марина швецова
Формирование основ начального программирования у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"Формирование основ начального программирования у детей старшего дошкольного возраста. (Знакомство с работой STEM – Набора «РобоМышь»)
«Каждый человек должен
учиться программировать,
потому что это учит нас думать».
Стив Джобс.
Появление новых информационных технологий в нашей жизни – это неизбежность, с которой сталкиваются современные дети. И чем раньше они будут с техникой на «ты», тем проще и легче нашим детям освоиться в сложном, современном мире техники и электроники.
Публикация «Формирование основ начального программирования у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В будущем дети, которые приходят сегодня в детский сад, а завтра пойдут в школу, будут жить в информационном обществе. Для них цифровой мир уже часть реальности, это обусловлено их восприятием окружающего мира. Современные дети с помощью компьютерных средств легко получают, быстро запоминают и воспроизводят необходимую информацию. С чем это связано? Причина этого кроется в том, что интересный, яркий «движущийся» материал лучше удерживается в памяти ребенка.
Всем известно, что дети по своей природе визуалы, но к сожалению, часто мы забываем что большинство из них кинестетики, которые в процессе самостоятельной и активной деятельности через движение «добывают» и усваивают информацию. Ребенок еще не умеет правильно и четко говорить, а уже знает как включить телефон или планшет, может найти в интернете свой любимый мультфильм или игру. Они гораздо увереннее держат в руках смартфон и планшет, чем ручку или карандаш. И это закономерно, ведь современные технологии в последние десятилетия буквально вторглись в нашу жизнь. Практически все повседневные задачи, которые мы выполняем не задумываясь, состоят из алгоритмов – определенной последовательности действий, приводящих к нужному результату.
Раннее введение в основы алгоритмизации помогает детям в решении многих задач и развитии навыков критического мышления и речи.
- Как интересно! А как это работает?
- А можно я сам попробую?
Искренний интерес в глазах детей и непременное желание попробовать самому и выполнить задание до конца. Еще бы, ведь перед нами настоящий… робот, которым можно самостоятельно управлять и задания для которого тоже можно составлять самому! Никакие новые предметные игрушки, красочные картинки и даже книги не вызывают у современных детей такую бурю эмоций и восторга и непоколебимое желание преодолеть любые препятствия на пути овладения новым «электронным другом». И таким «электронным другом» может стать мини – робот «РобоМышь», который входит в игровой набор «Мышиный код. Базовый». Данный набор входит в основу STEM-образования, которая активно набирает популярность. Набор РобоМыши используют с целью развития у детей познавательной активности, интереса и способностей к решению разного типа проблемных задач с использованием интерактивного оборудования. С ее помощью можно решать следующие задачи:
* Формирование навыков и умения работы с интерактивным оборудованием;
* Развитие мышления, логики, памяти, речи, пространственного воображения;
* Закрепление навыков ориентировки в пространстве и на плоскости;
* Закрепление навыков счета, последовательности числа;
* Развитие мелкой моторики рук;
* Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
* Формирование навыков сотрудничества, работа в коллективе, паре и команде;
* Развитие произвольного поведения и внимания, усидчивости, аккуратности.
В состав набора входят:
- пластмассовые квадраты для создания основы лабиринта;
- перегородки для формирования лабиринта;
- туннели;
- карты-инструкции с изображением схем лабиринтов;
- карточки с направлениями движения;
- РобоМышь Колби;
- кусочек сыра.
Как же работает данный набор?
Игровое поле собирается из квадратов при помощи зацепов. Можно сформировать одну большую площадку или площадку любой другой конфигурации, все зависит от вашей фантазии. Варианты лабиринтов прилагаются в инструкции. Они создаются с помощью перегородок. Руководствуясь картами – инструкциями, воспроизводим изображенную схему. Затем разрабатываем алгоритм движения к сыру и программируем Колби. В последствии дети могут сами создать свой лабиринт и придумать задание. Маленькие программисты могут использовать для постройки собственные лабиринты не только из стенок набора, но и мебель, и вещи, которые их окружают. Колби может маневрировать на самых разных поверхностях: стол, пол, гладкое покрытие.
Набор включает в себя 10 двухсторонних карточек, что позволяет построить 20 лабиринтов. Все карты помечены уровнями сложности. Начинать следует с №1, чтобы освоить основы работы с набором. Чем выше сложность карты, тем больше навыков понадобится для решения задачи.
Добраться до сыра за наименьшее количество шагов – вот цель всех лабиринтов, Если в лабиринте используются туннели, то Колби обязательно должен пройти под каждым из них, прежде чем доберется до сыра.
Красочные карты направления движения помогут детям отслеживать каждый шаг выполнения программы. Каждая карта показывает направление или «шаг» в программе Колби. Цвет и изображение стрелок на карточке соответствует кнопкам на «спинке» мыши. Во время первых занятий рекомендуется выкладывать траекторию движения мыши карточками, а затем шаг за шагом вводить алгоритм движения в Колби, подробно проговаривая последовательность. Это поможет детям избежать ошибок при создании сложного алгоритма. Причем в начале освоения игры советуется выкладывать алгоритм прямо на поле по ходу движения мыши, а затем в линейном порядке перед собой. Самый сложный уровень: проговаривать весь алгоритм, представляя мысленно весь путь мыши.
Мотивировать детей к освоению данного набора можно по-разному:
• Сама коробка своей яркой картинкой уже вызывает интерес и желание заглянуть и узнать, что же там находится;
• Загадка про мышку тоже дает подсказку кто придет к детям в гости;
• Короткий и динамичный видеоролик об алгоритме работы с Колби.
Яркие цвета, кнопочки на мышке, интересные задания уже вызывают неподдельный интерес детей, формируя позитивное отношение к занятию.
Работу с РобоМышью можно разделить на три этапа.
1 этап:
- определить необходимость внедрения ИКТ- технологии РобоМыши в познавательный процесс;
- выявить условия для занятий с РобоМышью;
- проработать литературу и видеоматериал по внедрению данной технологии (интернет–рессурсы);
- приобрести комплект набора «STEM-РобоМыши»;
- провести мастер-класс для педагогов ДОУ, с целью повысить мотивацию к овладению и применению комплекта набора в образовательной деятельности.
2 этап:
- познакомить детей с новым набором «STEM – РобоМышь» (кнопками и их значением, новым видом конструктора, его деталями (клетки поля, арки-туннели, перегородки, карточками направления движения и схемами;
- дать возможность каждому включить, выключить, задать направление движения по клеткам поля;
Помимо основного поля, можно сделать поле базовое своими руками. Его можно сшить из пленки, разделить на клетки 12X12. Нижний слой поля представляет кармашки, в которые вкладываются задания по любой тематике. Такое поле можно использовать как часть занятия по математике, логике, развитию речи.
- внедрить поля в образовательный процесс с детьми для решения программных задач;
- дети самостоятельно играют с РобоМышью по предложенным сюжетам.
3 этап: (Подведение итогов)
- создание презентаций и видеороликов для показа родителям, коллегам;
- проведение детского мастер-класса для воспитанников других групп.
В процессе использования современных технологий в дошкольном образовании, расширяются творческие возможности педагога, решаются воспитательно-образовательные задачи, поддерживая познавательную активность и интерес у детей, оказывая тем самым положительное влияние на их развитие.