2019-2020 учебный год
Принципы программы :
1. Принцип воспитывающего обучения. Музыкальный руководитель в процессе обучения детей музыкально – ритмическим движениям одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному, обогащает духовный мир ребенка.
2. Принцип доступности заключается в том, что содержание и объём знаний о музыке, методы и приёмы обучения и усвоение их детьми соответствует уровню возрастного и индивидуального развития ребенка.
3. Принцип постепенности, последовательности и систематичности
Принцип постепенности заключается в реализации усложнения программного материала, принцип последовательности и систематичности предполагает усвоение знаний и навыков в определенной логической связи, последующее опирается на предыдущее и, в свою очередь, логически определяет дальнейшую ступень познавательной работы. Особенностью расположения и изучения материала является так называемое «забегание» вперед (подготовка к формированию того или иного понятия).
4. Принцип наглядности. В процессе обучения музыкально- ритмическим навыкам главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения ритмических движений педагогом. Наглядность в обучении музыкального ритмического движения повышает интерес детей к музыкальным занятиям, способствует развитию сознательности, легкости и прочности усвоения движений.
5. Принцип сознательности. Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью музыкально – ритмическим репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение музыкально- ритмических движений. Музыкальный руководитель стремится воспитать у детей сознательное отношение к обучению музыкально-ритмических движений, передачи музыкального образа, технике движения.
6. Принцип прочности. Предполагает стойкое закрепление знаний в памяти детей, неоднократное возвращение уже к пройденному материалу. От сознательного повторения знакомого материала зависит и прочность усвоения музыкально-ритмических навыков.
Ожидаемые результаты реализации Программы
1. У воспитанников развиты музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма, музыкальная память).
2. Развиты творческие способности в области искусства музыкально-ритмических движений.
3. У воспитанников сформирован интерес воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки.
4. Воспитанники определяют музыкальные жанры (марш, песня, танец, виды ритмики (игра, пляска, упражнение, различают простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний, медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т. д.).
5. Сформирована красивая осанка, выразительные, пластичные движения в игре, танце, хороводе и упражнении.
6. Родители ориентированы на развитие музыкально-ритмической деятельности детей, повышена их компетентность по данному направлению.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Возрастная и индивидуальная характеристика контингента детей средней группы.
Сфера развития детей, виды деятельности Особенности развития контингента детей
Возрастные особенности детей пятого года жизни Индивидуальные особенности контингента детей пятого года жизни
Социально- коммуникативная Доброжелательное взаимоотношение между детьми, чувство общности с другими детьми, наблюдательны, умеют ориентироваться в помещении. Не все дети достаточно доброжелательны, некоторые дети не наблюдательны, не умеют ориентироваться в помещении.
Познавательная
Развиты умения определять пространственные направления, сформированы образные представления в процессе различных видов деятельности, знакомы с культурными явлениями, узнают и называют виды музыкально-ритмических действий. Не все дети умеют определять пространственные направления, не сформированы образные представления в процессе различных видов деятельности, дети знакомы с некоторыми культурными явлениями, не все узнают и называют виды музыкально-ритмических действий.
Речевая
Доброжелательно общаются со сверстниками, пополнен и активизирован словарь на основе углубления знаний музыкально- ритмических движений, правильно воспринимают содержание произведения, сопереживают, Не всегда доброжелательно общаются дети со сверстниками, не пополнен и не активизирован словарь на основе углубления знаний музыкально- ритмических движений, не все дети воспринимают содержание произведения и сопереживание.
Художественно- эстетическая
Развит интерес к восприятию искусства, различают жанры, созданы художественные образы в музыкальной деятельности, знакомы с произведениями народного искусства, развито эстетическое восприятие, проявляют активность и творчество, развит интерес к музыкально- ритмическим движениям. Не у всех детей развит интерес к восприятию искусства, не различают жанры, не умеют определить художественные образы в музыкальной деятельности, мало знакомы с произведениями народного искусства, не развито эстетическое восприятие, не все проявляют активность и творчество, не достаточно развит интерес к музыкально- ритмическим движениям.
Физическая Используют музыкально-ритмические упражнения, развиты двигательные умения и навыки, развиты организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. Не достаточно владеют музыкально-ритмическими упражнениями, не у всех детей развиты двигательные умения и навыки, не развиты организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Планируемые результаты освоения программы :
1. Знать названия отдельных музыкально-ритмических движений.
2. Выполнять основные танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах, неавтоматизированный подскок.
3. Уметь двигаться, танцевать под музыку, передавать в движениях, пластике характер музыки, игровой образ.
4. Владеть простейшим построением и перестроением, ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок; ставить ногу на носок, пятку.
5. Уметь выполнять простейшие двигательные задания (музыкальные игры, использовать разнообразные движения в импровизации под музыку этого года обучения.
II.Содержательный раздел
2.1. Основное содержание программы. Блоки (разделы, модули). Их характеристика.
Структура занятий.
Каждое занятие состоит из обязательных компонентов:
1. Упражнение
2. Хоровод
3. Танец
4. Игра
Направление Пространственное перестроение Музыкально-ритмическое движение Игровые этюды
Время года
Занятие вводное
Осень:11 часов
Танец «Листопад», танец «Котёнок»,
Танец «Арам-зам-зам»
Упражнение «Мячики»-(мячики катятся, прыгают) ,лёгкий бег на
носочках,едут на машине и садятся на стульчики.
Упражнение «Побегаем,попрыгаем»
«Зайцы и лиса»
Итоговое занятие «Осенние листочки»
Зима:10 часов Танец «В новогоднем лесу»,
Танец «Горошинки цветные», танец «Гномиков и кукол» Упражнение «Стукалка», упражнение «Барабанщики» «Собери снеговика»
Итоговое занятие «Зимние снежинки»
Весна, лето:11 часов Танец «Весна», танец «Веселая песенка», танец «Антошка» Упражнение «Прямой галоп, пружинка, подскоки» «Карусель»
Итоговое занятие «Весна-красна»