Получи документы

Формы, методы и приёмы для формирования звуковой культуры речи у дошкольников

оксана кудря
Формы, методы и приёмы для формирования звуковой культуры речи у дошкольников

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры.

Звуковая сторона речи – средство, позволяющее каждому из участников речевого общения передавать другим: содержание своих мыслей, задавать вопросы, договариваться со сверстниками.

Неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

Условия формирования у детей навыков правильного звукопроизношения

1. Благоприятная речевая среда

2. Хорошо поставленное речевое дыхание

Публикация «Формы, методы и приёмы для формирования звуковой культуры речи у дошкольников» размещена в разделах

3. Развитие фонематического слуха

4. Развитие артикуляционной моторики

5. Развитие мелкой моторики

Развитие речевого дыхания

Правильное носовое дыхание - способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.

Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения и речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.

Способы выполнения:

Через нос набирать воздух.

Не поднимать плечи.

Выдох должен быть плавным и длительным.

Не надувать щеки.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух — это способность ребёнка выделять и различать звуки (фонемы) родного языка.

Недостаточное развитие фонематического слуха тормозит процесс звукообразования у ребёнка. Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить, т. к. они чётко воспринимают все звуки нашей речи — фонемы. У других детей фонематическое восприятие надо развивать.

Этапы развития фонематического слуха:

развитие неречевого слуха;

развитие речевого слуха;

развитие навыка элементарного языкового анализа и синтеза слов.

Игровые упражнения для развития фонематического слуха

Первый этап - узнавание неречевых звуков (различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха).

«Угадай, что звучало?» : внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало.

«Шумящие мешочки» : вместе с ребенком насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки; ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

«Волшебная палочка» : взяв карандаш или палку любого назначения, постучать ей по разным предметам в доме (волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску). Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

Игровые упражнения для развития фонематического слуха

Второй этап - узнавание речевых звуков.

«Угадай чей голос?» : ребёнок с закрытыми глазами отгадывает по голосу, кто из членов семьи его позвал.

«Скажи, как я!» : ребёнок должен внимательно слушать, как взрослый произносит слова, и произносить (повторять) их так же (отчетливо, с соответствующей степенью громкости).

«Громко-тихо» : ребенок должен повторить слово, которое назвал взрослый, изменяя громкость звучания: громко или тихо.

«Рифмочки» : ребёнок должен подобрать слово похожее на то, которое назвал взрослый (мишка - мышка, подушка - лягушка и т. д.).

Развитие артикуляционной моторики

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц, следовательно, они поддаются тренировке. Артикуляционная гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

Занятия артикуляционной гимнастикой позволят детям и научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Развитие мелкой моторики

Мелкая моторика – движения и действия кистями и пальцами рук.  В головном  мозге  человека  центры,  отвечающие  за  речь  и движения пальцев  рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкие движения рук и активизируя  тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе.

Массаж кистей рук и пальцев

Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Продолжительность массажа 3-5 минут; проводится несколько раз в день. Массаж включает в себя следующие типы движений:

- поглаживание: совершается в разных направлениях;

- растирание: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее);

вибрация: нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев.

Приёмы массажа :

- поглаживать и растирать ладони вверх-вниз, круговыми движениями;

- разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперек;

- растирать пальчики спиралевидными движениями;

- сжимать пальцы в кулачок и разгибать (кроме большого);

- сгибать и разгибать каждый пальчик по отдельности;

- сгибать и отводить в стороны большой палец.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика – это пассивные или активные движения пальцами рук. Для дошкольников пальчиковая гимнастика организуется в виде игр и игровых упражнений.

Правила, выполнения пальчиковой гимнастики

Сначала все упражнения выполняются медленно, отрабатывается чёткость каждого движения, затем темп постепенно ускоряется.

При проведении игр с пальчиками необходимо следить, чтобы у локтя ребенка постоянно была опора, таким образом мышечная нагрузка направляется на кисть.

При выполнении упражнения сначала работает одна рука, затем другая, потом обе; нагрузка на левую и правую руки ребенка должна быть равномерной.

Пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, поэтому должна быть использована ежедневно.

Полезность таких игр и занятий состоит в следующем:

тренировка пальцев рук;

способствует развитию памяти, мышления, внимательности, синхронизации работы полушарий мозга;

пальчиковая гимнастика – это точечный массаж;

совершенствует речевые навыки ребенка;

осуществляется подготовка руки дошкольника к письму;

Публикации по теме:

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» ЧАСТЬ 3Консультация для педагогов на тему "Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников". СЛАЙД.

Консультация для воспитателей «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду»Консультация для воспитателей «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду» Изобразительная деятельность - один из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умение замечать красивое в явлениях природы, жизни.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

НОД по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группеНОД по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группе Звуковая культура речи: Звук [К].Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество». Цель: Развивать.

План по самообразованию «Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе» План по самообразованию на 2015-2016 учебный год. Воспитателя старшей группы №4 Кормителевой Лорэны Эдуардовны. Тема: «Воспитание звуковой.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.

Эффективные методы и приёмы по профилактике нарушения осанки и плоскостопия у дошкольников Мы часто слышим выражение «Движение – это жизнь!», но мало кто задумывается о том, что это действительно так, ведь движение необходимо нам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы, методы и приёмы для формирования звуковой культуры речи у дошкольников
Опубликовано: 21 сентября 2021 в 12:32
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД