Светлана Шипицына
Формирование произносительной стороны речи в процессе онтогенетического развития
▼ Скачать + Заказать документы
В понятие «произносительная сторона речи» входят следующие аспекты: фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относят навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведение звуков и их сочетаний, словесное ударения и фразовая интонации со всеми её компонентами, соблюдение орфоэпических норм [25].
М. Ф. Фомичева [41]к основным элементам произносительной стороны речи причисляет интонацию (сюда входит ритмико-мелодическая сторона) и система фонем (звуки речи).
Публикация «Формирование произносительной стороны речи в процессе онтогенетического развития» размещена в разделах
Лингвистический аспект формирования звукопроизношения затрагивается в трудах, которые касаются вопросов фонетики и фонологии (Р. И. Аванесов, Л. В. Бондарко, Е. Н. Винарская, Л. В. Щербаи др.).
В работах В. И. Бельтюкова [8], Л. В. Бондарко [9] внимание обращается на то, что артикуляторные позиции звуков в речи определяют специфику их акустических характеристик. Даже небольшое отклонение от нормы артикуляции ведет к перемене акустического образа звука.
М. Ф. Фомичевой [41]указывается на то, что понимание различительных артикуляционных и акустических признаков звуков речи нужно для успешной организации работы по развитию и преодоления нарушений звукопроизношения.
Л. Ф. Спирова и А. В. Ястребова [37] замечают, что формирование произносительной стороны речи в норме происходит в двух взаимосвязанных аспектах: усвоение артикуляции звуков (движений и позиций органов речи, необходимых для произнесения звуков) и усвоение системы признаков звуков, нужных для их различения.
Б. М. Гриншпун отмечает [25], что формирование звукопроизносительной стороны речи рассматривается в качестве сложного процесса, в ходе которого ребёнок учится воспринимать обращённые к нему звуки речи и управлять своими речевыми органами для её воспроизводства. Автором отмечается, что в ходе развития речи у ребёнка формируется фонематический слух, который осуществляет операции различения и узнавания фонем, и фонетический слух, он обеспечивает «слежение за непрерывным потоком слогов». Фонематическим и фонетическим слухом (или речевым слухом) осуществляется не только приём и оценка чужой речи, но и самоконтроль за своей речью. Фонетический слух выступает важным элементом формирования правильного произношения.
А. И. Максаков [28] отмечает, что фонетический слух играет важную роль при развитии у детей голоса. Как считает исследователь, у детей, имеющих хорошо развитый речевой слух, не только верно улавливаются разные голосовые изменения, но и точно воспроизводятся все оттенки фонетического оформления звуков речи.
А. Р. Лурия [27] полагает, что фонематический слух выступает способностью обобщать разные звуки в отдельные группы, пользуясь существенными и игнорируя случайные признаки звука.
М. Ф. Фомичева [41] называет фонематический слух способностью слышать и определять каждый отдельный звук среди других звуков слова.
Формирование нормального звукопроизношения, по мнению Л. В. Лопатиной [26], Л. Ф. Спировой [37], находится в зависимости от уровня развития фонематических процессов, среди которых фонематическое восприятие, способность к фонематическому анализу и синтезу, фонематические представления.
Л. Е. Журова и Д. Б. Эльконин [15] фонематическое восприятие определяют в качестве специальных действий по определению звуков языка и установлению звуковой структуры слова, как его единицы. По заявлению Н. А. Герман [13], фонематическое восприятие выступает способностью определять на слух и верно дифференцировать речевые звуки. Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова [36] называют фонематическое восприятие как дифференциацию звуков речи, как при восприятии, так и при произношении, осуществляемую на базе выделения сигнальных, смыслоразличительных признаков (фонем) и отвлечения их от несущественных, которые не имеют фонематического значения (вариантов).
Ж. В. Антипова, Н. В. Горина [3] обращают свое внимание на то, что высшая ступень формирования фонематического восприятия - это звуковой (фонематический) анализ и синтез. Ученые определили звуковой анализ в качестве операции мыслительного разделения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова [36] говорят, что для операции звукового анализа (т. е. возможности выделения звука из слова и обобщения выделенного звука в фонему) нужны 2 условия: умение выделить фонемы в слове и верно их дифференцировать, а также умение предоставить звуковую структуру слова в целом, а потом анализируя её, выделить звуки, сохраняя и фиксируя как количество, так и правильный порядок их в слове.
Л. В. Венидиктовой и Р. И. Лалаевой [21] определяют фонематические представления в качестве способности осуществить фонематический анализ слов в уме, на базе представлений. Б. Г. Ананьевым [2] фонематические представления понимается как высокий уровень овладения звуковым анализом слов.
В работах В. И. Бельтюкова, А. Н. Гвоздева, Н. И. Жинкина, А. А. Леонтьева, О. А. Токаревой, Н. Х. Швачкина говорится, что в ходе развития звукопроизношения становление фонематического и фонетического элементов взаимообусловлено. Нормальным произношением ребёнок может овладеть не сразу, а со временем и лишь в единстве развития речеслухового и речедвигательного анализаторов.
Исследуя процесс усвоения детьми произносительной стороны речи, Б. М. Гриншпуном [25] отмечается, что в процессе формирования речи происходит образование управляемых слуходвигательных образований, являющимися реальными, материальными знаками языка. Для их актуализации нужно существование артикуляторной базы и умение образовывать слоги. Артикуляторная база определяется как «комплекс умений, приводящих органы артикуляции в позиции, при которых для данного языка вырабатывается нормативный звук». [25]
М. А. Пискунов [33] отмечает, что в онтогенезе детской речи отчетливо улавливается зависимость речевой артикуляции от общей моторики ребенка. В начальной стадии ее формирования имеется период (1-2 года) неустойчивой и недостаточно дифференцированной речевой моторики. Последующая стадия (стадия, так называемого физиологического косноязычия) совпадает с периодом общей неуклюжести, нечеткости и неуверенности всей нервно-мышечной деятельности ребенка. Параллельно с улучшением последней, заметно совершенствуется и механизм произношения. При нормальном речевом развитии ребенок овладевает звуковой системой языка одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук (Н. И. Жинкин [14]).
Таким образом, важными факторами, влияющими на развитие произношения, в частности на овладение фонетическим строем, являются сформированность дифференцированных движений органов артикуляции, тонкой моторики кистей и пальцев рук, а также полнота кинестетических ощущений и овладение произвольными компонентами двигательной деятельности, свидетельствующие о нормальном развитии моторной сферы.
Дети рождаются с готовыми к функционированию артикуляционными органами. Но должен пройти долгий подготовительный период, прежде чем дети смогут произносить членораздельные звуки речи. [6]
В ходе онтогенеза формирование и становление произносительной стороны речи происходит не сразу, а постепенно.
При усвоении речи главное значение приобретает слух. Вместе с развитием слуха у ребё нка проявляются реакции голоса: многообразные звуки, разные сочетания звуков и слогов. В 2-3 месяца у ребёнка появляется гуление, в 3-4 месяца можно наблюдать лепет. [25]
На этом возрастном этапе происходит начальное развитие фонематического слуха: ребёнок прислушивается к звукам, ищет источники звуков, поворачивает голову к говорящему.
В шесть месяцев в лепете ребёнка проявляются чёткие звуки, но они еще довольно неустойчивы и говорятся в коротких звукосочетаниях. Среди гласных четко произносится звук [а], среди согласных – [п], [б], [м], [к], [т]. В это время ребёнок отлично осознает интонацию взрослых и реагирует на тон голоса.
К году дети артикуляционно хорошо произносят простые звуки : гласные – [а], [у], и [и] согласные – [п], [б], [м], [н], [т], [д], [к], [г].
Развитие и становление звукопроизношения у каждого ребенка происходит в различные сроки. Некоторые произносят большее количество звуков и наиболее отчётливо, а другие – меньшее и менее чётко. Качество звукопроизношения находится в зависимости от состояния и подвижности органов артикуляции, которые ещё только начинают активно функционировать.
В два года ребенок начинает активно произносить звуки [э], [ы], [и], но твёрдые согласные у него звучат как мягкие – [т,], [д,], [с,], [з,]. У детей растет способность к подражанию речи взрослого, происходит интенсивное развитие понимания речи других. На этом промежутке ребёнок начинает активно и самостоятельно употреблять в речи структурно простые слова.
В три года подвижность артикуляционного аппарата повышается, но звукопроизношение детей все ещё не приближается к норме. На этом этапе дети пытаются приравнять своё произношение к общепринятому, сложные по артикуляции звуки они заменяют на простые. К примеру, звук [ц] заменяют на звук [т,] или [с,], звуки [ч ] и [щ] – на звуки [т,] и [с,] соответственно, звуки [л] и [р] – звуком [л,] или й, шипящие и твердые свистящие – [т,], [д,].
К концу третьего года жизни у ребенка чётко оформляется артикуляция губно-зубныхзвуков. Развитие фонематического восприятия достигает хорошего уровня: дети практически не смешивают слова, близкие по звучанию, и пытаются сохранять слоговую структуру слова. [25]
На 4 году жизни идет дальнейшее закрепление органов артикуляции, движениям мышц придается большая координированность. В речи проявляются твёрдые согласные, шипящие звуки, верно дети произносят слова со стечением нескольких согласных.
На данном этапе развития дети легко видят недочеты в произношении других, легко отличают схожие по звучанию звукосочетания и слова, то есть у них идет дальнейшее формирование фонематического восприятия.
В пять лет у ребенка увеличивается подвижность артикуляционного аппарата. Многие дети верно произносят шипящие звуки, сонорные – [л], [р], у некоторых из них все еще есть неустойчивое произношение свистящих и шипящих звуков, они взаимозаменяются. В простых словах дети легко произносят эти группы звуков, а в сложных и малознакомых – заменяют. [4] Итак, в концу пятого года жизни, фонематические процессы у детей совершенствуются: дети могут узнать звук в речевом потоке, могут подбирать слова на заданный звук, отличают повышение или снижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.
В шестилетнем возрасте дети могут безошибочно говорить все звуки родного языка и слова разной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух дает возможность детям выделять слоги или слова с нужным звуком из группы других слов, различать схожие по звучанию фонемы.
Произносительную сторону речи ребёнка в семь лет характеризует максимальное приближение к речи взрослых, с учётом норм литературного звукопроизношения. Обычно, дети имеют довольно хорошо развитую произносительную сторону речи, они владеют навыками звукового анализа и синтеза, у них довольно высокое развитие фонематического восприятия и слуха, что выступает предпосылкой к овладению письменной речью.
Таким образом, при нормативном развитии к моменту поступления в образовательное учреждение у ребёнка должна быть сформирована произносительная сторона речи, звукопроизношение, хорошо развиты все стороны речи, что позволяет ему эффективно овладеть школьной программой.
https://svetlanashipicyna.jimdofree.com/3-страница-логопеда-организация-коррекционно-развивающей-работы-по-развитию-речи-и-звукопроизношения-у-детей-овз/