Лучший педагог года

Формирование финансовой культуры детей старшего дошкольного возраста как одного из аспектов экономического воспитания

Оксана Перепечаева
Формирование финансовой культуры детей старшего дошкольного возраста как одного из аспектов экономического воспитания

Введение

Ребенок, что - пустой сосуд.

И мудрецы отнюдь не лгут:

Кем вырастет узнать отнюдь не сложно…

Лишь «выльет», что в него нальют.

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи : сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей в дальнейшем.

Публикация «Формирование финансовой культуры детей старшего дошкольного возраста как одного из аспектов экономического воспитания» размещена в разделах

Именно в дошкольном возрасте наиболее естественным, увлекательным и эффективным средством формирования финансовой культуры детей является игровая деятельность, которая способствует расширению кругозора в вопросах экономики и бережливости, закреплению и обогащению знаний о финансовой сфере деятельности взрослых, выработке элементарных практических навыков. Кроме задач общей целевой направленности, игры развивают психические процессы, интеллект ребенка, совершенствуют личностные качества, создают предпосылки для психологической подготовленности в будущий мир финансов.

1. Психолого-педагогическая основа проблемы формирование финансовой культуры детей дошкольного возраста как одного из аспектов экономического воспитания.

1.1. Актуальность проблемы.

Проблема формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время превратилась в актуальную. Актуальность проблемы экономического воспитания дошкольников определяется социальным заказом, что определяется ФГОС дошкольного образования. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях.

Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, образовательная деятельность в условиях детского сада формирует тот опыт у дошкольника, который становится базой для дальнейшей работы по формированию финансовой культуры. В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, и если не сформировать правильное представление о деньгах, то может появиться собственное, зачастую неверное мнение. Дошкольнику нужно помочь в освоении азов финансовой культуры. Этого можно достичь, используя ведущую деятельность в дошкольной педагогике — игровую, с помощью которой можно уточнить и закрепить представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобрести новые экономические знания, умения и навыки и постепенно постичь азы финансовой культуры.

Таким образом, актуальность опыта состоит в том, чтобы за счет применения игр финансовой направленности максимально полно использовать интерес детей в мир экономики, расширять их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях.

1.2 Изучение проблемы формирования финансовой культуры дошкольников посредством игровых технологий.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Она включает и экономическую (финансовую) культуру. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Исследования, посвященные проблеме экономического образования и воспитания, имеют неоднозначное решение. Такие исследователи как П. Р. Атутов, С. Я. Батышев, Ю. К. Васильев, Н. В. Кулакова, рассматривают как одну из частей трудового воспитания. Они считают, что экономическое образование и воспитание проявляется в подготовке детей к школе, жизни и труду и становится одним из необходимых условий его гражданской, трудовой и нравственной зрелости. Некоторые исследователи рассматривают данную проблему как синтез трудового, нравственного и идейно-политического воспитания, а потому оно не может считаться самостоятельным направлением.

В дошкольной педагогике проблема экономического воспитания и обучения рассматривалась как составная часть трудового воспитания. Об этом свидетельствуют работы таких исследователей как Р. С. Буре, Л. С. Дзинтерс, И. В. Житко, Л. М. Казарян, Л. В. Крайновой, Л. Я. Мусатовой, В. Г. Нечаевой и др.

Анализ программно-методических документов для дошкольных учреждений, таких как Курак Е. А. «Экономическое воспитание дошкольников», примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий. Смоленцевой А. А. «Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников», «Знакомим дошкольников с экономикой посредством сказок» показывает: с детьми дошкольного возраста в этом направлении целенаправленная система работы пока не сложилась. В качестве предпосылок экономического воспитания необходимо выделить доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно станут личностными.

Раннее приобщение детей к экономике, содержание экономического воспитания рассматривается, как дополнение к содержанию программ для дошкольников. Сущность нашего подхода заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием.

Свою работу по обучению детей финансовой грамотности я начала с опроса родителей. С целью выявления заинтересованности родителей в формировании финансовой культуры их детей было проведено анкетирование «Мой ребенок и финансовая культура».

Результаты анкетирования родителей показали: (см. приложение 1)

10% признают важность формирования финансовой культуры ребенка в семье;

52% недостаточно компетентны в этом вопросе, нуждаются в педагогической помощи, в ознакомлении со специальной литературой, помогающей организовать работу с детьми в семье;

38% родителей считают, что ещё рано внедрять в образовательный процесс финансовое воспитание.

На самом деле, многие родители не понимают насколько важно приобщить ребенка к финансовой культуре ещё с детства, ведь это полезный и правильный путь подготовки ребенка к жизни, его приспособленности к социуму. Для выявления степени сформированности финансовой культуры у детей использовалась диагностика на основе программ Е. А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников» и А. Д. Шатовой «Дошкольник и… экономика»

Результаты диагностики детей показали : (см. приложение 2)

60% детей не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, не употребляют в речи экономические слова; быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре;

30% детей имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования;

10% смогли объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.

Сложившееся положение объясняется тем, что воспитатели и родители уделяли мало внимания экономическому воспитанию из-за отсутствия у них необходимой информации по данному вопросу, специальной программы, предметно-развивающей среды и целенаправленной работы с детьми.

Изучив данную проблему, я пришла к выводу, что формирование финансовой культуры дошкольников находится в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников основ культуры финансов.

Таким образом, возникла необходимость в пересмотре подходов и поиске новых идей к построению процесса формирования финансовой культуры в ДОУ и семье в соответствии с интересами детей, их потребностями и способностями.

1.3. Цель, задачи, гипотеза.

Результаты анкетирования родителей, диагностики детей, а так же актуальность данной проблемы способствовала постановке целей и задач.

Целью данной педагогической проблемы является повышение уровня сформированности финансовой культуры детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Для достижения цели были намечены следующие задачи:

- создание условий для формирования элементарных экономических знаний у детей, расширение экономического кругозора;

- ознакомление дошкольников с денежной сферой жизни; формирование начальных навыков обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;

- развитие умения общаться и взаимодействовать в игре, ориентироваться в социальных ситуациях;

- раскрытие потенциальных возможностей и творческой инициативы ребенка в игровой деятельности; повышение педагогической компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры.

В связи с этим, выявлены следующие противоречия:

между социальной значимостью основ финансовой культуры и недостаточной реализацией данной педагогической задачи в дошкольных учреждениях;

между необходимостью развития у детей экономического взгляда на окружающий их социальный мир и отсутствием предметно-развивающей среды для ее осуществления;

между стремлением педагога к организации непрерывного, последовательного процесса формирования финансовой культуры и педагогической некомпетентностью родителей в данном вопросе.

Становится очевидным, что для разрешения противоречий необходимо создать условия для формирования и реализации финансово грамотного поведения детей дошкольного возраста.

Исходя из актуальности проблемы, поставленных целей и задач, мною была выдвинута следующая гипотеза: Игровые технологии способствуют успешному и эффективному формированию финансовой культуры детей дошкольного возраста как одного из аспектов экономического воспитания.

1.4. Проблема формирования финансовой культуры дошкольников посредством игровых технологий на современном этапе.

Формирование финансовой культуры дошкольников тема новая, полностью не исследована, поэтому я познакомилась с некоторыми авторскими программами по финансовой грамотности : «Финансовая грамотность : методические рекомендации для преподавателя» А. О. Жданова, «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности для дошкольников» Н. А. Крючкова. Программы рассчитаны на детей дошкольного возраста. Их целью является приобщение детей к миру экономических ценностей и воспитание этического поведения в предметном, вещном мире. Введение в мир экономики занимаются также такие авторы как Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами» ,Смоленцева А. А. «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику», А. Д. Шатова «Дошкольник и… экономика», Горяев А. Е. «Основы финансовой грамотности» .

А. Д. Шатова в своей программе «Дошкольник и экономика» указывает на важность целенаправленной, систематической работы педагогов ДОУ в области экономического воспитания, так как «то что ребенок знает о нормах бережливости, называет правила поведения в тех или иных случаях, еще не означает, что он будет так же поступать в действительности»; различны и типы семей, их ценностные ориентации, а поэтому педагог детского сада станет для ребенка тем авторитетным, после родителей, человеком, который поможет правильно осмыслить многие факты, явления, поможет овладеть основами экономической культуры, являющейся составной частью общей культуры человека.

В материалах Всероссийской научно – практической конференции «Современное детство: развитие, образование, культура» в статье М. Ю. Стожаровой и С. А. Лицкевич «Формирование первоначальных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста в условиях развивающего обучения» авторы не сомневаются в необходимости начинать экономическое образование с дошкольного возраста и считают, что «Экономические знания станут доступными и понятными для детей дошкольного возраста в условиях развивающего обучения, основанного на принципе сотрудничества взрослого с ребенком». Наряду с формированием экономических представлений, считают авторы статьи, в процессе развивающего обучения будет осуществляться интеллектуальное, нравственное и трудовое развитие детей.

Л. Г. Киреева «Играем в экономику : Комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры» считает, что экономическое воспитание — одна из граней воспитательного процесса дошкольников. Представленные ею комплексные занятия с элементами игровой деятельности помогут педагогам в развитии смекалки, сообразительности, фантазии, изобретательности и формировании элементарных экономических знаний у старших дошкольников.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются.

Основные задачи в области экономического воспитания детей дошкольного возраста Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Уголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возрастаУголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста Цель и задачи: формирование чувства патриотизма у старших дошкольников; воспитание любознательности, расширение кругозора детей; систематизация.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности как основы нравственного воспитания «Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности, как основы нравственного воспитания личности»выступление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование финансовой культуры детей старшего дошкольного возраста как одного из аспектов экономического воспитания
Опубликовано: 9 февраля 2021 в 13:43
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД