Анна Климова
Формирование основ правильного питания у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основ правильного питания – это, прежде всего овладение полезными навыками и привычками, которые помогут ребёнку в повседневной жизни.
Проблема правильного и здорового питания стоит очень остро. За последние годы наш рацион изменился до неузнаваемости. Благодаря гастрономической революции готовить стало легче, а переваривать труднее. Мы пьем порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, мажем на хлеб искусственное масло, утоляем голод хот-догами, чипсами и шоколадными батончиками. Супчики из пакетика, лапша моментального приготовления, бульонные кубики вытеснили со стола здоровую еду.
Публикация «Формирование основ правильного питания у дошкольников» размещена в разделах
Поэтому сегодня очень актуальны вопросы формирования основ правильного питания у дошкольников.
Рациональное питание, которое отвечает всем физиологическим потребностям растущего организма в пищевых веществах и энергии, обеспечивает гармоничное развитие ребенка, повышает адаптационные возможности организма. В детском возрасте формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности метаболизма взрослого человека. Поэтому организация рационального питания детей является одной из важных задач родителей и сотрудников детского сада.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для воспитания у детей правильных привычек, для усвоения культурных традиций питания, формирования вкусовых пристрастий, стереотипов пищевого поведения.
Уже с трехлетнего возраста у ребенка необходимо вырабатывать навыки культуры питания, формируя осознание этих правил на уровне выработки условных рефлексов, как обязательных к исполнению правил.
Основные из них :
1) выработка навыка концентрации внимания к приему пищи, тщательному пережёвыванию пищи, неспешности в еде, аккуратности;
2) выработка навыка культуры питания – потребности принимать пищу за чистым столом, из чистой посуды, не есть пищу, упавшую на пол, не отвлекаться и не разговаривать во время приема пищи, не кушать на ходу, убирать стол за собой, мыть посуду;
3) выработка навыка здорового пищевого поведения – принимать пищу не реже 4-х раз в день (на завтрак кашу, на обед салат, суп, второе и компот, на полдник булочку или фрукт, на ужин второе блюдо, перед сном кисломолочный напиток, каждый день есть фрукты и овощи, пить молоко; уметь отличать здоровые продукты (фрукты, овощи, молоко) от пустых продуктов (конфеты, чипсы; колбасы, научиться рассказывать родителям чем кормили в детском саду, что понравилось, а что нет.
При организации работы с ребенком рекомендуется учитывать особенности психики ребенка и развития нервной системы.
Стремление ребенка заслужить одобрение и похвалу в возрасте 3-7 лет, является значительным стимулом, побуждающим малыша к выполнению правильных действий. Поэтому воспитатель должен обязательно отмечать и хвалить ребенка, если он выполнил действие правильно или сделал правильный выбор/действие в игре. В случае, если действие выполнено неправильно или не выполнено вообще, необходимо разобраться в причинах ошибки и отсутствия действия.
Положительная оценка даже небольших успехов ребёнка вызывает у него удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно в общении с застенчивыми, робкими детьми. Эффективным приёмом является собственный положительный пример.
Большое внимание нужно уделять формированию навыков культуры приема пищи. Перед обедом можно проводить беседы о правильном питании, о полезных продуктах, о культуре поведения за столом, обсуждалось меню. Использовать художественное слово, стихи, пословицы и поговорки. Накрывая на столы, делать акцент на разницу в сервировке в зависимости от количества блюд, подаваемых на завтрак, обед, полдник. Во время приема пищи воспитателям нужно следить, чтобы дети соблюдали правила поведения за столом : локти на стол не класть, сидеть прямо, пищу пережевывать тщательно, правильно пользоваться столовыми приборами.
Учитывая, что для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности и наиболее действенным способом познания и взаимодействия с окружающим миром, нужно широко использовать данный вид деятельности. Примеры дидактических игр: «Отгадай по запаху», «Приготовь салат», «Свари компот», «Угадай по вкусу», которые способствуют знакомству детей с особенностями приготовления блюд, помогают выявить полезность продукта, вызывают интерес к разнообразным вкусам блюд.
Сюжетно-ролевые игры: «Ждем гостей», «Семейный ужин», «Завтрак для Мишки», «День рождения куклы Кати», «Кафе», «Магазин» помогают отработать полученные навыки сервировки стола, правил поведения, составление дневного рациона. В этих играх дети опираются на свой опыт, традиции своих семей.