Екатерина Карпенко
Формирование лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи (из опыта работы МБДОУ)
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД 1. Наше дошкольное учреждение имеет статус компенсирующего. Все шесть групп в нем логопедические, а все дети, по заключению ПМПК, с общим недоразвитием речи различной тяжести.
СЛАЙД 2. В начале коррекционно-развивающей работы дети нашего дошкольного учреждения испытывают большие затруднения, которые проявляются в нарушениях не только произношения, но и лексико-грамматических кон-струкций, связной речи. К концу дошкольного обучения основная часть детей достигает нормы, а те дети, которые не до конца преодолели речевые нарушения и нуждаются в дальнейшей коррекционной работе продолжают ее в школе. Поэтому одной из основных задач работы наших логопедов с детьми является формирование полноценной речевой деятельности. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой активности. Как подчеркивал Феликс Алексеевич Сохин, по тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития.
Публикация «Формирование лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи (из опыта работы МБДОУ)» размещена в разделах
По данным Александра Николаевича Гвоздева к трем с половиной годам в словаре детей представлены все части речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения, наречия, числительные, служебные слова: предлоги, союзы, частицы и междометия). В то же время в языке ребенка появляются грамматические формы, отображающие не только изолированные предметы, действия и качества, но и сложные отношения между ними, которые выражаются при помощи системы флексий, отдельных служебных слов и т. д. К пяти годам ребенок в условиях нормального речевого развития практически овладевает основными законами морфологии и синтаксиса. Он правильно строит не только простые, но и многие конструкции сложных предложений.
СЛАЙД 3. Дети с ОНР испытывают значительные трудности в овладении лексико-грамматическим строем: 1. плохо запоминают терминологию, 2. в речи детей мало представлены слова обобщенного и отвлеченного значений; слова, обозначающие состояния, оценку, качество, признаки. 3. Резко расходится объем активного и пассивного словаря, 4. а сам словарный запас детей очень бедный, в нем, в основном, присутствуют обиходные слова. 5. Дети неправильно употребляют родовые, числовые, падежные окончания всех частей речи и предложно-падежные конструкции. 6. Так же, не сформированными являются функция словообразования и словоизменения.
В своей работе наши логопеды часто используют прием одновременной работы над лексикой и грамматикой, что увеличивает возможности детей овладеть языковыми нормами.
СЛАЙД 4. Активизация и обогащение словаря детей ведется в зависимости от тех лексических тем, которые намечены годовым планом. Но при ознакомлении детей с каждой из них, включаются определенные грамматические темы, зависящие от словарного состава данной лексической темы. Развитие словаря осуществляется по мере углубления знаний ребенка о предметах, ознакомления с их качествами, свойствами. В словарь вводятся слова, обозначающие материалы (металл, пластмасса, стекло, фарфор и др.). Главное внимание уделяется введению в активный словарь слов, обозначающих дифференцированные по степени выраженности качества и свойства (светло-красный, кисловатый, горько-соленый, прочнее, тяжелее, плотная и т. п.). При этом работа над грамматическим строем, словоизменением и словообразованием суще-ствительных, глаголов и прилагательных осуществляется сначала на уровне слова, словосочетания и предложения, а в дальнейшем – в связной речи.
СЛАЙД 5. Наряду с общеизвестными методами и приемами работы над лексико-грамматическим строем речи, используя разнообразный речевой материал, игры и упражнения, для нас интересной и действенной формой является мнемотехника –
СЛАЙД 6. система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации, в которой наравне со слуховым, задействован зрительный и тактильный анализаторы…
СЛАЙД 7. Детям очень нравятся «живые мнемотаблицы»: в данном видеоролике Вы увидите, как с помощью мнемотехники и компьютерных технологий ребенок учится запоминать тот или иной лексический материал. Он представлен в трех этапах: первый – прослушивание, второй – договаривание последнего слова, третий – полное озвучивание предлагаемых картин детьми. (ЗАПУСТИТЬ ДАННЫЙ РОЛИК).
СЛАЙД 8. Не менее интересными также являются приемы ТРИЗ-педагогики: когда ребенок не просто запоминает, а пытается анализировать и делать выводы. В этом видеоролике можно увидеть как с помощью ассоциативных связей дети учатся составлять и пересказывать тексты. (ЗАПУСТИТЬ ДАННЫЙ РОЛИК).
СЛАЙД 9. Еще одна полюбившаяся детьми ТРИЗовская игра «ДА-НЕТка», где персонаж загадывает предмет, а ребенок, опираясь на уже сформированные знания, пытается задать нужный вопрос, и по ответам персонажа «ДА» или «НЕТ» «отсеять» неправильные варианты и выбрать нужный. (ЗАПУСТИТЬ ДАННЫЙ РОЛИК).
СЛАЙД 10. Процесс общения с компьютерным героем программы – Тигренком способствует развитию собственно коммуникативных навыков у детей за счет того, что специально построенные и подобранные задания блока «Лексика» (Что из чего?; Четвертый – лишний; Разложи предметы и др.) побуждают ребенка вступить с ним в диалог.
СЛАЙД 11. Таким образом, при использовании современных разнообразных форм работы с дошкольниками по развитию лексико-грамматического строя речи к школьному возрасту, дети овладевают в основном всей сложной системой родного языка. Благодарю за внимание.