Самойлова Наталья
Физическое развитие для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое развитие для детей с нарушениями опоро – двигательного аппарата.
Реабилитационный процесс – это целенаправленный процесс возвращения человека с ограниченными возможностями здоровья в продуктивную полноценную социальную жизнь.
Публикация «Физическое развитие для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, «…с целью получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации; оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
Основной целью воспитательной и педагогической работы с детьми страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарат, является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение максимально полной социальной адаптации, общего обучения.
Эффективность лечебно - педагогических мероприятий определяется современностью, взаимосвязанностью, преемственностью в работе различных звеньев.
Одним из таких неотъемлемых звеньев, является физическое воспитание, которое отличается своеобразием. Оно ставит перед собой те же цели и задачи, что и физическое воспитание здоровых детей. Однако, специфические особенности развития моторики детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата требуют разработки особых методов и приемов коррекционной работы. Начав специальные занятия в первые годы жизни ребенка, можно значительно скорректировать имеющиеся нарушения и предупредить формирование неправильных двигательных стереотипов способствуя развитию полноценной личности, которая сможет активно включаться в социальную жизнь и найти себе достойное место.
Дошкольным учреждением (МДОУ ЦРР – детский сад № 102 для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата, была разработана система физического воспитания, направленная на укрепление здоровья ребенка и стимуляцию его психомоторного развития.
Целью системы физического развития, является стимуляция общего развития ребенка и его нарушений двигательных функций.
Помимо коррекции физической патологии ребенок учится взаимодействию с другими детьми, у него формируются элементарные нравственные нормы поведения, дисциплина, обогащается опыт общения.
Эффективность коррекционного процесса в специализированном ДОУ в основном зависит от слаженной работы педагогического коллектива. Которая должна проходить комплексно, целенаправленно, исходя из особенностей психофизического развития каждого воспитанника. Именно поэтому элементы физического воспитания пронизывают работу всех педагогов ДОУ.
Целостная система физического воспитания включает в себя работу ; инструктора ЛФК, воспитателя, психолога, учителя-логопеда, дефектолога, музыкального работника, массажиста.
Комплексный подход в оздоровлении детей с ДЦП помогает реабилитировать детей к дальнейшему обучению в школе. Физическое воспитание сочетается с приемами и методами педагогической реабилитации и имеет важное значение в развитии эмоционально положительного общения ребенка со взрослым, зрительного слухового и особенно кинестетического восприятия; оно способствует стимуляции голосовых реакций, развитию зрительно – моторной координации. Выстроенная система физического воспитания нашего ДОУ, является эффективной, так как дети успешно выдерживают физические, психоэмоциональные нагрузки школьного обучения.
Целью системы физического развития, является стимуляция общего развития ребенка и коррекция его нарушений двигательных функций.
Занятия физической культурой проходят в подгруппах и индивидуально. Группы детей комплектуются исходя из патологий неврологического статуса и тяжести заболевания каждого ребенка.
Занятия строятся, основываясь на принцип онтогенетической последовательности. Основное внимание уделяется активной деятельности самого ребенка. Занятие проходит в игровой форме, где ребенок стремится самостоятельно выполнять упражнения и преодолевать трудности. Главное в проведении занятий - развитие вначале простых, затем сложных движений в последовательности, заложенной природой. А начинать надо с того уровня двигательного развития, на котором оно остановилось.
Дети, которые не могут заниматься в подгруппах в связи с диагнозом или тяжелым физическим нарушением, посещают индивидуальные занятия. Таким детям уделяется особое внимание, так как у ребенка может быть не только паралич, но и сопутствующие заболевания. Обычно на занятии используется пассивная гимнастика, где инструктор совместно с ребенком выполняет упражнения, управляя его телом. Такая гимнастика направлена на снижение гипертонуса приводящих мышц и мышц сгибателей, укрепление ослабленных мышц, улучшение подвижности в суставах, коррекция порочных установок ОДА. Весь комплекс упражнений подбирается и разрабатывается индивидуально.
Индивидуальные занятия могут проходить совместно с родителями. На таких занятиях осуществляется совместная работа, родитель-ребенок-инструктор. Родители получают знания и рекомендации, как надо заниматься с ребенком, чтобы ему не навредить, а так же как организовать двигательную активность дома.
Каждое утро проходит утренняя коррекционная гимнастика, задачей которой является:
Оказание оздоровительного и общеукрепляющего влияния на организм для восстановления работоспособности.
Она включает в себя коррекционные упражнения, дыхательную гимнастику, самомассаж.
Для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата проводятся спортивные праздники и досуги. Они разрабатываются с учетом всех особенностей детей.
Для достижения положительных результатов, три раза в год проводятся медико-психолого-педагогические консилиумы. Педагоги и врачи говорят о состоянии каждого ребенка, отмечается динамика или её отсутствие, озвучиваются причины, факторы тормозящие развитие ребенка. ставятся дальнейшие цели и задачи, разрабатывается индивидуальный маршрут.
В дошкольном учреждении работает ортопед и невролог, которые ведут наблюдение за состоянием детей. Назначается медикаментозное лечение, которое необходимо для успешной всесторонней коррекции детей с НОДА
Физическая реабилитация детей с ОВЗ направлена на развитие телесных ощущений, выработку координаций движений, их согласованность, развитие умения произвольно расслаблять скелетную и дыхательную мускулатуру.
Исходя из многолетнего опыта преемственности ДОУ и специализированных школьных учреждений, отслеживая дальнейшую реабилитацию выпускников.