Лучший педагог года

Формирование у дошкольников 5–7 лет представлений о величине. Длина и её измерение

Анна Козлова
Формирование у дошкольников 5–7 лет представлений о величине. Длина и её измерение

Величина предмета - это его относительная характеристика,

подчеркивающая протяженность отдельных частей и определяющая

его место среди предметов однородных. Величина является свойством

предмета. Одна из величин, с которой знакомятся дошкольники- длина.

Длина – это характеристика линейных размеров предметов.

Публикация «Формирование у дошкольников 5–7 лет представлений о величине, Длина и её измерение» размещена в разделах

Длины любых предметов можно сравнивать на глаз, приложением или

наложением. При этом всегда можно либо приблизительно, либо точно

определить, на сколько одна длина больше (меньше) другой.

В старшем дошкольном возрасте детей знакомят с опосредованным способом сравнения при помощи меры, равной по величине одному из сравниваемых предметов, то есть переходят ко второму этапу формирования понятия величины и измерительных умений. Например, 1) нужно сравнить по длине крышку стола воспитателя и детского столика. Для этого понадобится веревка (шнурок, лента, которая будет равна по длине одному из сравниваемых предметов; 2) нужно построить на полу дом такой же высоты, как образец на столе у воспитателя, для этого необходимо померить высоту дома палочкой и пользоваться ею при строительстве, контролируя высоту дома этой меркой.

В дошкольном образовательном учреждении измерительная деятельность носит элементарный пропедевтический характер. Однако при формировании у детей измерительных умений уточняются и углубляются многие математические представления, в доступной форме раскрываются некоторые математические связи, зависимости и отношения. Измерение способствует совершенствованию счетной деятельности и формированию понятия числа, на основе измерения познается новая функция числа, обогащаются, уточняются пространственные и геометрические представления детей. Упражнения, связанные с измерениями, подготавливают дошкольников к пониманию арифметических действий сложения и вычитания, так как дают возможность получить числовые данные, которые используются при составлении и решении задач.

Обучение измерению в детском саду начинается с использования условных мерок, когда дети с помощью полосок бумаги, палочек, веревок, шагов и других условных мерок учатся измерять длину, ширину и высоту различных предметов.

К моменту формирования измерительных умений у дошкольников должны быть сформированы навыки выделения в предметах определенных признаков (длины, высоты, ширины, соизмерения объектов по этим признакам, а также навыки счетной деятельности.

Развитие у детей измерительной деятельности происходит постепенно. Сначала измерение проводится одновременно несколькими мерами. В результате этого у детей формируется представление о том, что такое мера и зачем нужно измерение. Процесс измерения делится на отмеривание и счет.

Например, в этот период можно использовать следующее упражнение. Дети выкладывают полоску мерками, считают количество используемых для измерения каждой полоски мерок и с помощью воспитателя делают вывод о том, сколько мерок уложилось в каждой полоске.

После усвоения данного способа измерения дети учатся проводить измерение одной мерой, фиксируя фишками количество измерений.

Упражнения, которые воспитатель предлагает для выполнения дошкольникам, по возможности должны иметь практическую направленность: измерить полоски меркой и выбрать равные по длине и ширине для изготовления ковра-самолета; измерив ленту, разделить ее на части, чтобы сделать ленты куклам. Такие упражнения выполняются на занятиях и вне их: в процессе игр, в свободное время и т. п. Обучение измерению требует разнообразного оборудования: карандаши, ножницы, фишки-эквиваленты (пуговицы, кружки, палочки, служащие для точного подсчета числа мерок.

Воспитатель сначала производит измерение сам, проговаривая правило (алгоритм, по которому протекает процесс измерения, а затем дети выполняют измерения по правилу самостоятельно:

1) скажи, что будем измерять и чем;

2) покажи начало измерения;

3) приложи (наложи) мерку к началу измерения точно вдоль измеряемой величины;

4) отметь конец мерки (штрихом);

5) отложи одну фишку;

6) продолжай измерение, прикладывая мерку точно к отметке, обозначающей последнюю измеренную часть, пока не измеришь всю величину ( Примечание: перемещать мерку следует слева направо при измерении длины и снизу вверх – при измерении ширины и высоты.);

7) сосчитай все фишки;

8) подведи итог: что измеряли, чем и каков результат.

Показ с объяснением приемов измерения должен быть четким, ясным, немногословным, действия воспитателя должны находиться в поле зрения каждого ребенка. Детей нужно подвести к пониманию того, что для каждого объекта подбирается мерка одного и того же рода с ним: «Какими мерками можно измерить длину стола, «Годится ли это мерка для измерения длины ленты. С этой же целью саму мерку можно превратить в объект для измерения. Постепенно дошкольники с помощью воспитателя приходят к пониманию, что мерка – это предмет для измерения и мерки могут быть разные.

Благодаря введению фишек-эквивалентов непрерывная величина представляется через дискретное (отдельное, устанавливается взаимнооднозначное соответствие между мерками и их заместителями. Этот прием позволяет ребенку осмыслить сущность измерения и его результат независимо от того, что они измеряют.

Результаты измерения осмысливаются благодаря вариативным вопросам: «Сколько раз уложилась мерка при измерении, «Сколько получилось мерок?», «Какова ширина книжки?», «Как ты догадался, что?», «Почему так получилось?», «Что обозначает число, которое получилось при измерении?» и т. п.

На начальных этапах работы условная мерка должна укладываться в измеряемом объекте небольшое и целое число раз, например, два или три. Затем детей следует познакомить с правилом округления результатов измерения, которое позволяет использовать более разнообразные мерки и объекты для измерения. Правило заключается в том, что если остаток при измерении меньше половины мерки, то он не учитывается, если больше половины, то при определении результата приравнивается к целой мерке, если равен половине мерки, то засчитывается как половина меры (длина стола семь с половиной мерок).

Задания на сравнение с помощью одной меры достаточно трудоемки, поэтому у детей, особенно вначале, могут возникать следующие ошибки:

измерение ребенок начинает не от самого края;

мерку перемещает произвольно, то есть прикладывает на каком-то расстоянии от метки;

мерка непроизвольно сдвигается вправо или влево, вверх или вниз, так как слабо фиксируется ее положение на плоскости;

вместо отложенных мерок подсчитываются черточки-отметки;

ребенок забывает считать мерки, поэтому, выполнив измерение, не называет его результат.

Кроме измерительной деятельности на занятиях выполняются еще два вида заданий, в которых измерительная деятельность выступает как средство – это:

сравнение двух предметов по выбранной величине по результатам измерения одной мерой;

построение величин по данной мере и числу.

Обучение измерению условными мерками позволяет подвести детей к осознанию значения общепринятых мер и тем самым перейти к третьему этапу формирования понятия величины и измерительных умений. У старших дошкольников имеются необходимые предпосылки для ознакомления с общепринятыми мерами: в активном словаре встречаются слова: метр и сантиметр.

Ознакомление с единицами длины возможно на основе опыта измерения условными мерками. В работе с дошкольниками целесообразнее введение единиц длины начать с метра. Это связано с тем, что в жизненной практике дети наблюдают чаще всего измерение с помощью метра, метр – основная единица длины, которая существует в виде отдельного эталона. Воспитателю с помощью метра легче демонстрировать, как откладывается мерка, как происходит отсчет единиц измерения.

Работу по ознакомлению с метром как единицей длины можно начать с игры в магазин «Ткани», включающей:

наблюдение за действиями продавца (воспитателя) по отмериванию нужного количества метров ткани, которую хотят купить;

рассматривание линейки длиной 1 м, при этом воспитатель должен акцентировать внимание, что метром называется не сама линейка, а ее длина, которая служит единицей измерения;

специальную демонстрацию продавцом (воспитателем) способа измерения ткани метром;

сравнение детьми ширины разных тканей на глаз и проверку результатов метровой линейкой (ткани, ширина которой меньше и больше метра);

покупку ткани длиной 2 м, тесьмы 3 м, ленты 4 м на платья.

После проведения игры можно попросить дошкольников вспомнить покупали ли они с родителями ткани, зачем, где еще они видели, что измеряют с помощью метра.

Полученные знания необходимо использовать для решения детьми практических задач: измерить длину дорожки на площадке, высоту шкафа, длину и ширину стола и т. п.

В процессе таких упражнений у дошкольников необходимо сформировать представления о том, что неудобно, когда при измерении получается разное количество мерок, поэтому люди придумали одну постоянную мерку и назвали ее метром, что имеются разные по виду метры (складной, деревянный, металлический, но все они имеют равную длину.

Для получения первоначальных сведений о сантиметре, как одной из единиц измерения длины, детей можно познакомить с сантиметровым делением линейки, поупражнять в измерении с ее помощью.

Работу по ознакомлению с сантиметром целесообразно проводить в следующей последовательности:

показать дошкольникам, что не все объекты удобно измерять метром;

продемонстрировать модель сантиметра (полоска длиной 1 см, пояснить, что сантиметр тоже мерка;

предложить назвать, что можно измерить этой меркой;

организовать деятельность обследования и сравнения сантиметровой ленты и метра;

ввести стандартную линейку, объяснив значение чисел (считать сантиметрами долго и неудобно, обозначенные числами деления ускоряют и облегчают измерение).

Воспитателю следует четко сформулировать правила пользования линейкой и сопроводить их индивидуальным показом:

до начала измерения выбирают начало отсчета;

измерение начинают с нуля

линейка должна плотно прилегать к измеряемой поверхности;

измеряя, нет необходимости пересчитывать сантиметры, нужно посмотреть на числа, обозначенные на линейке, которые являются показателями количества сантиметров.

При измерении линейкой, особенно на первых занятиях у некоторых детей могут возникать следующие распространенные ошибки:

начинают измерение не от нуля, а от начала линейки (в случае, когда нуль не совпадает с началом линейки);

дети накладывают линейку неплотно, в процессе измерения она смещается, что приводит к неточности результата;

употребляют вместо термина «сантиметр» слово мерка

Для закрепления навыков измерения линейкой целесообразно использовать упражнения практического характера. Например, измерить длину и ширину своей рабочей тетради. Вырезать из бумаги прямоугольник длиной 5 см и шириной 3 см, квадрат со стороной 7 см. Нарисовать песочницу, размеры которой заданы воспитателем. Определить на глаз ширину листа бумаги в сантиметрах, и проверить результат с помощью линейки. Измерить данную веревку в сантиметрах и начертить свою, которая длиннее (короче) на 1 см.

Выполняя упражнения по измерению объектов общепринятыми единицами измерения длины – метром и сантиметром, дошкольники приходят к пониманию, что измерение стандартной меркой обеспечивает получение объективных данных о результате измерения, следовательно, и о величине предметов

Таковы основные особенности формирования у дошкольников старшего возраста представлений о длине.

Публикации по теме:

Формирование представлений о составе чисел от 1 до 5 с помощью моделейФормирование представлений о составе чисел от 1 до 5 с помощью моделей Занятие по ФЭМП. Подготовительная группа. Тема: Формирование представлений о составе чисел от 1 до 5 с помощью моделей. Задачи: • формировать.

Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюФормирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровью Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюИрина ПупышеваОсознанное.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепкамиФормирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепками Вокруг нас много предметов которые взрослому человеку не очень интересны, но эти предметы привлекают внимание детей: пробки, пуговицы, крышки,.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Конспект внеклассного мероприятия по развитию математических представлений у учащихся с ОВЗ «Весы. Измерение массы»Конспект внеклассного мероприятия по развитию математических представлений у учащихся с ОВЗ «Весы. Измерение массы» Тема: «Весы. Измерение массы» Цели урока: -обучающие: закрепить знания единиц измерения массы (грамм, килограмм); уметь работать с разными.

Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников»Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников» Прежде чем, рассказать о формах работы с дошкольниками по формированию представлений о зимних видах спорта, нужно пояснить, что же такое.

Модуль «Сенсорный сундучок» по теме «Формирование представления о форме, цвете, величине»Модуль «Сенсорный сундучок» по теме «Формирование представления о форме, цвете, величине» Цель: обогащение сенсорного опыта и совершенствование сенсорных процессов посредством математической деятельности у детей 2-3 лет. Задачи:.

Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений»Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мой первый ЛЭПбук - «ФЭМП», формирование элементарных математических.

Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Разложи по порядку» У.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у дошкольников 5–7 лет представлений о величине. Длина и её измерение
Опубликовано: 5 декабря 2022 в 20:25
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД