Получи документы

Духовно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества

Хрулева Зоя Григорьевна
Духовно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества

МБДОУ «Детский сад № 14»

«Духовно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

Выполнила: воспитатель

Хрулева Зоя Григорьевна

г. Городец

2018г.

Публикация «Духовно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества» размещена в разделах

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди, как работали и как отдыхали, как они соблюдали обычаи, чем украшали свой быт. Я посчитала необходимым довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры. Для этого я обратились к истокам русской народной культуры и, в первую очередь к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, чувства наших предков.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Целью моей работы было установление степени эффективности применения фольклора в практике работы по патриотическому воспитанию и развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста, а также приобщение детей к миру народной культуры, развитию познавательного интереса к народным традициям и праздникам на Руси. Воспитание любви к своей Родине, к своему народу, к традициям русского народа.

Сущность деятельности по духовно-патриотическому воспитанию заключается в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому, считаю, и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

В самом начале моей работы были поставлены следующие задачи:

Создать атмосферу национального быта;

Поддержание интереса детей к фольклору;

Познакомить детей с народными традициями и обрядовыми праздниками;

Развивать интерес к народному творчеству;

Знакомство с русскими народными играми.

Фольклор представлен широкой палитрой жанров – прибаутки, небылицы, скороговорки, былины, пословицы, поговорки, потешки, сказки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления и фольклорные праздники: ярмарки, театрализованные сказки. На мой взгляд, каждый из жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.

Сказка – это повествовательный жанр фольклора, в котором на основе фантастической условности воссоздаётся обобщённое изображение мира и человека. Работу в младшей группе по устному народному творчеству я начинала именно с них. Даже плохоговорящие дети были полны желания участвовать в театрализованных представлениях по русским народным сказкам.

В работе по приобщению детей к русской народной культуре используются следующие методы:

наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий);

словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть, сочинение сказок);

игровой метод (игры - драматизации, игры - инсценировки, дидактические игры, настольно - печатные игры). Детям нравится участвовать в литературных викторинах, фольклорных праздниках, и развлечениях. Речевые и музыкальные народные игры, танцы, попевки, песни находят отклик в душе каждого ребенка;

практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.

Уже в младших группах через приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, качалкам, игрушке - забавы и др., малышей знакомлю с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками скороговорками, сказками, загадками.

Использую прием внезапного исчезновения и появления сказочных персонажей для поддержания интереса.

Применение разнообразных подкреплений на основе слуховых ориентировочных реакций: голос героев звучит то громко, то тихо, то быстро, то медленно.

Кроме того, знакомлю детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой.

От возраста к возрасту усложнятся задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов в народном искусстве, выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом.

Видна заинтересованность родителей данным видом работы. Оказывается посильная помощь и участие.

В работе с родителями использую разнообразные формы работы:

-консультации групповые и индивидуальные;

-родительские собрания;

-праздники и досуги;

-памятки и буклеты.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения.

Публикации по теме:

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

Патриотическое воспитание дошкольниковПатриотическое воспитание дошкольников 9 мая - Праздник победы советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 годов. Этот день мы отмечаем как великий праздник - день.

Патриотическое воспитание дошкольников.Патриотическое воспитание дошкольников. .

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание детей было и остается одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это - сложный педагогический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества
Опубликовано: 1 ноября 2020 в 13:54
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД