Лучший педагог года

Формирование представлений у старших дошкольников о детской дружбе в процессе ознакомления с литературными произведениями

светлана агеева
Формирование представлений у старших дошкольников о детской дружбе в процессе ознакомления с литературными произведениями

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ О ДЕТСКОЙ ДРУЖБЕ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЛИТЕРАТУРНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ

С. А. Агеева

Воспитатель МКДОУ Среднеикорецкий детский сад, с. Средний Икорец Лискинского района Воронежской области

Публикация «Формирование представлений у старших дошкольников о детской дружбе в процессе ознакомления с литературными произведениями» размещена в разделах

Краткая аннотация: в статье представлены результаты экспериментальной работы по формированию у дошкольников представлений о детской дружбе. В качестве средства формирования представлений о детской дружбе рассматривается детская художественная литература.

Ключевые слова: детская дружба, представления о детской дружбе, детская художественная литература.

Детская дружба – это первые связи с людьми, не являющимися родителями, важнейший акт социализации ребенка. Дети, лишенные приятелей в детстве в силу разных обстоятельств, труднее устанавливают контакты и связи уже во взрослой жизни.

Отношения со сверстниками являются традиционным предметом исследования в самых разных научных школах и направлениях. Роль общения со сверстниками для развития личности отмечается и анализируется в работах Л. И. Божович, Л. С. Выготского, И. С. Кона, Т. А. Репиной, Д. И. Фельдштейна, З. Фрейд, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконина, Э. Эриксона и др.

На этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС определены следующие целевые ориентиры: ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру и другим людям; активно взаимодействует со сверстниками, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства; может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности и во взаимоотношениях со сверстниками и пр.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования целесообразным представляется формирование социальных представлений по типу «Дружба как эмоциональные близкие отношения», основанных на личных бескорыстных взаимоотношениях между людьми, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.

Значительное место в нравственном воспитании ребенка и формировании дружеских отношений со сверстниками принадлежит детской художественной литературе. Восприятие ярких образных описаний взаимоотношений персонажей, их действий в разных ситуациях, влияние положительных и отрицательных поступков на эмоциональное состояние действующих лиц вызывает у детей непосредственный отклик: сочувствие и сопереживание не только друзьям, пострадавшим в беде, но и другим персонажам, не связанным дружескими взаимоотношениями. В этом процессе объединяется оценка персонажей, их поступков с эмоциональным к ним отношением [1].

Целью нашего исследования являлось выявление и экспериментальная проверка условий формирования представлений о детской дружбе у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с литературными произведениями.

При организации опытно-экспериментальной работы мы исходили из предположения : формирование представлений о детской дружбе у детей дошкольного возраста будет наиболее эффективно, если в процессе ознакомления с литературными произведениями воспитывать у дошкольников эмоционально-положительное отношение к сверстникам.

Экспериментальная работа проводилась на базе МКДОУ Среднеикорецкий детский сад Лискинского района. В исследовании приняло участие 15 детей старшей группы в возрасте 5-6 лет.

Экспериментальная работа проходила в 3 этапа. На констатирующем этапе изучались представления дошкольников о детской дружбе. Цель констатирующего этапа исследования состояла в изучении представлений старших дошкольников о детской дружбе. Исследование представлений дошкольников о детской дружбе проводилось по следующим методикам: беседа «Ты мой друг и я твой друг.»;методика «Закончи историю»;методики «Оцени ситуацию».

На основе проведенного исследования, были выделены различные уровни сформированности представлений о дружбе у детей дошкольного возраста : высокий; средний; низкий.

Для 4 детей (27 %) характерен высокий уровень сформированности представлений о дружбе. Эти дошкольники имеют достаточно четкое представление о дружбе и дружеских взаимоотношениях, знают, кто такой лучший друг.

Для 6 (40%) испытуемых характерен средний уровень сформированности представлений о дружбе. Эти дети к имеют не совсем точные представления о дружбе; поведение детей характеризуется непостоянством в дружбе, в проявлении доброго и заботливого отношения к другу.

У 5 детей (33 %) низкий уровень сформированности представлений о детской дружбе. У них отсутствуют знания и представления о дружбе. Поведение этих дошкольников характеризуется отсутствием проявления доброго и заботливого отношения к другу.

Таким образом, результаты констатирующего исследования определяют необходимость создания в дошкольной образовательной организации специальных условий, способствующих формированию представлений о детской дружбе у детей дошкольного возраста.

На формирующем этапе практически реализовывались формы работы по формированию у дошкольников представлений о детской дружбе посредством литературных произведений.

При организации работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о дружбе и особенностей ее проявления, мы руководствовались следующими принципами:

1. Содержательность произведения, яркость и динамичность образов.

2. Выбор произведений, где в качестве главного персонажа выступает герой, наделенный высокими моральными качествами.

3. Эмоциональная выразительность в описании главного персонажа с присущими ему нравственными качествами, способного проявить сочувствие и сопереживание друзьям, оказавшимся в беде, придти на помощь другим.

4. Присутствие отрицательного персонажа или наличие препятствия, побуждающего к содействию, взаимопомощи нуждающимся.

Используемая литература, направленная на формирование представлений о дружбе, была разнообразной по жанру: сказки, былины, рассказы, стихотворения

После прочтения литературных произведений проводилась обобщающая беседа, которая способствовала закреплению представлений о важнейших нравственных проявлений дружбы. Главной целью такой беседы являлось не только упорядочивание полученных знания, но и предоставление детям возможности правильно оценить, почувствовать свое отношение к ним с позиции новых представлений, прожить действия положительных героев, отличающихся дружелюбием, через свое «Я», идентифицируя себя с ними, и стремится к воплощению их нравственных черт в повседневной жизни не только с друзьями, но и с другими сверстниками.

В процессе беседы дошкольникам задавались вопросы, которые раскрывали смысл нравственных качеств персонажей. Детям предлагалось поставить себя наместо того персонажа, на который им хотелось бы быть похожим.

Беседа сопровождать рассматриванием иллюстраций художников к произведениям, активизируя сформированные представления о дружбе и ее проявлениях, сочувствии и сопереживании, путем зрительного, эмоционально окрашенного восприятия.

Беседа с дошкольниками после прочтения художественного произведения способствовала также формированию у них предпосылок коммуникативных учебных действий, которые обеспечивают возможности установления сотрудничества с другими людьми. К ним относят: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать совместную деятельность и согласовывать совместное ее выполнение, распределять роли, осуществлять взаимоконтроль действий друг друга, уметь договариваться, дискутировать, грамматически правильно выражать свои мысли в речи, проявлять уважение в общении и сотрудничестве к партнерам и самому себе [1].

На контрольном этапе эксперимента проводилась оценка эффективности формирования у дошкольников представлений о детской дружбе посредством литературных произведений.

Проведенное на данном этапе исследование показало, что для 7 детей (47 %) характерен высокий уровень сформированности представлений о дружбе, что на 20 % больше по сравнению с констатирующим этапом эксперимента. На 7 % стало меньше детей со средним уровнем сформированности представлений о дружбе и составило 33%. У 20 % дошкольников низкий уровень сформированности представлений о детской дружбе, что на 13% меньше, чем было на констатирующем этапе эксперимента.

Таким образом, сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента, можно отметить, что проведенная работа по формированию у дошкольников представлений о детской дружбе в ходе ознакомления с литературными произведениями была эффективной.

Литература

1. Кондрашова, Н. В. Изучение представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Кондрашова, А. С. Текаева// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2161–2165.

Публикации по теме:

Формирование познавательного интереса у дошкольников на основе представлений о природе в процессе эспериментирования Введение Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается.

Формирование социально-нравственных представлений у младших дошкольников в процессе театрализованной деятельности «Формирование социально-нравственных представлений у младших дошкольников процессе театрализованной деятельности»Подкопаева И. И., Ковалева.

Формирование у детей старших дошкольников пространственных представлений на основе индивидуального подхода 1. Презентация педагогического опыта педагогом-мастером Добрый день, уважаемые коллеги! - Разрешите представиться. Пруцких Ирина Сергеевна,.

Формирование волевой регуляции старших дошкольников в процессе игровой деятельности Воля относится к ключевым проблемам развития личности, определяющим самостоятельность и ответственность дошкольника. Сегодня физическое.

Формирование этических представлений у дошкольников в процессе театральной деятельности из опыта работы Каждый человек в течение жизни может выполнять различные актерские функции. Маленький ребенок, который только начинает осмысливать окружающую.

Методическая разработка «Формирование экологических представлений у старших дошкольников»Методическая разработка «Формирование экологических представлений у старших дошкольников» ВведениеЭкология – это наука: о живых организмах, о условиях их обитания и охране природы. С самого раннего детства педагоги и родители.

Проект по познавательному развитию «Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 «Колосок» ПРОЕКТ ПО познавательному РАЗВИТИЮ.

Проект в ДОУ «Формирование у старших дошкольников элементарных представлений о человеческом организме» Здоровье свыше нам дано, учись, малыш, беречь его. Направление проекта: «Здоровый образ жизни» Образовательные области: «Физическое развитие».

Развитие связной речи старших дошкольников посредством ознакомления детей с произведениями якутских писателей «Развитие связной речи старших дошкольников посредством ознакомления детей с произведениями якутских писателей в русскоязычной группе».

Развитие речевой активности и коммуникативных способностей старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром В 2016 году в рамках городского методического обьединения представила собственный опыт работы. Развитие речевой активности и коммуникативных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений у старших дошкольников о детской дружбе в процессе ознакомления с литературными произведениями
Опубликовано: 10 октября 2018 в 13:41
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД