Лучший педагог года

Дополнительная программа литературного кружка в старшей группе

Мария Александровна Соловьева
Дополнительная программа литературного кружка в старшей группе

«Созвездие «Рифма»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако, чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.

Публикация «Дополнительная программа литературного кружка в старшей группе» размещена в разделах

Детская литература как часть общей литературы является искусством. Её особенности определяются воспитательно - образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников). Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребёнка, формированию его мировоззрения.

В круг детского чтения входят:

• произведения устного творчества русского народа и народов мира;

• классическая детская литература (отечественная и зарубежная);

• современная литература (русская и зарубежная).

Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, стихотворения, рассказа и других произведений художественной литературы.

Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

В дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. У них воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности, выразительности, меткости и образности. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.

Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

Основная задача воспитателя – прививать детям любовь к художественному слову, уважение к книге, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, интонационную выразительность речи); воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

У литературного произведения сейчас много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки, увлекательны, их воздействие активно. Они не требуют того внутреннего напряжения, переживания, той работы ума, которые естественны при чтении хорошей, серьёзной книги. Поэтому нужно первоначально сформировать умение ребёнка грамотно слушать то, что ему читают, чтобы впоследствии сформировался грамотный читатель.

«Готовые зрительные образы не содействуют развитию собственной способности создавать, образно мыслить. Это обедняет человека духовно, не пробуждает творческой энергии, даёт готовые поведенческие штампы, причём зачастую далеко не лучшие их образцы. Но мы не имеем права лишать ребёнка всего того, что создано технической мыслью нашего века. Нужно привлечь в союзники как можно больше технических средств при ознакомлении с художественной литературой» (З. А. Гриценко // Дошкольное воспитание №4 2000 г., стр. 41).

В настоящее время возник удивительный парадокс: на книжных развалах, в книжных магазинах появилось множество красочных интересных книг для детей, но в большей мере они не востребованы, так как родители скорее купят новый диск с нашумевшим разрекламированным мультфильмом, чем детскую книгу. Объяснение этому факту тоже есть – книгу придется читать, тратить своё время, что-то разъяснить ребёнку, а с диском ребенок общается самостоятельно.

Традиционно проблема формирования грамотного читателя считалась школьной проблемой, но сегодня почти все дети, идущие в школу, умеют читать. Примерная тематика дополнительной образовательной деятельности по приобщению детей к художественной литературе включает в себя интеграцию художественно-речевой, изобразительной и музыкальной деятельности. Кружок проводится один раз в неделю (раз в две недели) во второй половине дня. Тематика составлена по временам года, сезонным, общественным явлениям.

Цель: приобщение детей к художественной литературе.

Задачи:

• Углубленно знакомить воспитанников с детской литературой и книгой,приобщать к художественной литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

• Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки.

• Прививать интерес и любовь к чтению, воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия, развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные произведения.

• Помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.

• Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.

• Продолжать работу по формированию интереса к книге.

• Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.

• Продолжать знакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Чарушиным, В. Сутеевым.

Перспективный план

дополнительной образовательной деятельности кружка

«Созвездие «Рифма»

Задачи:

Вызвать интерес к чтению художественной литературы. Раскрыть роль книги в жизни людей, показать значение книг и чтения для формирования интеллектуальных и творческих способностей детей.

Интеграция образовательных областей:

"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Познавательное развитие", "Физическое развитие".

Сентябрь

1. Литературный досуг : Русские народные колыбельные песни("Месяц взошел. ", "Ходит сон у окон", "Спи, сыночек мой, усни. ")Слушание в аудиозаписи колыбельных песен. Беседа по содержанию. Рисование «пеленашек».

2. Литературный досуг : Русские народные песенки, потешки, небылицы иллюстрированные Ю. Васнецовым. Заучивание и рассказывание на выбор:"Лиса по лесу бежала","Старый заяц сено косит", "А где это видано. " и т. п.

3. Литературный вечер «Осень золотая». Составление рассказа с опорой на иллюстрацию (А. Саврасов «Осень», А. Васнецов «Осень», И. Шишкин «Золотая осень»).

Октябрь

1. Литературный досуг «Творчество М. Пришвина».

Продолжать знакомить детей с творчеством М. Пришвина. Читать рассказы, беседовать по содержанию, предложить нарисовать животных; воспитывать доброе отношение к животным.

2. Литературный вечер «Осеннее очарование». Чтение наизусть стихотворений об осени разных авторов. Слушание музыкальных произведений П. И Чайковского из цикла «Времена года»

Читать рассказы и стихотворения, беседовать по содержанию, предложить нарисовать листопад; воспитывать чувство прекрасного.

3. Литературный досуг «Урожай осенью собирай». Чтение стихов и рассказов об урожае.

Учить детей драматизировать отрывки из стихотворений.

4. Литературно – музыкальный досуг «На балу у Тыквы». Итоговое мероприятие в рамках познавательного проекта «Что из семечка растет».

Ноябрь

1. Литературный досуг : чтение стихотворение И. Белоусова "Осень". Читать стихотворение, беседовать по содержанию, предложить нарисовать осенний пейзаж; воспитывать чувство прекрасного.

2. Литературный вечер ко дню Матери. Чтение наизусть стихотворений о Матери, материнской заботе, слушание музыкальных произведений.

3. Литературный вечер «Любимые стихотворения А. Л. Барто». Чтение стихотворений наизусть.

4. Чтение отрывка из рассказа Н. Сладкова "Разноцветная земля. Зелёная земля ".

Показ фотографий, слушание шума ветра в аудиозаписи; расширять кругозор путём знакомства с просторами нашей Родины; воспитывать любознательность.

Декабрь

1. Литературный досуг. "В гостях у В. Сутеева" Чтение рассказов В. Сутеева «Мышонок и карандаш», «Ёлка».

Познакомить с творчеством и биографией писателя – сказочника В. Сутеева. Дать детям знания о том, что В. Г. Сутеев был художником-иллюстратором своих произведений. Учить детей внимательно слушать и понимать содержание произведений; отвечать на вопросы, используя слова и выражения из текста; попробовать себя в роли художника – иллюстратора; развивать творческие способности, воображение, фантазию.

2. Литературный вечер : «Зимние радости». Чтение наизусть стихотворений разных авторов о зимних развлечениях. Рисование снега на тонированной бумаге.

3. Литературный досуг : Чтение стихотворения А. Блока "Снег да снег", З. Александровой "Снежок", А. С. Пушкина "Идет волшебница зима". Рассматривание репродукции картины И. Грабаря "Сказка инея и восходящего солнца". Вырезывание снежинок.

4. Литературный досуг : Чтений стихотворений К. И. Чуковского "Елка", Н. Носова "Бенгальские огни".

Создание новогоднего настроения у детей. Показать, что каждый автор по-разному изображает праздничную елку. Выяснить, какие чувства рождает у детей каждое произведение.

Январь

1. Литературный вечер «Красавица Зима». Чтение наизусть стихов о красоте зимней природы, беседа по содержанию, рисование пейзажа.

2. Литературный досуг : «Творчество В. Бианки».Познакомить детей с биографией и творчеством В. Бианки. Организовать в группе выставку книг В. Бианки.

3. Литературный досуг : чтение немецкой сказки"Госпожа Метелица" и русской сказки "Морозко".

Познакомить детей с немецкой сказкой, обратить внимание, что добро и трудолюбие вознаграждаются, а лень и грубость – наказываются. Путем сопоставления сказок подвести детей к усвоению понятия "бродячий сюжет". Проанализировать сказки, обращая внимание на элементы содержания, которые помогут нам при их сопоставлении.

4. Литературный вечер : «Зимние забавы». Чтение наизусть стихотворений разных авторов о зимних забавах.

Подвижные игры – имитации. Познакомить детей со стихотворением-игрой, разучить игру с детьми и поиграть, совершенствовать умение действовать в соответствии со словами.

Февраль

1. Подготовка к конкурсу чтецов. Помощь в выборе произведения, работа над интонацией.

2. Литературный вечер : «Стихотворения Е. Благиной». Чтение наизусть стихотворений, беседа по содержанию, иллюстрация к любому из произведений по желанию.

3. Литературный досуг : Чтение сказки Л. Муур "Крошка Енот и Тот, который сидит в пруду".

Подвести к мысли, что добрая улыбка и хорошее отношение приносят больше пользы, чем агрессия. Учить решать конфликты мирным путём.

4. Литературный вечер «Наши защитники». Чтение наизусть стихотворений разных авторов.

Март

1. Литературный досуг : "При солнышке тепло, при матери добро".

Чтение произведений - Ю. Яковлев «Мама», Г. Виеру «Мамин день».

Познакомить детей с рассказом Ю. Яковлева "Мама", стихотворением Г. Виеру "Мамин день". Показать, что каждый писатель и поэт в своем творчестве обращается к этой теме. На доступном языке познакомить детей с понятием «аллегория». Повторить с детьми стихи к утреннику, добиваться выразительного чтения, чёткого произношения; воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке.

2. Литературный досуг. Чтение рассказа Е. Пермяка "Как Маша стала большой".

Прочитать детям рассказ, побеседовать по содержанию, выяснить, почему Маша стала большой, хоть и осталась маленькой девочкой. Предложить рассказать, как дети помогают своим родителям.

3. Литературный досуг. Чтение весенних песенок, закличек: "Солнце, солнце,

заблесни в оконце. ", "Веснянка" и т. п.

Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством. Воспитывать у детей любовь и уважение к русским традициям. Обратить внимание на выразительные средства, добиваться чёткого произношения, эмоционального отклика на произведение. Предложить нарисовать весенний, солнечный пейзаж.

4. Литературный вечер «Вешние воды». Чтение наизусть стихотворений разных авторов о весне. Слушание музыкальных произведений из цикла «Времена года».

Апрель

1. Литературный досуг : "Шутку шутить – людей смешить!"

Чтение шуточных стихов - С. Чёрный «Концерт», С. Маршак, Д. Хармс «Весёлые чижи», докучных сказок - "Сказка про лягушку-квакушку", "Про павлинов и гусей", "Про белого бычка" авт. Ю. Черных.

Приобщать детей к юмористическому восприятию некоторых жизненных обстоятельств; развивать чувство юмора. Познакомить с докучными сказками, объяснить, почему их так называют, обратить внимание на выразительные средства, используемые авторами.

2. Литературный вечер : «А что у вас?». Чтение наизусть по ролям стихотворений С. Михалкова «А что у вас…», «Анна-Ванна – бригадир», «На прививку первый класс.»

3. Литературный досуг : "Снег теперь уже не тот…" Чтение стихотворений С. Маршака "Стихи о весне" Рассматривание репродукции картины А. Саврасова "Грачи прилетели". Составление рассказа о весне, основываясь на изображении. Учить говорить, используя выразительные средства речи, интонацию.

4. Литературный вечер «Друг детства». Чтение наизусть стихотворений разных авторов о любимой игрушке. Рисование любимой игрушки с элементами аппликации.

Май

1. Литературный досуг. Считалки. Скороговорки.

Читать, проговаривать, добиваться чёткого и быстрого произношения без ошибок.

2. Литературный вечер «Любимые стихи И. Токмаковой». Чтение наизусть. Иллюстрирование по желанию.

3. Литературный досуг "Зелёный шум". Чтение стихотворения Н. Некрасова "Зелёный шум".Рассматривание репродукции картины А. Рылова "Зелёный шум ". Слушание музыки из цикла «Времена года».

Рассмотреть репродукцию картины Рылова, сопровождая чтением стихотворения с одноимённым названием. Определить выразительные средства поэта и художника, сходство и различие. Учить отвечать полным, сложным предложением. Обогащать словарный запас детей.

4. Литературно – музыкальный досуг. «Литературный калейдоскоп».

По произведениям, которые были прочитаны на литературных вечерах и литературных досугах в текущем учебном году. Слушание музыкальных произведений, с которыми знакомились на занятиях кружка.

Используемая литература.

1. В. В. Гербова. Приобщение детей к художественной литературе. Мозаика – Синтез, М., 2012 г.

2. А. И. Максаков. Развитие правильной речи ребёнка в семье. Мозаика – Синтез, М., 2009.

3. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5-6 лет / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук. М., Оникс – XXI век, 2012.

4. О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш "Знакомим дошкольников с литературой" Мозаика – Синтез, М., 2013 г.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью»Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Образовательная программа дополнительного образования детей разработана в соответствии.

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» . Часть 14-средства реализации программы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы дошкольного образования.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (продолжение) Часть 15. 2.3. Особенности образовательной деятельности Система занятий в рамках программы построена следующим образом: по каждой теме.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная программа литературного кружка в старшей группе
Опубликовано: 17 февраля 2021 в 03:03
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД