Татьяна Клепикова
Формирование познавательных действий у детей первой младшей группы через экспериментирование с материалами и веществами
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы.
Дошкольное детство – очень короткий отрезок жизни человека, в который интенсивно идет развитие познавательной деятельности.
Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Короткова Надежда Александровна указывает: «именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность…»
Публикация «Формирование познавательных действий у детей первой младшей группы через экспериментирование с материалами и веществами» размещена в разделах
В настоящее время, в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Таким методом и является экспериментирование.
Во ФГОС названы основные принципы дошкольного образования. Одними из принципов являются:
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Как доказал Н. Н. Поддьяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования».
Объект работы: содержание работы с детьми, формы организации, методы и приемы экспериментирования в I младшей группе.
Цель работы: Формирование познавательных действий у детей 1 младшей группы через экспериментирование с материалами и веществами.
Задачи, стоящие перед педагогом:
1. Изучить теоретический, практический материал по данной теме, технологии экспериментирования.
2. Выявить специфику самостоятельного и совместного экспериментирования у детей 3-го года жизни.
3. Осуществить отбор и систематизацию содержания методов и приемов организации экспериментирования в I младшей группе.
4. Создать условия для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования.
5. Разработать рекомендации для родителей по данной теме.
6. Обобщить опыт своей работы по раннему возрасту.
Задачи работы с детьми.
1. Продолжать воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру. Развивать его любознательность, понимание простейших причинно-следственных отношений в системе «действие-результат».
2. Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать. Переводить действия игрового экспериментирования в полезное русло, формируя бережное отношение к окружающему миру, желание оберегать и создавать красивое.
3. Практически ознакомить ребенка с некоторыми явлениями живой и неживой природы, формировать представление о некоторых свойствах предметов, вещей, материалов, отношений объективного мира.
4. Учить выражать словами свои ощущения, впечатления, свойства и признаки материалов, предметов. (последовательность задач)
Гипотеза.
Реализация разработанной системы методов и приемов организации экспериментирования в I младшей группе, создание предметно-развивающей среды, осуществление индивидуального подхода к ребенку приведут к формированию познавательной активности и инициативы детей, а так же поможет процесс адаптации детей сделать более лёгким.
Практическая значимость.
I. а). Дети в процессе экспериментирования к 3 годам освоят новые способы действий со знакомыми объектами, которые меняют свои свойства в результате взаимодействия; у детей сформируются основы целенаправленной поисковой деятельности и эстетического восприятия природы, чувство прекрасного от процесса и результатов деятельности.
б). Данная работа позволит активно включать ребенка в исследовательскую деятельность, значительно повысить развивающий эффект, будет способствовать развитию его любознательности, всех видов восприятия (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных, логического мышления, устойчивого внимания.
в). Организуя, показывая, предлагая малышу разные способы обследовательских действий : посмотреть, потрогать, погладить, позвенеть, попробовать на вкус и т. д. ; воспитатель поможет освоить свойства и качества предметов и материалов, называя их, то есть стимулирует развитие активной речи.
II. Родители смогут понять важность, необходимость «делания открытий с ребенком», «фокусов», «чудес» через экспериментирование, т. е. ребенок по природе своей исследователь. Значение этого для познавательного развития ребенка (его речи, логического мышления, воображения, восприятия)
Организация предметно-развивающей среды в I младшей группе.
Центр «Песок-вода»
Организуя игры с водой и песком, знакомим детей не только со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляем элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваю мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок мы пересыпаем из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него закапываем различные предметы и откапываем их, строим горки, дорожки и т. д. Считаем, что игры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр. Формирование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться.
Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней расслабленности малыша.
Для этих игр необходимо запастись непромокаемыми фартуками.
В центре находятся:
для игр с песком – совки, разнообразные формочки, не крупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, кольца и др. геометрические формы разных размеров и цветов, палочки, грабельки, сито, ведерки, одноразовые шприцы без игл;
для игр с водой – набор резиновых и пластиковых игрушек (фигурки рыбок, черепашек, лягушек, кораблики, черпачок, различные бутылочки, мерные ложки, мячики, набор игрушек из разных материалов (для игры «Что плавает –что тонет?», набор цветных камешков, ракушек, водяные мельницы, лейки, воронки, сито; а так же природные материалы (шишки, желуди и т. п., различные крышки от банок, прищепки, губки, крупы (рис, гречка, манка, пшено).
У нас есть «Волшебные бутылочки»
Есть бутылка с мыльной водой, в которой можно увидеть пену, предварительно взболтав бутылку.
Бутылка электростатическая, потерев которую об волосы или ковер, можно понаблюдать, как будут вести себя кусочки пенопласта.
Бутылка морская: очень красивая, буквально завораживающая бутылка. При встряхивании на поверхности образуются волны.
Мутная бутылка: это вода и песок.
Медитативная бутылка: просто сидишь и смотришь, как кусочки фольги плавно летят. Детки кричат: «Рыбки, рыбки!»
Бутылка притяжения. Разнообразные мелкие предметы, среди которых металлические. Берем магнит и начинаем двигать по всей бутылке металлические предметы.
Шумная бутылка: здесь вообще все просто. Просто пошумим.
Таинственная бутылка: самая «пузатая». Здесь можно найти разные штучки: скрепки, фигурки, денежки, «алмазы» и т. д. Задача этой бутылки - стимулировать умение наблюдать, искать и находить.
Взаимодействие с родителями по элементарному экспериментированию.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с родителями детей.
Если взрослые позволяют ребенку по мере возможности и с учетом безопасности участвовать в их домашних делах, малыш не только узнает много нового, он приобретет опыт переживаний радости от совместной деятельности, ее хорошего результата. Конечно, участие ребенка в делах взрослых доставляет много хлопот. Это и испачканные рубашки и платья, и пролитая вода, и грязная после мытья посуда. Родители, не осознавшие значимости данной стадии для становления личности ребенка, идут по самому простому пути: пресекают на корню всякую инициативу детей. Инициатива детей расценивается как нарушение дисциплины.
В основе педагогики сотрудничества лежит создание обстановки, в которой ребенок все может делать самостоятельно.
Лишь к концу раннего возраста он научится понимать, что любое дело должно сделано хорошо, замечать свои ошибки. Но без такого опыта его жизнь будет намного беднее. Если родители будут ограничивать деятельность ребенка слишком строго, он не почувствует уверенности в своих силах. Но нельзя оставлять без внимания все промахи малыша, задача взрослых – вводить его действия в культурные рамки, давать ориентиры поведения в мире вещей.
Для родителей были разработаны и проведены.
Консультации на темы: «Эксперименты на кухне», «Познаем природу» (через наблюдения при прогулке с мамой, «Эксперименты с водой»
Для них составлены картотеки игр-экспериментов для детей 1 младшей группы.
Привлекли родителей к пополнению атрибутами центра экспериментирования.
Запланирован мастер-класс для родителей «Опыты и эксперименты дома»
Результативность.
Можно отметить, что большинство детей охотно подражает взрослому, выполняет его просьбы и инструкции; доверчиво и открыто относится к посторонним взрослым, проявляет ярко выраженную любознательность, умеет найти себе занятие, настойчив в достижении поставленной цели, преодолении трудностей в действиях с предметами; овладевает активной речью, пользуется ей в целях общения, так же во время организованной и самостоятельной деятельности.
Каждая задача, встающая перед ребенком – это проблема, которую он решает через деятельность, получая огромное чувство удовлетворения от причастности к маленькому открытию, которое он сделал самостоятельно. А освоенный ребенком способ деятельности преобразуется в умения.
Наша работа не закончится в раннем возрасте, а плавно перейдет в дошкольный и мы надеемся, что перед выпуском в школу наши дети будут
любознательны и активны, будут интересоваться неизвестным в окружающем мире, способны решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту, применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач и проблем.