Получи документы

Формирование эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальной куклотерапии

Ольга Петрова
Формирование эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальной куклотерапии

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, один из самых простых и эффективных способов воздействия на детей, является игра с куклой. В этом простом способе наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

С самого рождения ребёнка окружают яркие игрушки, погремушки, пупсы, куклы, звучат простейшие песенки, потешки, сопровождаемые элементарными движениями рук, но непременно эмоциональны и выразительны в своём исполнении.

Публикация «Формирование эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальной куклотерапии» размещена в разделах

Малыш реагирует на эту игру слова, мелодии и движений; повторяет за взрослым, быстро запоминает несложный репертуар и очень любит исполнять в игровой ситуации.

Куклотерапия широко применяется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, и коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также в работе с детьми, имеющими эмоциональную травму.

Таким образом, технология куклотерапии выражается в усилении эмоционального напряжения, которое постоянно испытывает ребёнок, до такой степени, чтобы оно могло перейти в новую форму – расслабление.

Куклотерапия — это метод коррекции различных состояний при помощи кукол. В целенаправленной терапевтической практике кукол используют с начала ХХ века. Ещё в 1926 году невропатолог Малколм Райт использовал кукольный театр для лечения неврозов.

В 1917–1922 гг. первые советские кукольники стали работать и создавать методики по многим направлениям: оздоровление детей, устранение заикания, реабилитация после сильных стрессов, обучение, лечение детей, ограниченных в движении

Для меня, как для музыкального руководителя, куклотерапия выступает в качестве вспомогательного, очень эффективного средства, позволяющего мотивировать ребенка на совместную деятельность, развивать и раскрепощать его, снижать эмоциональное напряжение и творчески настраивать на музыкальный лад.

Что такое кукла в руках ребёнка? Это ширма, за которой можно спрятаться, отделиться от самого себя и раскрыться. Для ребёнка игрушка – наперсник, а с равным общаешься без напряжения. Дети играют либо в специально придуманных спектаклях, либо небольших сценках. Ребёнок может скрыться за ширму и вести диалог от лица куклы.

Данная технология даёт возможность открыть своё «Я», помогает поверит ребёнку в свои силы. Известно, что дети любят играть. Через игру реализуется их потребность выразить себя, происходит коррекция различных отклонений в поведении детей (неприспособленности, агрессивности, замкнутости и т. п.).

Цели:

• Показать актуальность Куклотерапевтических занятий с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

Задачи:

• Развивать произвольное внимание, память, мышление, воображение, фантазию, творческие способности, познавательный интерес.

• Развивать речь, обогащать активный словарь.

• Обогащать положительный эмоциональный опыт.

Куклотерапия призвана выполнять следующие функции:

• • коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;

• • релаксационную – снятие эмоционального напряжения;

• • развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия, речи и т. д.);

• • обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

Виды кукол.

В куклотерапии применяются разнообразные куклы : от отдельно взятых персонажей до представителей многочисленных видов театральных кукол:

куклы–марионетки (из папье-маше, поролона, пенопласта, из ткани, меха по принципу мягкой игрушки, движения воспроизводятся с помощью ваги – крестовины, к которой с помощью нитей крепится кукла. Это могут быть и куклы-животные или куклы, изображающие людей разного возраста и пола. А простейшая может быть изготовлена из платка, и обвязана вокруг шеи шнуром, за который ребенок ее и водит.

куклы с «живой рукой». Эти куклы обладают яркими, выразительными возможностями, могут выполнять действия, несвойственные куклам других систем. Они состоят из головки, свободно свисающего плаща, в манжеты которого ребенок вставляет свои руки.

куклы на руке (пальчиковые, картинки на руке, варежковые, перчаточные, теневые куклы).

• Плоскостные куклы. Они получили это название, потому что двигаются в одной плоскости. Представляет собой модель куклы, вырезанную из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися

куклы системы «люди–куклы». Ребенок надевает на себя костюм: огромную голову – маску, большие ладони, здоровенные ботинки и превращается в живую куклу. Голова, ладони, ботинки, изготавливаются из поролона и обтягиваются тканью. Люди-куклы обладают яркими сценическими возможностями. Управление такими куклами доставляет детям огромную радость.

Для развития эмоциональной сферы существует специальный набор из шести однотипных плоскостных кукол-ромашек с разными выражениями лица: грусть, радость, спокойствие, гнев, страх, удивление. Ребёнок одну куклу, потом другую и с соответствующими интонациями произносит заданные взрослым фразы. В своей работе я называю это- «театр эмоций»

Какие проблемы решает методика куклотерапия?

Несомненный плюс куклотерапии в том, что этот способ психологического ребенка довольно-таки вариативен, поэтому может стать ключом к решению целого комплекса проблем детского воспитания, развития и поведения.

Инструмент - это кукольный театр,где есть ширма и куклы. Детям кажется, что они учатся быть артистами, они учатся разыгрывать небольшие сценки, а потом и спектакли. Моя задача - научить их быть артистами», вжиться в роль куклы, помочь через игру скорректировать поведение, наладить отношения с окружающим миром.

Свою работу я начала с изучения специальной литературы, ознакомилась с работами авторов современных программ и методик.

В настоящее время разработаны педагогические и психолого-педагогические технологии по куклотерапии, в том числе:

- Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. Путь к волшебству.

- Теория и практика сказкотерапии, Капская А. Ю,

- Мирончик Т. Д. Подарки фей, развивающая сказкотерапия для детей.

Куклотерапия эффективно используется для формирования креативных качеств личности.

Активно включая сказки в занятия с детьми, мы, развиваем фантазию, логику, внимание, наблюдательность, учим малышей сопереживанию. Дети не только слушают, но и сами участвуют в творческом процессе, сами сочиняя сказки или придумывая творческие рассказы.

На своих занятиях я в основном использую следующие приемы.

1. Сказка, предваряющая слушание или пение.

Короткая красочная сказка предваряет прослушивание программного произведения, помогает заинтересовать детей, настроить на нужный лад.

2. Сказка, иллюстрируемая музыкой.

Особый интерес у детей вызывает слушание музыки, которая иллюстрирует рассказ, сказку. Это помогает активному восприятию и усвоению детьми новых музыкальных произведений. Музыка, сопровождающая сказку, должна быть несложной и разнообразной по характеру, темпу, средствам. музыкальной выразительности.

Исполнение’ музыкального произведения должно быть высоко-

художественным; рассказывать и петь нужно обязательно на память,

чтобы -дети видели выражение лица исполнителя, и чтобы, в свою

очередь, исполнитель видел лица детей и мог судить, какое впечатление производит на них рассказ, музыка.

Перед началом слушания музыки хорошо сделать

небольшое вступление, показать куклу например : «Сейчас я вам расскажу про девочку Аленку». Она не послушала маму, побежала в лес за белочкой, и вот что с ней потом случилось».

Такая форма занятий очень увлекает детей. Песни и музыку через

некоторое время нужно повторять. Когда дети хорошо усвоят музыку

и песни, можно провести концерт-загадку. Музыкальный руководитель говорит детям: «Я буду играть, а вы внимательно слушайте и постарайтесь отгадать, что я играю». Исполняется музыка уже знакомая детям.

После прослушивания музыки и песен дети охотно слушают сказку еще раз.

3. Кукольный театр.

Играем в подвижные игры с участием сказочных героев.

Инсценируем сказки в кукольном театре. (Взрослые показывают сказку детям в кукольном театре).

Элементы сказок присутствуют в большинстве праздников и развлечений.

4. Придумывание сказок детьми.

Используется методика "Придумай сказку"(старшая, подготовительная группы).

Детям дается задание придумать сказку, после прослушивания музыкального произведения (1-3 предложения)

В моей практике основные задачи «куклотерапии» :

• повышение внимания детей на занятиях,

• развитие эмоциональной отзывчивости,

• развитие воображения, фантазии, творческих способностей.

В процессе использования куклотерапии можно применять методы и приё мы: релаксирующие приемы музотерапии, пальчиковые игры, словесное комментирование, словесное фантазирование по музыкальной композиции, словесное рисование.

Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Занятия проводятся в занимательной, интересной детям форме, по возможности основываясь на сюжетном построении.

Надо отметить и тот факт, что дети, принимающие активное участие в подготовке музыкальных театральных представлений, стали отличать большей коммуникативностью, творческим отношением и подходу к любому делу, умением перевоплощается, пользоваться разнообразными жестами, мимикой, передавать характер и настроение музыкальных произведений, их речь более ясная, выразительная, эмоционально-насыщенная.

Реализуя принципы ФГОС ДО, мы ставим игру, как естественную и основную деятельность, в процессе которой ребёнок познаёт жизнь, а так же, меньше всего утомляется, и поэтому интерес и внимание у него в игре держится дольше, чем в специально обучающих упражнениях.

Анализируя опыт работы ведущих педагогов и свой собственный, можно сделать вывод, что правильно организованная театральная деятельность в детском саду позволяет решить многие актуальные педагогические проблемы, связанные с развитием личности каждого ребенка.

Результаты внедрения данной методики в практику.

1. Обобщила и систематизировала теоретический материал. Изучила опыт других педагогов. Подобрала практический материал.

2. Сделала коллекцию аудиоспектаклей

3. Провожу занятия, праздники, развлечения с использованием данной технологии.

4. Подобрала материал для консультаций воспитателей и родителей

5. Наблюдается положительная динамика в развитии музыкальных способностей дошкольников, дети активно проявляют фантазию и актёрские способности.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаДидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Формирование музыкального слуха и музыкального вкуса у детей дошкольного возраста с помощью музыкальной игрыФормирование музыкального слуха и музыкального вкуса у детей дошкольного возраста с помощью музыкальной игры План исследования: Формирование музыкального слуха и музыкального вкуса у детей дошкольного возраста с помощью музыкальной игры Актуальность.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы у детей раннего возраста через пальчиковые и тактильные игры Первоначальный жизненный опыт общения ребенок получает в раннем возрасте, и от того, каким он будет, зависит его будущее отношение и взаимодействие.

Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами оригами Пояснительная записка Детям очень нравится работать с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму. Она легко рвётся, мнётся,.

Опыт работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельностиОпыт работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности Эмоции выражают отношение человека к тому, что он познает, к поступкам, к окружающему миру. Ребенок реагирует на все происходящее эмоциями.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельностиРазвитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальной куклотерапии
Опубликовано: 13 октября 2022 в 12:03
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД