Получи документы

Формирование нравственных качеств через дидактическую игру. Картотека дидактических игр

Белова Татьяна Александровна
Формирование нравственных качеств через дидактическую игру. Картотека дидактических игр

Как отмечает автор учебника «Дошкольная педагогика» С. А. Козлова: «Игра в детском возрасте - норма, ребенок должен играть, даже если он делает серьезное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающей жизни, в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками».

Игра не только вид деятельности дошкольника, но и средство для нравственного развития и воспитания.

Публикация «Формирование нравственных качеств через дидактическую игру, Картотека дидактических игр» размещена в разделах

Игра, в частности дидактическая, формирует положительные взаимоотношения между детьми, доброжелательность и уважение к окружающим, чувство товарищества и дружбы. С помощью дидактических игр дети используют полученные знания в различных условиях.

Нравственное воспитание личности – это длительный и сложный процесс, его успешное осуществление требует согласованности действий всех участников педагогического процесса.

Развитие чувств у ребенка зависит от средств и методов воспитания, от условий его жизни, нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и детьми.

Нравственно воспитать ребенка – значит правильно организовать весь строй его жизни. Надо построить его деятельность так, чтобы при общении ребенка с окружающими людьми всегда находили свое конкретное воплощение те нравственные качества, которые мы хотим ему воспитать.

Воспитанию нравственных чувств в истории русской и прогрессивной зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах К. Д. Ушинского, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту, справедливость и чутко реагируют на недоброжелательность.

В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить умению чувствовать человека.

Если человека учат добру настойчиво, требовательно, то в результате и будет добро. Ребенок не рождается злым, жестоким или добрым. Нравственные чувства ему предстоит приобрести.

Основа нравственного убеждения закладывается в детстве.

Афоризмы на тему нравственности :

«Нравственность не зависит от наследственных факторов» К. Васильев

• «О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни» Б. Паскаль

• «Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем больше удовольствия доставляет ему жизнь, тем он свободнее» А. Чехов

М. Ю. Иванова в опыте работы «Дидактическая игра как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста» говорит, что дидактические игры – незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности.

К. Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда – не развлекающим.

Анализ содержания сборников с дидактическими играми, разработанный З. М. Богуславской, А. И. Сорокиной и др. позволяет выделить сложившуюся тенденцию деления дидактических игр на игры с опорой на наглядность (предметные, настольно-печатные) и на игры без опоры на наглядность (словесные).

Виды дидактических игр :

• Игры с предметами (игрушки)

• Настольные - печатные игры

• Словесные

Игры с предметами соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомятся с ними (устанавливают сходства и различия предметов, сравнивают).

Игры: «Что сначала, что потом», «Опиши предмет», «Что это?».

Настольно – печатные игры (парные картинки, лото, домино). Они развивают речевые навыки, внимание, логику, математические способности и основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение.

Е. И. Тихеева разработала дидактический материал для настольно – печатных игр, которые сегодня широко используются. Это дидактическая кукла с комплектом сезонной одежды и предметами быта (посуда, мебель и др., настольно – печатные игры, устроенные по принципу парных картинок.

Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности, мышления и развития речи у детей.

Игры: «Черное и белое», «Краски».

Дидактическая игра имеет замысел, правила, готовый игровой материал, т. е. она применяется в педагогическом процессе. Так как дидактическая игра имеет цель, то она направлена на получение конкретного результата. Дидактическая игра является осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он быстро включается. Игра дает ребенку возможность применять на практике то, что ему знакомо и побуждает его к усвоению нового.

Воспитатель организует игру, направляет ее, помогает преодолевать затруднения, оценивает действия ребенка.

Особая заслуга принадлежит Е. И. Тихеевой в раскрытии роли дидактической игры. Она справедливо считала, что дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание. Она определила особую роль воспитателя в дидактических играх : он вводит детей в игру, знакомит с содержанием и правилами.

Структуру дидактической игры образуют основные компоненты (дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат, дидактический материал) и дополнительный (сюжет и роль).

Дидактическая задача, по мнению А. И. Сорокиной, определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с образовательной программой, где для каждого возраста определен объем знаний, навыков и умений, которыми должны овладеть дети.

По мнению Л. С. Выготского: в каждой дидактической игре есть два начала: одно носит развлекательный характер, другое – серьезный. И соотношение этих двух начал определяет вид игры.

А. К. Бондаренко отмечает, что дидактическая игровая задача реализуются в игровых действиях. Дидактическая игра отличается от игровой тем, что выполнение в ней игровых правил контролируется, направляется игровыми действиями.

А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но способствовала бы общему развитию ребенка».

В результате дидактических игр у детей формируются нравственные представления о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о бережном отношении к окружающему. Дидактические игры вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться.

Дидактическая игра – это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональный интеллект, сферу детей, стимулирующую их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания.

Таким образом, игра является эффективным средством формирования личности дошкольника.

Картотека дидактических игр

«Поиски добрых слов»

Дидактическая задача : раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости, связь слова и поступка, слово и отношение

Ход игры: воспитатель начинает рассказ о том, как следует извиняться, где и когда, как применяются эти вежливые слова.

«Страны и народы»

Дидактическая задача : расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.

Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира.

Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных стран и народов мира. Рассказывает о них…

«Я люблю…»

Дидактическая задача : воспитывать уважительное, заботливое отношение к близким людям, друг к другу, развивает коммуникативные способности.

Ход игры: ведущий говорит детям: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях.

«Давайте говорить друг другу комплименты»

Цель: научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал: любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой).

Ход игры: воспитатель приносит «Волшебный Цветок», который поможет ребятам выразить свои чувства. Детям предлагается передавать цветок любому ребенку и делать ему комплимент. Если, кто-то, окажется без внимания, воспитатель делает комплимент этим детям.

«Мешок плохих поступков»

Цель: учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким. Уточнить представление детей о плохих поступках и их последствии, развивать умение высказывать суждения. Побуждать детей к положительным поступкам и делам.

Материал: чёрные бумажные кляксы, мешок.

Ход игры: дети получают чёрные бумажные кляксы, воспитатель предлагает их сложить в мешок, при этом рассказать какие плохие поступки он сегодня совершил, а так же сложить в этот мешок отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть. И когда дети идут гулять, этот мешок выбрасывается.

«Копилка добрых дел»

Цель: учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким, совершать для них добрые дела. Уточнить представление детей о добрых поступках, развивать умение высказывать суждения. Побуждать детей к положительным поступкам и делам. Воспитывать желание оставлять “добрый след” о себе в душах людей.

Материал: бумажные сердечки, украшенная коробка.

Ход игры: дети получают бумажные сердечки, воспитатель предлагает их складывать в «коробочку добрых дел», но при этом ребёнок должен сказать, что хорошего он сегодня сделает или уже сделал.

«Очень хорошо, что так много хороших поступков вы совершаете. Всегда приятно видеть ваше доброе отношение друг к другу».

«Пожелания»

Цель: научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал: игрушка-сердечко (любая игрушка).

Ход игры: дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания: «Я желаю тебе…»

«Закончи предложение»

Цель: развивать умение понимать и определять настроение и самочувствие своих близких и родных людей.

Ход игры:

Папа расстроен, потому что.

Мама расстроилась из-за.

Дедушка посмотрел на меня строго, потому что.

Младший брат расплакался из-за.

И так далее.

Заключением такой игры могут стать вопросы:

- Что нужно сделать, чтобы улучшить настроение близкому человеку?

- Бывали ли вы внимательны к настроению, самочувствию своих родных?

«Жизнь в лесу»

Цель: формирование доброжелательных отношений, сочувствия к окружающим, привлечения внимания к партнё ру: его внешности, настроению, действиям, поступкам.

Ход игры: воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей).

«Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова?»

Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ).

«Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись.».

Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой. Общение без слов исключает ссоры, споры, договоры и т. д.

«Добрые эльфы»

Цель: формирование доброжелательных отношений, сочувствия к окружающим.

Ход игры: воспитатель садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя.

«Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу».

Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями.

«Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их.»

«Птенцы»

Цель: формирование доброжелательных отношений, сочувствия к окружающим.

Ход игры: воспитатель: «Вы знаете, как появляются на свет птенцы? Зародыш сначала развивается в скорлупе. Через положенное время он разбивает ее своим маленьким клювиком и вылезает наружу. Ему открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все ему ново: и цветы, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он никогда не видел всего этого. Поиграем в птенцов? Тогда присядем на корточки и начнем разбивать скорлупку. Вот так! (Показ.) Все! Разбили! Теперь исследуем окружающий мир - познакомимся друг с другом, пройдемся по комнате, принюхаемся «предметам. Но учтите, птенцы не умеют разговаривать, они только пищат».

«Тайный друг»

Цель: формировать доброжелательное, уважительное отношение к сверстникам.

Материал: конверты по количеству детей, детские фотографии.

Игровые действия: сложить конверты с фотографиями детей в коробку и предложить каждому ребенку вытянуть один из них. Не рассказывать, кто им достался на фотографии. Если кто-то вытянул свою фотографию, он вытягивает конверт снова. Тот человек, чью фотографию они вытянули, отныне становится их «тайным другом», и в течение последующих трех дней они должны тайно проявлять к нему как можно больше внимания. Можно нарисовать портрет своего «тайного друга». Через несколько дней дети угадывают, кто был их «тайным другом» и проводится беседа о дружбе.

«Оцени поступок»

Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.

Материал: сюжетные картинки.

Ход игры: дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди : «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».

«Да или нет»

Цель: формировать у детей желание беречь здоровье и здоровье других детей; учить понимать: что можно делать, а что - нет.

Ход игры: воспитатель предлагает поиграть в игру.

Воспитатель: Я буду называть ситуации, а вы, если так можно делать, - хлопаете в ладоши, если нельзя - топаете ногами. Например: можно играть спичками; можно ровно сидеть за столом; во время еды не следует разговаривать: не умываться утром; нельзя брать в руки острых предметов; нельзя прыгать с высоких горок; необходимо мыть руки после возвращения с прогулки и т. д.

«Маленькие помощники»

Цель: подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление.

Материал: ящик, мишка.

Ход игры: к детям «пришел расстроенный мишка». Он «поссорился с мамой», потому что «не хотел убирать на место свои игрушки». А теперь не знает, как помириться с мамой.

Воспитатель: Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом.

Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит» детей за «волшебную шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.

«Комплименты»

Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.

Ход игры: дети образуют круг, берутся за руки. Сначала воспитатель начинает говорить ребенку, которого держит за руку справа. Например: «Миша, ты сегодня такой вежливый!»

Далее ребенок обращается к ребенку, которого он держит за руку справа. Если ребенку трудно произнести комплимент, то ему помогают другие дети.

«Клубочек волшебных слов»

Цель: продолжать учить детей употреблять в своей речи «волшебные» слова; воспитывать вежливость, доброжелательность.

Материал: клубочек из ниток.

Ход игры: воспитатель предлагает детям намотать на клубок нить из «волшебных» слов. Дети говорят по очереди «волшебные» слова и наматывают в клубок нить.

«Я умею уступать»

Цель: учить детей уважать друг друга, уступать, делиться; воспитывать дружелюбие.

Материал: игрушки, конфеты, яблоко, стульчик.

Ход игры: воспитатель предлагает детям рассказать: умеют они уступить или поделиться. Для подсказки на столе лежат игрушки, конфеты, яблоко, а рядом со столом стоит стульчик. Дети рассказывают: «Я умею уступить игрушку, я умею делиться конфеткой» и т. п.

Дидактические упражнения

«Назови себя» («Давай познакомимся»)

Дид. задача. Учить представлять себя коллективу сверстников.

«Новоселье куклы»

Дид. задача. Воспитание доброжелательного отношения к новой кукле.

«Кто что делает»

Дид. задача. Воспитание положительного отношения к людям сельскохозяйственного труда.

«Позови ласково»

Дид. задача. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

«Каравай»

Дид. задача. Воспитывать у детей желание в праздничный день сделать другу приятное.

«Разноцветный букет»

Дид. задача. Учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.

«Добрый, злой»

Дид. задача. Помочь понять что такое «злость» и «доброта».

«Баюшки-баю…»

Дид. задача. Формировать внимательное, заботливое отношение к другим.

«Солнечный зайчик»

Дид. задача. Продолжать воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу, развивать атмосферу тепла, любви, ласки.

«Грустно»

Дид. задача. Помочь понимать и распознавать, что такое «грустно» и что значить «плохое настроение».

«Обмен приветствиями при встрече»

Дид. задача. Помочь понять, что одни и те же высказывания могут быть восприняты окружающими по-разному (и как невежливые, и как насмешливые, и как шутливые).

«Буратино в гостях у ребят»

Дид. задача. Способствовать воспитанию доброжелательности, желания помочь товарищу.

«Пирамида любви»

Дид. задача. Воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям, развивать коммуникативные способности.

«Как выбирать подарок»

Дид. задача. Учить позитивным поддерживающим приемам общения, помочь понять, как можно порадовать друга подарком.

«Письма доброго сказочника»

Дид. задача. Учить оценивать поступки и соотносить их со словами «нельзя», «можно», «надо».

«Какое это имя?»

Дид. задача. Воспитывать желание у детей доброжелательно обращаться друг к другу.

«Поиски добрых слов»

Дид. задача. Обратить внимание детей на то, что волшебные слова (извините, простите) помогают сохранять добрые отношения.

«Кукольный детский сад»

Дид. задача. Поддерживать стремление детей подражать заботливому отношению к воспитанникам, умению выходить из сложных ситуаций работников детского сада.

«С кем ты хочешь подружиться»

Дид. задача. Определять вместе с детьми их предпочтения при выборе друга.

«Ссора»

Дид. задача. Учить самостоятельно разрешать межличностные конфликты.

«Что достать тебе, дружок?»

Дид. задача. Способствовать воспитанию доброжелательности, внимательного отношения к другому человеку, нуждам, желаниям.

«На воде, в воздухе, на земле»

Дид. задача. Формировать привычку к взаимопомощи взаимовыручке, воспитывать культуру общения.

«Обмен приветствиями при прощании»

Дид. задача. Помочь понять, что приветствия при прощании не только правила вежливости, но и способы установления межличностных отношений с другими людьми.

«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»

Дид. задача. Обратить внимание детей на то, что добро противостоит злу, ссорам, лжи, зависти, лени.

«Какой букет цветов вы хотите подарить маме (бабушке, сестре, тете, другу)»

Дид. задача. Воспитывать внимание, доброжелательность, готовность доставить радость близким людям.

Публикации по теме:

Формирование математических представлений через дидактическую игру Игра «Какое число рядом». Цель: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному. Материал. Мяч. Содержание. Дети.

Презентация «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего возраста через дидактическую игру» 1 СЛАЙД «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего возраста через дидактическую игру». Автор: Владимирова Юлия Сергеевна,.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через дидактическую игру «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через дидактическую игру» Экологическое образование детей дошкольного возраста всегда.

Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников через ознакомление их с наследием родного края Современные дети мало знают о родном поселке, символике родного края, страны, особенностях народных традиций; часто равнодушны к близким.

Формирование нравственных качеств воспитанников ДОУ через обучение финансовой грамотности Формирование нравственных качеств воспитанников ДОУ через обучение финансовой грамотности. Золотарёва Т. Л., Евстафиева Л. И., Белько А. П.

Мастер-класс «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру» Тема: Развитие речи дошкольников через дидактическую игру. Цель: распространение педагогического опыта по применению дидактических игр,.

Проект «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Колосок» Проект «Формирование представлений о сенсорных.

Формирование нравственных качеств старших дошкольников через работу семейного клуба В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня,.

Отчет по самообразованию на тему «Развитие мелкой моторики рук через дидактическую игру» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 16 «Росинка» ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ.

Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ через дидактическую игруРазвитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ через дидактическую игру Развитие мелкой моторики чрезвычайно важно для человека. Развитие координации пальцев рук тесно связано с развитием речи и познавательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование нравственных качеств через дидактическую игру. Картотека дидактических игр
Опубликовано: 28 августа 2019 в 16:10
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД