Формирование произносительной стороны речи у детей с дизартрическим компонентом

Вихрова Светлана
Формирование произносительной стороны речи у детей с дизартрическим компонентом

В последнее время наиболее актуальным является поиск оптимальных путей оказания эффективной помощи детям с нарушениями развития. Современными клиническими исследованиями выявлена высокая чистота рождения детей с перинатальной патологией центральной нервной системы. Лидирующее место занимают речевые нарушения,осложнённые перинатальной патологией в виде дизартрии.

Основной контингент групп компенсирующей направленности составляют дети с дизартрией (различными ее формами). Поэтому повышение эффективности коррекционно-логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом "дизартрия" является на данный момент одной из актуальных проблем логопедии.

Стёртая форма дизартрии – речевое нарушение центрального генеза, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности (артикуляция, дикция, голос, мимика, мелодико-интонационная сторона речи). Ведущий дефект при дизартрии - нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. В связи с поражением ЦНС и нарушением иннервации мышц речевого аппарата у детей не формируются необходимые кинестезии, вследствие чего спонтанно не совершенствуется и произносительная сторона речи. Нарушения иннервации ярко выражены в виде гипотонии, гипертонии или дистонии, приводящих к ограничению подвижности органов артикуляционного аппарата. Расстройство движений в органах артикуляции приводит к нарушениям фонетической стороны речи. В речи ярко выражены искажения, смешения, замены и пропуски звуков не только позднего онтогенеза, являющихся наиболее сложными в артикуляции, но и звуков среднего и раннего онтогенеза.

Несформированность звукопроизношения, выраженные полиморфные нарушения фонетической стороны речи не являются конечным звеном патологической цепи. Невозможность точной артикуляции, нечёткость в восприятии звуков речи задерживает формирование взаимосвязанной работы речедвигательного и речеслухового анализаторов, что является причиной несформированности фонематических процессов, отставания в овладении навыками звукового анализа.

Недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с дизартрией является стойким нарушением, которое приводит к сложностям в овладении программными требованиями детского сада, с трудом и в длительные сроки поддаётся коррекции. Поэтому необходимая логопедическая помощь является основой полноценной подготовки к обучению в школе.

Главным направлением коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с дизартрией является формирование артикуляционного праксиса. Наиболее сложным из всех видов является артикуляционный праксис. Афферентный артикуляционный праксис - способность воспроизведения изолированных звуков речи, их артикуляционных укладов. Эфферентный артикуляционный праксис - способность к произношению серии звуков. Ведущую роль при этом играет способность к переключению с одной артикуляционной позы на другую.

Для повышения эффективности коррекционной работы по преодолению дизартрии на основе формирования артикуляционного праксиса необходимо поэтапное формирование всех компонентов произношения.

Основные направления коррекционной работы: 1. Формирование артикуляционного праксиса - основа коррекционной работы. - Нормализация мышечного тонуса в органах артикуляционного аппарата и лицевой мускулатуры. - Нормализация мышечного тонуса в общей и мелкой моторике как основы в формировании артикуляционного праксиса. - Формирование кинестетических ощущений от положения органов речи как основы статической организации двигательного акта. - Формирование переключаемости как основы кинетической организации двигательного акта. - Преодоление гиперкинезов, синкенезий. - Преодоление саливации. - Введение приёма биоэнергопластики. - Сочетание артикуляционных, фонетических и просодических упражнений в коррекционной работе.

2. Развитие просодической стороны речи (дыхательные, голосовые, интонационно-ритмические упражнения).

3. Развитие фонематической системы и навыков звукового анализа.

4. Развитие лексико-грамматического строя речи на основе автоматизируемых и дифференцированных звуков.

5. Развитие связной речи и речевого общения.

Коррекционная работа по формированию артикуляционного праксиса в течение учебного периода условно распределяется на три этапа. Содержание предыдущего периода является основой каждого из последующих. Так, активизировав двигательные функции и овладев правильным звукопроизношением на начальном этапе, к завершающему этапу ребёнок овладевает нормированным звукопроизношением в речевом материале различной сложности, приобретает способность к произвольному контролю за собственной речью. На подготовительном этапе, в процессе знакомства со строением речевого аппарата включается работа, направленная на развитие кинестетических ощущений. Это достигается путём прикосновения различными логопедическими инструментами к органам речи, при этом происходит дифференциация полученных ощущений. Так ребёнок учится не только определять различные положения языка, губ, нижней челюсти, но и ощущать состояние мышечного тонуса, активность (напряжение-расслабление, подвижность-неподвижность) со зрительной опорой, затем и без неё.

При переходе от одного этапа к другому постепенно увеличивается продолжительность выполнения речевых заданий, отрабатываются точность, чёткость и ритмичность выполняемых артикуляционных поз и динамических упражнений. Чтобы повысить интерес детей к занятиям артикуляционной гимнастикой, разнообразить артикуляционные тренировки необходимо использовать комплексы сказочных артикуляционно-мимических гимнастик.

Использование нестандартного приёма - соединение биоэнергопластики с движениями органов артикуляционного аппарата повышает мотивационную готовность и поддерживает положительный мотивационный настрой ребёнка на протяжении всего занятия. Использование биоэнергопластики заключается в сопровождении артикуляционно-речевых упражнений движениями кистей рук.

Автоматизация звуков имеет свои особенности и достаточно затруднена. Необходимо учитывать недостаточность иннервации и подбирать упражнения, усиливающие кинестетические ощущения.

На основных этапах в процессе автоматизации поставленных звуков, а также для развития фонематического восприятия следует применять фонетические дорожки, которые позволяют отработать звук в изолированном виде или ввести его в различные типы слога, сочетая с движением пальцев рук.Фонетические упражнение:

«Насос»

Спрятать кончик языка за нижние зубы, улыбнуться и изобразить работу насоса, произнося "с-с-с-с. ", одновременно проводя указательным пальцем по дорожке от насоса к велосипеду.

«Змейки-подружки»

Проводя пальчиком от змейки к змейке длительно произносить звук «ш-ш-ш», с усилением голоса и наоборот.

«Труженица пчёлка»

Длительное, изолированное произношение звука «ж-ж-ж», проводя пальцем от пчёлки к цветку. Постепенно силу голоса можно усилить.

«Вертолет учится летать»Цель: автоматизация [л] изолированно.

Вертолет в небе летит,

И моторчик наш гудит: л-л-л-л-л.

Взрослый обращает внимание ребенка на положение артикуляционных органов во время выполнения задания.

Ребенок ставит указательный палец на первое облачко, делает вдох, затем непрерывно произносить: л-л-л…

«Тигрёнок».

Проводя пальчиком от тигрёнка к папе тигру, длительное произношение изолированного звука «р-р-р», с усилением голоса и наоборот.

Содержание и методы работы видоизменяются от характера дизартрии, от общего уровня речевого развития. При сочетании стёртой дизартрии с речевым недоразвитием осуществляется комплексная программа логопедических занятий, включающая фонетическую работу, развитие фонематического слуха, работу над словарём, грамматическим строем, а мероприятия по коррекции письменной речи.

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группеИгровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группе «Отвечай быстро» Употребление существительного в родительном падеже с предлогом «У»; согласование прилагательного с существительным в роде.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [м] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]» ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Формирование произносительной стороны речи у детей с дизартрическим компонентом
Опубликовано: 15 марта 2020 в 15:04
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 мая. День дымковской игрушки на МААМ

Белым глиняным игрушкам с ярким веселым узором посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с дымковским народным промыслом и...

15 мая. День бумаги на МААМ

Нашу жизнь невозможно представить без бумаги. На ней мы пишем и рисуем, читаем книги и журналы, она используется для различных видов упаковки. Очередной тематический день мы предлагаем посвятить этому...


Горячие темочки