Папки-передвижки

Духовно-нравственный аспект в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Юлия Арюткина
Духовно-нравственный аспект в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Духовно-нравственный аспект в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

«Мир окружающий ребенка – это, прежде всего мир

Природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой.

Здесь в природе, вечный источник детского разума».

В. Сухомлинский.

Публикация «Духовно-нравственный аспект в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека. Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.

Поэтому на современном этапе развития образования, духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проблема духовно – нравственного воспитания представлена в ФГОС дошкольного образования в логике ценностного и социокультурного подходов. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Мы широко применяем слово «духовность» в своих выражениях, но иногда, в силу незнания значения этого слова, люди относят «духовность» лишь к одной человеческой деятельности – религиозной. Религиозность - это лишь определенное убеждение, а понятие духовности более широкое, оно включает в себя исполнение высокодуховных истин : умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и многое другое - это и есть духовность. Это качество всей человеческой деятельности, все то, что может нас возвысить над нашими вчерашними достижениями.

Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль).

Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания, это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.

Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

С развитием новых технологий, в круговороте жизненной суеты обесцениваются лучшие человеческие качества. Чем жёстче наша жизнь, чем выше её темп, тем меньше в ней остаётся места добру, любви, пониманию и справедливости, всё чаще встречаются проявление жестокости, эгоизма, малодушия.

Процесс воспитания продолжается всю жизнь, воспитывая всесторонне развитую, экологически культурную личность невозможно обходить стороной направление воспитания общей культуры, духовно-нравственные аспекты. Результат воспитания – воспитанная личность, и то, каким станет ребёнок, в не меньшей мере зависит от того, как мы его воспитаем, какие ценности заложим, какие качества мы сможем развить в нём.

Поэтому все свои усилия в нашем дошкольном образовательном учреждении направляю на воспитание в детях доброты и милосердия, доброго отношения не только к самому себе, но и к людям, доброго бережного отношения к природе, к своей малой Родине, к своей стране, ко всему живому. Все это, как раз и предполагает духовно-нравственный аспект в экологическом воспитании. Всё это способствует развитию таких качеств в человеке, как патриотизм, толерантность, товарищество, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям, любовь и бережное отношение ко всему живому.

Для дошкольников, в детском саду была разработана система познавательных мероприятий о Красной книге Цильнинского района. Ребятам были предложены видеоролики и красочные презентации о животных и растениях занесенных в Красную книгу. Выводы о сохранении природы родного края, после полученной информации дети делали сами. Поступали предложения о проведении экологических акциях в защиту растительного и животного мира. С дошкольниками в детском саду были организованы акции: «Елочка – зеленая иголочка», «Каждой пичужке – кормушка», «Осторожно, первоцвет!», «Скворечник», «Детский сад – цветущий оазис». Активно участвовали родители воспитанников в таких акциях, как: «Чистая двор – здоровая земля!», «Во дворах растут цветы небывалой красоты», «Посади дерево с семьей», В ходе их проведения дошкольники получали природоведческие знания не только от воспитателей. но и родителей, у них формировались навыки экологической культуры.

С детьми регулярно проводятся мероприятия по духовно-нравственному воспитанию, одной из лучших тем является «Домашние питомцы», направленное на пробуждение в детях общечеловеческих и нравственных ценностей. В нём затронуты все аспекты духовно-нравственного, патриотического и экологического воспитания личности.

Каждое мероприятие в детском саду нацелено на то, чтобы изменить вековую потребительскую традицию отношения к природе, чтобы ребята поняли и приняли совершенно иное сочувственное и уважительное, доброе, бережное отношение. В понимании того, что природа не просто источник всей нашей жизни – духовной, материальной и физической, а наша жизнь «Нам не прожить на свете без природы…». Мы должны научиться не только брать, но и отдавать, и оберегать природу таким образом, чтобы она не только удовлетворяла наши нужды, но и сама совершенствовалась.

Сухомлинский В. А. разработал методы воспитания через природу, и они с большим и неизменным успехом применялись в его школе. Его опыт воспитания детей через союз с природой уникален. Любая система имеет структуру, созданную основными ее элементами. Такими структурными элементами педагогической системы Сухомлинского были: природа (непременное и постоянное взаимодействие с ней, сопереживание (не только человеку, но и всему живому, творческая мысль (именно самостоятельная, творческая мысль) и созидательный труд (не только полезный труд, но и созидающий в самостоятельных усилиях познания и творчества).

Вот уже на протяжении многих лет в нашем детском саду воспитатели стараются придерживаться этой системы воспитания детей, она ни разу не подвела, потому что в ней заложены все самые важные аспекты воспитания личности ребёнка, конечно очень многое зависит от того какие мы выбираем методы и приёмы.

К. А. Тимирязев писал «Природа и есть тот источник красоты, которого достается на всех, из которого каждый черпает по мере разумения». Прививать детям любовь к природе, гуманизм, желание охранять и улучшать родную природу – значит воспитывать любовь к Родине, патриотизм. Для того, чтобы развивать творческий потенциал каждого ребёнка, чтобы развивать творческую мысль, в образовательных мероприятиях используем приёмы декоративно-прикладного и художественного творчества, Детьми создаются альбомы с рисунками: «Птицы на наших кормушках», «Наши любимые питомцы», «Все о лесе и его обитателях», «Переделка – маленькое чудо»- выставка поделок из бросового материала, организуются фотовернисажи «Природа моего края», выставки рисунков «Красота божьего мира».

Педагоги внедряют методы исследовательской и проектной деятельности. Интересно представлены в образовательной деятельности детско исследовательские проекты «Витамины на окне», «Цветы –наши друзья», «Пчела – труженица», «Зимующие птицы» и др. Занятия с новым материалом педагоги выстраивают по принципу моделирования проблемных ситуаций, решению экологических задач, постановке проблемных вопросов, создание игровых моделей с использованием ИКТ. Противоречивость материала дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Любое мероприятие в нашем детском саду всегда интересно, познавательно, отличается многообразием форм, приёмов и используемых методов. Новое интересное – всегда привлекательно, ритмичное чередование разнообразных видов деятельности способствует развитию познавательной активности у детей. Педагоги всегда находятся в поиске новых интересных методик и экспериментов.

Не редко используются нетрадиционные формы обучения: соревнования, экскурсии по экологической тропе детского сада, путешествия, спектакли, игры-путешествия, викторины, туристические походы, коллективное творчество и пр. Проводимые воспитателями викторины, занимательные игры и задачи, задания для выполнения на экологической тропе - это оригинальная модель воспитания природой, способствующая духовно-нравственному развитию детей.

Каждый день дети учат нас доброте, красоте и радости, каждый день они преподносят сюрпризы, удивляя и восхищая, конечно бывают и огорчения, но мы учимся: они – у нас, а мы – у них. Попросите нарисовать ребёнка «радость», и он нарисует, а взрослый – не сможет. В нашем детском саду воспитатели стараются научить «рисовать» : и «радость», и «доброту», и «счастье», учат ценить всё ценное и «видеть» сердцем.

Таким образом духовно-нравственный аспект в экологическом воспитании учит детей жить в гармонии с самим собой, с окружающим миром, с обществом, любить жизнь, своих родных и близких, беззаветно любить свою Родину и родную природу, быть добрым (духовно развитым) культурным, экологически грамотным, ответственным все это поможет найти им своё место в жизни, используя полученные знания и умения на благо нашей Родины.

Список использованной литературы.

1. Амонашвили, Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш. А. Амонашвили. – М. : Просвещение, 2000. – 322 с.

2. Бабаян, А. В. О нравственности и нравственном воспитании / А. В. Бабаян // Педагогика. – 2005. - №2. – С. 67-68.

3. Букин, А. П. В дружбе с людьми и природой / А. П. Букин. – М. : Просвещение, 2005. – 226 с.

4. Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н. «Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников». Учебное пособие. – СПБ: 5. Детство-Пресс, 2007. 6. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

7. Корнилова. В. М. «Экологическое окно» в детском саду. Творческий центр «Сфера». Москва, 2008г.

8. Масленникова. О. М. «Экологические проекты в детском саду». Волгоград. Издательство «Учитель», 2009г.

9. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания дошкольников». Учебное пособие. – М. : Академия, 2009.

10. Николаева С. Н. «Теория и методика экологического образования детей». – М. : Академия, 2009г.

11. Николаева С. Н. «Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6 — 7лет», с. 62 — 63.

12. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения / В. А. Сухомлинский. – М. : Просвещение, 2000. - 258с.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста Опытно – экспериментальная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста На сегодняшний день экологическая грамотность,.

Правомерно ли говорить о духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Выступление на педагогическом совете на тему: «Правомерно ли говорить о духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста». Вот.

Художественное слово в экологическом воспитании детей МКДОУ детский сад №54 п. Михайловка «Использование художественного слова в формировании экологической культуры детей во время подготовки.

Использование дидактических игр в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Учиться жить в согласии с природой,.

Использование проектной деятельности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Проект «Бал цветов» Педагогический проект «Бал Цветов» Цветы ранимы и желанны, Цветы прекрасны и нежны. Как грустно станет на планете Без ярких капель красоты.

Опыт работы «Игра в экологическом воспитании детей средней группы» Семинар по экологии. «Игра в экологическом воспитании детей средней группы» Подготовила: Арькова Екатерина Сергеевна, воспитатель группы.

Отчет об экологическом воспитании детей средней группы Отчет об экологическом воспитании детей средней группы. Выполнила воспитатель: Рулева Елена Юрьевна Актуальность Всё прекрасное в людях.

Повышение качества работы в экологическом воспитании детей в рамках ФГОС ДО «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что.

Театрализованная деятельность в экологическом воспитании детейТеатрализованная деятельность в экологическом воспитании детей Театрализованная игра как один из видов игры является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственный аспект в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
Опубликовано: 28 ноября 2018 в 21:28
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД