Папки-передвижки

Формирование пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения

Марина Джахъяева
Формирование пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения

Формирование пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения.

Я работаю воспитателем в ДОУ № 4 «Солнышко» для детей с нарушением зрения. В течение более 3 лет работаю над темой: «Формирование пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения». Данная тема является одной из актуальных трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей дошкольного возраста.

Публикация «Формирование пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения» размещена в разделах

При проведении общеобразовательных занятий пространственная ориентировка занимает значительно, большое место. На общеобразовательных занятиях попутно решаются задачи обучения элементам пространственного ориентирования, тесно связанного с изучением определенных разделов программы.

Так, например, на математике при ознакомлении детей с объемными геометрическими фигурами учим детей, узнавать эти фигуры и выделять их пространственные признаки с помощью зрения и осязания, находить сходство и различие между ними, определять их расположение в микро – и макропространстве.

Навыки пространственной ориентировки у детей формирую при знакомстве с тетрадью, при работе на листе бумаги, в группе, физкультурном и музыкальном зале. При этом учитываю возраст ребенка, индивидуальные особенности и потенциальные возможности каждого ребенка.

Основной целью обучения является формирование у детей осмысленного зрительного восприятия пространства и наполняющих его предметов.

Методика обучения включает в себя несколько этапов. Каждый этап обучения детей пространственной ориентировки реализует определенные задачи:

Первый этап. Задачи первого этапа – это создание у детей четких представлений о своем теле, его симметричности, а пространственном расположении парнопротивоположных частей тела;

-обучения навыкам практической ориентировки «на себе» (в дальнейшем навыки ориентировки детей на собственном теле закрепляются и совершенствуются).

Второй этап. Ведущая задача заключается в том, чтобы дать детям представления, что собственное тело является точкой отсчета при ориентировке в окружающем пространстве.

Третий этап. На этом этапе решается задача обучения детей ориентироваться между предметами, расположенными в окружающем пространстве, умению определять свое месторасположения среди предметов и пространственное расположения одного предмета по отношению к другому.

Четвертый этап. Главная задача – обучение детей моделированию предметно – пространственных отношений.

Пятый этап. Важная задача это обучение ориентировке в пространстве с помощью схем и планов пространства. На всех этапах обучения много внимания уделяю формированию у детей прочной связи слов, обозначающих пространственные отношения.

Важно отметить, что работа по развитию пространственной ориентировки, способствуют преодолению неуверенности и скованности движений во всех видах деятельности.

В процессе обучения ориентировке в пространстве используются все общедидактические методы: наглядный, практический, словесный. Каждый из этих методов позволяет решить те или иные задачи обучения. Эффективность данной педагогической деятельности, как и любого процесса обучения, обусловлена использованием названных методов в комплексе.

Большое место в этой работе отвожу специальным дидактическим играм и упражнениям. Эффективность обучения с использованием специальных игр и упражнений, на мой взгляд, в первую очередь достигается тем, что деятельность детей стимулируется желанием принять участие в игре. Важно и то, что играя, ребенок получает возможность упражняться в самостоятельных действиях по ориентировки в пространстве.

Специальные игры и упражнения на ориентировку в пространстве с использованием сохранных анализаторов «Катится мяч», «Что изменилось в кукольной комнате»;

игры и упражнения на ориентировке в пространстве с применением схем «Что изображено на схеме?», «Машины в городе»;

игры и упражнения на ориентировку в пространстве в процессе передвижения «Зайчик и собачка ездят на машине», «Путь до кабинета музыкального зала»;

игры и упражнения на микроориентировку : «Где чей домик?», «Животные на поляне» и другие игры учат детей как можно больше узнать информации об окружающих предметах и их пространственных признаках и расположении в пространстве с помощью сохранных анализаторов, развивают умение составлять схемы пути передвижения на территории и вокруг детского сада, учат передвигаться в пространстве, ориентируясь по схеме и плану пути, обозначая в речи, направления своего движения.

В целях повышения качества работы по формированию у детей пространственной ориентировки, наряду с традиционными средствами обучения применяю современные информационные технологии.

На занятии по ФЭМП использую компьютерный практикум «Учимся с Логошей» под редакцией Клетновой Л. И., Лариной А. Б., пособие «Здоровая Математика: слева – справа, вверху – внизу»из серии «Учимся и оздоравливаемся», под редакцией Сметанина А.

Использование в работе компьютерных технологий помогают ребенку с помощью взрослого научиться ориентироваться в пространстве, освоить понятия: левый – правый, слева – справа, между, верх – низ, вверху – внизу и использовать в речи слова, обозначающие пространственные термины. Задания расположены по принципу усложнения материала. Следует отметить, что сочетание традиционных и информационных средств, способствуют развитию психических процессов, развитию в целом, повышает качество обучения детей.

Из опыта практической работы можно сделать следующие заключения:

- Все занятия должны проходить в игровой форме

- Компьютерные игры следует применять, учитывая психические возможности каждого ребенка.

- Целесообразно сочетать традиционные и инновационные средства развития личности ребенка.

- Необходимо постепенно, поэтапно усложнять виды работы, последовательно переходя от элементарных к более сложным заданиям.

Подводя итоги своего выступления, хочется отметить, что проводимая работа с детьми по данной проблеме позволяет ребенку преодолеть трудности зрительно – пространственной ориентировки, владеть навыками практического ориентирования в пространстве, умение оперировать знаниями и умениями в новых условиях.

Публикации по теме:

Формирование навыков саморегуляции у дошкольников с нарушением активности и внимания Специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, конечно, согласятся со мной, что в условиях современного мира с огромными информационными.

Инновационный подход взаимодействия педагогов с родителями детей с нарушением зрения Варочкина Г. Д., МДОУ № 7, г. Дивногорск Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется.

Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зренияИспользование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения Игра позволяет включить в процесс познания окружающего все анализаторы. При этом надо заметить, что дети испытывают затруднения при обследовании.

Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3–4 лет с нарушением зрения» Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3 – 4 лет с нарушением зрения» Составила: Дьяконова Елена.

Лабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зренияЛабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения Лабиринты – игры головоломки, которые являются средством развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Сегодня.

Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зренияОрганизация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зрения Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с ОВЗ (зрение) Одной из приоритетных задач своей педагогической деятельности.

Осеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зренияОсеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зрения Алла Сетковская «Осень, Осень! В гости просим!» По осеннему оформлен музыкальный зал. Раздаются звуки осеннего леса, пение птиц. Под.

Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения»Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения» Развитие осязания и мелкой моторики - помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, класси-фицировать окружающие его предметы,.

Развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия в процессе развивающей дидактической игры «Весёлые фишки»Развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия в процессе развивающей дидактической игры «Весёлые фишки» Развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия в процессе развивающей дидактической игры: «Весёлые фишки».Воспитатель.

Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения.Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Автор - Серова Ольга Дмитриевна, соавтор - Дьяконова Елена Сергеевна. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения
Опубликовано: 3 апреля 2022 в 22:55
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД