Приложение МААМ

Формирование у дошкольников представлений о форме предмета по признакам длинный-короткий; толстый-тонкий; фигуры

Семенко Ирина
Формирование у дошкольников представлений о форме предмета по признакам длинный-короткий; толстый-тонкий; фигуры
▼ Скачать + Заказать документы

Знакомство с признаками: длинный — короткий

Различение — называние — систематизация

Материал. 10 кусков пластилина; 1 длинная и 1 короткая палочка; 1 коричневая и 1 светло-зеленая счетная палочка; 1 длинная и 1 короткая картонная полоска; 1 длинный и 1 короткий карандаш.

Игра на классификацию (г)

На столе лежат сделанные из пластилина длинная и короткая колбаски. Обе колбаски одинаковой толщины и одного цвета.

Воспитатель раздает детям пластилин и просит сделать такие же колбаски: 1 длинную и 1 короткую.

В конце занятия дети рассматривают свою лепку, показывают, какая колбаска длинная, а какая — короткая.

Публикация «Формирование у дошкольников представлений о форме предмета по признакам длинный-короткий; толстый-тонкий; фигуры» размещена в разделах

Можно предложить детям соединить все колбаски и сделать длинную связку колбасок.

Игра на называние (г)

Мы шагаем

Дети ходят по комнате. При слове «короткий» они делают очень короткие шаги, а при слове «длинный» — очень длинные шаги. После проведения игры воспитатель предлагает детям попеременно произносить слова «длинный» — «короткий».

В эту игру могут вноситься дополнения. Например: дети делают длинные (или, наоборот, короткие) шаги на носочках.

Можно использовать танец, в котором чередуются длинные и короткие шаги.

Игра на систематизацию и называние

Ребенок ощупывает под платком 2 палочки разной длины. После того как ребенок определил, какая, длинная, а какая короткая, он кладет на стол сначала длинную палочку, а затем — напротив — короткую. При этом называет их: «Это длинная палочка, это — короткая».

Игра проводится несколько раз (но не более четырех). Каждый раз под платок кладут новые парные предметы (например, длинный и короткий блоки из строительного материала, карандаши и т. п.).

Затем дети рассматривают ряды длинных и коротких предметов, констатируют, что у всех предметов различная длина. Вероятно, кому-то из детей бросится в глаза, что карандаш в ряду коротких предметов длиннее, чем палочка в ряду длинных предметов. Воспитатель дает время, чтобы дети составили самостоятельное мнение о длине карандашей. Затем он просит ребенка взять короткий карандаш и на его место положить длинный, так, чтобы дети наглядно смогли убедиться, что при сравнении короткого карандаша с длинным первый действительно выглядит короче.

Закрепление материала в течение дня

Во время постройки дети отбирают из строительного материала длинные и короткие бруски и строят мост сначала только из коротких, а затем только из длинных брусков.

Во время изготовления поделок дети делают из соломки звезду, предварительно отсортировав длинные и короткие соломины.

Во время физкультурных упражнений дети строятся, образуя длинные и короткие ряды. Длинные ряды становятся короткими по мере выполнения отдельными детьми упражнений, так как выполнивший задание отходит в сторону. Можно построить длинный и короткий поезд.

Во время беседы воспитатель рассказывает о длинном и коротком пути в детский сад, о длинном и коротком отрезке времени (например, во время ожидания чего-то, просит детей рассказать о своих впечатлениях.

При изготовлении карточек дети длинную линию изображают длинным рядом точек от одного края листа до другого, а короткую линию — двумя точками в центре карточки. Затем они называют находящиеся в групповой комнате длинные и короткие предметы, соответствующие линиям, изображенным на карточках.

Знакомство с признаками: толстый — тонкий

Различение — называние — систематизация

Материал. Заранее приготовленные толстые и тонкие вещи, например, 1 тонкий и 1 толстый носок; 1 толстая и 1 тонкая книга; 1 толстый и 1 тонкий карандаш; 2 различающиеся только по толщине шерстяные нитки; 2 различающиеся только по длине шерстяные нитки; 2 различных по величине кубика; 2 различные только по толщине книги; строительный материал.

Игра на классификацию

Один ребенок изображает толстого медведя (под одежду можно подложить подушку, другой ребенок — тонкого (или в данном случае тощего) волка (все вещи на нем велики). Каждый из них получает соответствующую карточку, где условно изображены толстое и тонкое живое существо.

Остальные ребята отыскивают в групповой комнате заранее спрятанные толстые и тонкие вещи, приносят их наряженным детям, которые проверяют, правильно ли выполнено задание, радуются, что они получили соответствующие предметы, т. е. толстый медведь получил толстую книгу, толстый карандаш и т. п.

Игра на называние (г)

Под платком находятся вещи, различающиеся по толщине, длине, величине. Вызванный ребенок ощупывает предмет и называет его. Например: «Это толстая шерстяная нитка», «Это маленький кубик», «Это тонкий карандаш» и т. п. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.

Игра на систематизацию

Из строительного материала дети выбирают все толстые и тонкие бруски, строят из них паровозик, улицу, чередуя их по толщине.

Закрепление материала в течение дня

Во время беседы воспитатель говорит с детьми о зимней и летней одежде, о мехе животных в зимнее и летнее время.

Во время рисования дети проводят линии толстыми и тонкими грифельными карандашами и кисточками.

Во время приготовления обеда дети с воспитателем совершают экскурсию на кухню. Они наблюдают, как повар готовит кисель. Воспитатель обращает их внимание на разную консистенцию жидкости: при добавлении воды сироп становится жидким, при добавлении в него крахмала и постепенном нагревании кисель загустевает.

Во время конструирования дети отбирают тонкие и толстые бруски и строят туннель или дом. Тонкие дощечки используются для постройки крыши.

Знакомство с кругом

Различение — называние — систематизация

Эксперименты показывают, что детям легче сначала усвоить понятие «круглый», а затем «прямоугольный» и «квадратный». Поэтому на данном этапе обучения как противопоставление «круглому» употребляется понятие «многоугольный». Но если воспитатель считает, что дети справятся с заданием, то он употребляет правильное название: прямоугольный, четырехугольный, квадратный.

Материал. 1 маленький мяч и 1 пластмассовый или деревянный кубик; различный по форме материал из дидактического набора (круги, квадраты, прямоугольники, треугольники); 2 различные по длине счетные палочки оранжевого и светло-зеленого цвета; строительный материал.

Игры на называние

Я вижу то, что ты не видишь

Водящий ребенок выбирает предмет круглой формы, находящийся в групповой комнате, и говорит остальным детям, которые сидят по кругу: «Я вижу что-то, что вы не видите, и оно круглое». Ребенок, который отгадывает первым, становится ведущим. Игра проводится несколько раз.

Угадай форму предмета

Под платком находятся предметы круглой, квадратной, прямоугольной и треугольной формы, 2 счетные палочки: короткая и длинная (например, оранжевого и светло-зеленого цвета). Ребенок ощупывает предмет, называет его. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.

Воспитатель поощряет тех детей, которые самостоятельно выделяют и называют несколько признаков, например: тонкий, круглый. На такие ответы он обращает внимание всех остальных детей.

Подвижная игра

Дети сидят по кругу на полу (или парами за столами) и катают друг другу маленький мяч. Затем воспитатель дает им кубик и предлагает его, также покатать. Дети пытаются это сделать, но у них ничего не получается. Воспитатель обсуждает с ними причину неудачи, рассказывает о свойствах круглого предмета по сравнению с кубиком.

Игра на систематизацию

Построим поезд

Из дидактического материала дети выбирают карточки круглой формы, а многоугольные пластины откладывают на другую сторону стола. Воспитатель предлагает им построить поезд, чередуя круги с многоугольниками. Каждый ребенок должен обязательно назвать, что он кладет: круг или многоугольник.

Закрепление материала в течение дня

Во время игр на свежем воздухе, например в кегельбан или с шариками, воспитатель чертит круг или кладет обруч, в который дети должны попасть шариком или круглым камешком.

Во время изучения правил дорожного движения воспитатель обращает внимание детей на различные формы дорожных знаков («Осторожно, дети!», «Проезд запрещен» и т. д.).

Во время рисования на белом листе дети изображают предметы круглой формы: чашки, тарелки, раскрашивают их красками. Гуашью или акварелью рисуют картину: солнце и дома.

При изготовлении карточек для обозначения круглой формы дети находят соответствующие предметы, систематизируют их.

Знакомство с треугольником

Различение — называние — систематизация

Материал. Цветная и белая бумага; клей; треугольники из картона: острый, тупой, прямоугольный; круглые, прямоугольные и квадратные карточки из картона, пластмассы или фанеры; строительный материал.

Аппликация

Из цветной бумаги дети вырезают дом с остроконечной крышей и елку. Наклеивают на лист белой бумаги. Воспитатель вырезает дом с круглой крышей. Дети сравнивают дома и определяют различие между круглой и треугольной формой.

Игра на называние

Под платком находятся следующие предметы: острый, тупой и прямоугольные треугольники из картона, пластины круглой, квадратной и прямоугольной формы. Ребенок ощупывает предмет, называет его и показывает. Остальные дети проверяют правильность выполнения.

Игра на систематизацию

Из строительного набора дети выбирают пластины треугольной формы и строят гусеницу. Все треугольники кладут в одном направлении. Если ребенок кладет треугольники неправильно (основаниями друг к другу, то воспитатель исправляет ошибку и обращает на это внимание всех детей.

Закрепление материала в течение дня

При изучении правил дорожного движения воспитатель вместе с детьми рассматривает и обсуждает дорожные знаки (например, «Пешеходный переход», «Железнодорожный переезд» или какие-либо другие, подчеркивая значение знаков и их форму.

Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на дорожные знаки треугольной формы и на знаки, в изображении которых есть треугольники, объясняет их значение.

При изготовлении поделок из плотной бумаги и дерева дети делают кораблик с парусом (парус треугольной формы). Парус можно раскрасить.

В свободных играх воспитатель предлагает детям использовать настольный дидактический материал: домино и лото, включающие треугольные формы.

При изготовлении карточек дети обозначают треугольную форму и подбирают предметы такой же формы, находящиеся в групповой комнате. Воспитатель заранее приносит в группу предметы треугольной формы.

Знакомство с прямоугольником и квадратом

Различение — называние — систематизация

Обе фигуры даются на одном этапе обучения, чтобы дети яснее могли увидеть различия между ними. Необходимо следить за тем, чтобы каждый ребенок получил возможность самостоятельно проверить, что у прямоугольника равны только две противоположные стороны, а у квадрата все четыре (при равенстве всех углов в отличие от параллелограмма).

На знакомство с этими фигурами отводится больше времени, чем на ознакомление с предыдущими, так как разница первых улавливается детьми только при ярко выраженных различиях формы. Кроме того, детям достаточно трудно усвоить названия «квадратный» и «прямоугольный».

Материал. Карточки для обозначения круглой и треугольной формы (различной величины); блоки прямоугольной и квадратной формы; предметы прямоугольной и квадратной формы: конверт, марка, кубики, квадратная салфетка и т. п. ; строительный материал.

Игра на классификацию

На столе раскладывают блоки треугольной, круглой, прямоугольной и квадратной формы различной толщины. Дети, используя карточки с изображением треугольной и круглой формы, изготовленные ими раньше, выбирают круглые и треугольные блоки. Затем рассматривают и сравнивают друг с другом оставшиеся в наборе формы. Воспитатель обращает внимание детей на длину противоположных сторон квадратов и прямоугольников, маркирует их при помощи мела и сравнивает между собой. После чего дети ищут в групповой комнате заранее приготовленные предметы прямоугольной и квадратной формы, например книги, конверты, кубики и т. п.

Игра на называние

Какой фигуры не стало?

Воспитатель выбирает 4 плоские фигуры (круглую, прямоугольную, квадратную, треугольную) и кладет на стол. Водящий убирает одну фигуру, остальные дети должны отгадать, какой фигуры не стало. Игра может быть усложнена за счет того, что фигуры подбираются разного цвета, разной величины.

Игра на систематизацию

Строим улицу

Из строительного материала дети выбирают кубики прямоугольной и квадратной формы, строят улицу, чередуя кубики. Играющие следят, чтобы соблюдалось чередование кубиков разной формы.

Закрепление материала в течение дня

При посещении магазина и при изготовлении поделок для игры в магазин воспитатель обращает внимание детей на различные формы и цвета товаров и упаковок.

При посещении почты дети рассматривают конверты, марки, бандероли и определяют их форму.

При изготовлении поделок дети делают из картона дом, вырезают окна, двери (прямоугольной и квадратной формы). Крыша оформляется треугольником.

При выпечке печенья из пластилина дети учитывают различную форму (печенье круглое, треугольное, квадратное, прямоугольное, в форме звезды и т. п.).

Во время занятий по изобразительной деятельности дошкольники составляют узор из мозаики различной формы и цвета.

При изготовлении карточек с помощью шаблона дети обозначают прямоугольную и квадратную форму.

Повторение пройденного материала

При повторении пройденного материала воспитатель должен не только закрепить и углубить знания детей, но прежде всего, выяснить, кто еще недостаточно усвоил материал, кто испытывает затруднение при назывании тех или иных форм и их признаков, какие дети не уверены в своих знаниях. В соответствии с этим повторяются соответствующие разделы.

Материал. Карточки для обозначения всех усвоенных форм и цветов; различные предметы, обладающие знакомыми признаками: маленькие и большие автомобили, кубики, картонные треугольники, длинные и короткие карандаши, толстые, тонкие книги, мячи; счетные палочки; другой дидактический и строительный материал.

Игра на классификацию

Карточки с изображением соответствующих форм и их признаков лежат на столе изображением вниз. В групповой комнате заранее приготовлены необходимые предметы. Ребенок подходит к столу, берет одну карточку и ищет предмет указанной формы или обладающий заданным признаком (например, длинный или маленький, затем кладет найденный предмет рядом с карточкой. Другие дети проверяют правильность выполнения задания. Если ребенок выбрал неправильный предмет, он уступает место другому.

Игра на комбинацию признаков

Для этой игры необходимы различный дидактический материал, карточки для обозначения всех форм и их признаков (кроме длинной и короткой) и карточки для обозначения зеленого, желтого, синего цветов.

Изображены ворота. Перед воротами лежат карточки, которые указывают на то, предмет, какой формы подходит к данным воротам. Например, круглый; круглый и тонкий; толстый и зеленый и т. д. В зависимости от уровня развития детей в группе могут комбинироваться 4 признака. Например, большой, треугольный, толстый, зеленый и т. п.

Строительная игра

Воспитатель раздает детям счетные палочки (или блоки, или кубики) различных цветов и размеров. Дети рассматривают их и называют цвет, размер. (Среди знакомых цветов могут быть и незнакомые, например лиловый.) После этого воспитатель предлагает им построить из этих предметов разноцветную лестницу, упорядочив ступеньки по высоте.

Игра на называние

Место рядом свободно

Для этой игры необходимы карточки для обозначения цвета и формы. Каждый играющий получает карточку. Карточки не повторяются. Дети сидят в кругу на стульях. Одно место свободное. Водящий говорит: «Место рядом со мной свободно. Я хочу, чтобы его занял ребенок, у которого синяя карточка (желтая, красная, карточка с треугольником, кругом и т. д.)».

Публикации по теме:

Геометрические фигуры. Дидактическая игра для дошкольников по формированию математических представлений «Угадай, что не так?» Дидактическая игра для дошкольников по формированию математических представлений:"Угадай, что не так?" Цель: Продолжать учить детей называть.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепкамиФормирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепками Вокруг нас много предметов которые взрослому человеку не очень интересны, но эти предметы привлекают внимание детей: пробки, пуговицы, крышки,.

Фотоотчет о НОД по математике в младшей группе «Длинный — короткий»Фотоотчет о НОД по математике в младшей группе «Длинный — короткий» Уважаемые коллеги! Как интересно проводить с детьми младшего дошкольного возраста занятия по математике! Дети радуются каждой новой картинке,.

Занятие по математике «Длинный-короткий» в младшей группеЗанятие по математике «Длинный-короткий» в младшей группе Здравствуйте уважаемые посетители блога. Сегодня хочу представить вашему вниманию фотоотчёт о том, как на занятии по математике мы формируем.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Конспект занятия по математике «Число 2. Слева, справа, на, под. Толстый, тонкий»Конспект занятия по математике «Число 2. Слева, справа, на, под. Толстый, тонкий» Программные задачи:Познакомить детей с числом 2. Учить различать и называть пространственные направления от себя:слева,справа,на. под. Упражнять.

Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников»Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников» Прежде чем, рассказать о формах работы с дошкольниками по формированию представлений о зимних видах спорта, нужно пояснить, что же такое.

Проект «Формирование КГН в игровой форме у младших дошкольников посредством художественного слова» Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков в игровой форме у младших дошкольников посредством художественного слова» Цель: Формирование.

Эссе 45 — это длинный и короткий педагогический путьЭссе 45 — это длинный и короткий педагогический путь Быть может, кто-то скажет: «Вот чудачка!» А я вот молодею с ребятнёй. Детсадовская жизнь, как в море качка, Со штормом, штилем, с криком,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование у дошкольников представлений о форме предмета по признакам длинный-короткий; толстый-тонкий; фигуры
Опубликовано: 3 октября 2022 в 21:34
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у дошкольников представлений о форме предмета по признакам длинный-короткий; толстый-тонкий; фигуры» (включая файлы) размещена пользователем Семенко Ирина (УИ 2003393) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД