Папки-передвижки

Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников в процессе организации физкультурно-оздоровительной деятельности

ТАТАРНИКОВА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА
Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников в процессе организации физкультурно-оздоровительной деятельности

Сохранение и укрепление здоровья детей – главная задача современного общества. Охране здоровья детей посвящена отдельная статья Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273- ФЗ, в которой говорится о том, что «организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ организуют и создают условия для охраны здоровья обучающихся, для профилактики заболеваний и оздоровления детей, для занятия ими физической культурой и спортом, пропагандируют и обучают навыкам здорового образа жизни»(глава 4, статья 41)

Публикация «Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников в процессе организации физкультурно-оздоровительной деятельности» размещена в разделах

Согласно данным НИИ педиатрии сегодня только 14% детей можно назвать условно здоровыми, то есть не имеющими патологий, серьёзных психологических и физических заболеваний, в то время как порядка 40% страдают хроническими заболеваниями практически с самого рождения, а 50% имеют нарушения в физическом развитии. Неутешительная статистика, правда? И это только официальные данные. В реальности же дела могут обстоять гораздо хуже.

Актуальность данной темы проявляется в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. По результатам обследования в последнее время наблюдается снижение показателей уровня здоровья детей, их физического развития. Недостаточная двигательная активность – гипокинезия – отмечается у совсем маленьких детей. Конечно, в первую очередь от гипокинезии страдает мышечная система, снижается тонус мышц. Тем самым способствует нарушению осанки, кровообращения, сердечнососудистой системы, функции дыхания, центральной нервной системы

ФГОС дошкольного образования ставит первоначальной задачей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, а также их эмоционального благополучия.

Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остаётся актуальной. Как же нужно воспитывать ребёнка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым (педагогам и родителям) нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребёнка, решать системно и сообща.

Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья детей.

Анализируя данные посещения детьми нашего дошкольного учреждения за 2015-2016 года, мы пришли к выводу, что процент заболеваемости детей возрос.

Год. Процент заболеваемости

2014. 36%

2015. 43%

2016. 43%

Это небольшое исследование состояния здоровья наших воспитанников позволило нам прийти к выводу о том, что главная задача, стоящая перед нами, снижение риска развития хронических заболеваний, укрепление и развитие имеющегося ресурса здоровья.

Таким образом, одним из направлений в своей работе я выделила введение здоровьесберегающих технологий в организованную образовательную деятельность, в формировании здорового образа жизни.

Цель работы: Обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Создать условия для сохранения и совершенствования здоровья ребенка – дошкольника.

Задачи:

1. Сохранение здоровья детей, повышение двигательной активности и умственно работоспособности;

2. Создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения;

3. Обеспечить условия для сохранения и совершенствования здоровья;

4. Сформировать необходимые знания для здорового образа жизни;

5. Научить использовать полученные знания в повседневной

Основные принципы работы:

• Не навреди» — Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка

• научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик)

• доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей)

• активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников)

• сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью)

• систематичности (подчинение комплекса медико–педагогических воздействий четко определенной цели)

• целенаправленности (подчинение комплекса медико-педагогических воздействий четко определенной цели)- оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки).

Работа реализуется через следующие разделы:

• укрепление материально – технической базы ДОУ.

• работа с детьми.

• работа с родителями.

Укрепление материально – технической базы:

В спортивном зале имеется: гимнастическая скамейка, мячи, обручи, мешочки с песком, кегли, скакалки, гимнастические палки.

Приобрели: массажные коврики для профилактики плоскостопия, массажеры для стоп. Своими руками сделали дорожки здоровья.

В группе есть различные виды картотек: подвижные игры, картотека физкультминуток и пальчиковых игр, дидактические, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна, комплекс кинезиологических упражнений, утренняя гимнастика, упражнения по профилактике плоскостопия и нарушения осанки, зрительная гимнастика, комплексы самомассажа, ритмопластики, релаксационные упражнения, артикуляционная гимнастика.

В группе имеется спортивный уголок, где дети занимаются самостоятельно, так и под наблюдением педагогов.

Работа с детьми.

Работа с детьми осуществляется воспитателями, помощниками воспитателей, старшим воспитателем. Она включает в себя: диагностику; полноценное питания; организацию двигательной активности; создание условий организации оздоровительных режимов для детей; создание представлений о здоровом образе жизни.

1. Диагностику проводят: воспитатели групп.

2. Принципы организации полноценного питания:гигиена приема пищи; выполнение режима питания; ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания; индивидуальный подход к детям во время питания. Чесночно-луковые закуски, соки, фрукты.

3. Закаливание детей включает систему мероприятий: элементы закаливания в повседневной жизни (умывание прохладной водой, проветривание помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе);

Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с детьми:

1. технологии сохранения и стимулирования здоровья :

•Ритмопластикапроводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин.

• Подвижные и спортивные игр — проводятся ежедневно, как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой, со средней степенью подвижности.

• Релаксация. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.

• Пальчиковая гимнастика— проводится индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

•Гимнастика для глаз— проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

• Дыхательная гимнастик — обеспечить проветривание помещения. Проводится после интенсивных физических упражнений, как часть утренней гимнастики или НОД по физ. воспитанию.

• Гимнастика после сна

• Артикуляционная гимнастика— Профилактике и коррекции речевых нарушений с детьми. Проводится перед НОД по речевому развитию.

Физкультминутки -на каждой образовательной деятельности.

2. технологии обучения здоровому образу жизни :

• Утренняя гимнастика — проводится ежедневно 6-8 мин. Три дня общая, четверг, пятница – оздоровительная по профилактике плоскостопия и нарушения осанки, хождение по «дорожке здоровья»

Физкультурные занятия — проводятся 2-3 раза в неделю в спортивном зале – 25-30 мин.

• Самомассаж — проводится в игровой форме ежедневно, в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях.

• Активный отдых — физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья».

• Дидактические игры- проводятся в свободное время

Работа с родителями.

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями.

Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность.

С родителями была организована следующая работа :

• Участие в спортивных мероприятиях.

Оформлен стенд по валеологическому просвещению родителей в создании экологической и психологической среды в семье.

• Включение родителей в воспитательно – образовательный процесс.

Оформлены папки-передвижки «Здоровое питание», «Зимние (летние) виды спорта».

Оформлен фотостенд «Спортивная семья»

Результаты работы:

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Трудомкость использования данного опыта заключается впланировании системы работы ориентированной на каждого ребнка.

Анализ результативности.

Анализ проведенных методов диагностики позволил сделать вывод о том, что уровень представлений дошкольников о ЗОЖ в основном находиться на среднем и низком уровне.

Снижено количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний.

У детей сформированы навыки личной гигиены, желание вести здоровый образ жизни (быть на свежем воздухе, заниматься спортивными играми, улучшать свои результаты по освоению основных видов движений, испытывать чувство радости и удовольствия от состояния быть здоровым)

Теоретическая база опыта.

1. Зимонина В. А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М. ;ВЛАДОС,2003

2. Колабанов В. В. Валеология – СПб: Деан, 200

3. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005

4. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М. : 2004

5. Чупаха И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003

Публикации по теме:

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА.

Формирование безопасного образа жизни у старших дошкольников Статья на тему: Формирование безопасного образа жизни у старших дошкольников Формирование безопасного образа жизни в детском саду в основном.

Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников в условиях введения ФГОС ДО (из опыта работы) Состояние здоровья детей является одной из важных проблем нашего общества, а также дошкольных образовательных организаций. По статистике,.

Формирование здорового образа жизни детей раннего возраста Введение 1. Проблемы формирования здорового образа жизни и содержание понятия "здоровый образ жизни" 2. Формирование у ребенка осознанного.

Презентация «Формирование здорового образа жизни дошкольников» Формирование здорового образа жизни не осуществляется по частям и только лишь на основе знаний о нем, а носит целостный характер. Процесс.

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Здоровье – это большой дар. Когда мы говорим о здоровье детей, речь идет.

Программа внеурочной деятельности по курсу «Формирование здорового образа жизни у детей» «Школа докторов здоровья» Пояснительная записка Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.

План по самообразованию «Формирование основ здорового образа жизни» Папка по самообразованию Воспитателя старшей группы МКДОУ № 47 Маловой Олеси Викторовны. Тема: «Формирование основ здорового образа.

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Автор статьи: Ким Елена Александровна, воспитатель 1 квалификационной категории, МБДОУ МО Д/С № 202 ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников. Викторина «Азбука здоровья» Викторина «Азбука здоровья». Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников Викторина «Азбука здоровья» (по формированию ЗОЖ).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников в процессе организации физкультурно-оздоровительной деятельности
Опубликовано: 26 ноября 2017 в 20:36
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД