Лучший педагог года

Рабочая программа педагога-психолога в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Элина Агапова
Рабочая программа педагога-психолога в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа педагога-психолога (далее Программа) разработана на основе :

-Адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования Групп компенсирующей направленности №7,8,9 МБДОУ д/с№4;

Публикация «Рабочая программа педагога-психолога в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)» размещена в разделах

-Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н. В. Нищевой.

-Адаптированной основной общеобразовательной программы группы компенсирующей направленности №10;

-Примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под редакцией Л. В. Лопатиной.

Реализуется в группах компенсирующей направленности для детей с ОНР, имеющих протоколы ПМПК с соответствующим заключением.

Программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога в соответствии с пятью образовательными областями: «социально коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое», «физическое развитие» и с учётом направлений работы : психологическая профилактика и просвещение, психодиагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование.

Программа обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования.

Приоритетным является обеспечение единого процесса социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Деятельность педагога-психолога ДОУ направлена, с одной стороны, на создание условий для реализации возможностей развития ребёнка в дошкольном возрасте, а с другой стороны, на содействие становлению тех психических новообразований, которые создают фундамент развития в последующие возрастные периоды.

Предметом деятельности педагога-психолога выступают целевые ориентиры, формируемые на протяжении дошкольного возраста в специфических для каждого возраста условиях жизни и деятельности воспитанников.

На основе программы педагог-психолог составляет годовой план работы, осуществляет перспективное и календарное планирование своей деятельности с учётом конкретной образовательной ситуации.

Нормативно – правовой основой для разработки Программы являются :

• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.3648 -20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

• Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

Содержание программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОУ. В программу входит три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

1.2. Цель и задачи программы

Программа предназначена для обучения и воспитания детей 3-7 лет, принятых в дошкольное учреждение. Программа является коррекционно-развивающей.

Цель программы : оказание психолого-педагогической помощи воспитанникам групп компенсирующей направленности, создание условий становления личности детей и достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения адаптированных основных образовательных программ МБДОУ детский сад №4.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья воспитанников компенсирующих групп, в том числе их эмоционального благополучия;

2. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения по освоению воспитанниками компенсирующих групп адаптированных программ МБДОУ д/с №4

3. Определение индивидуальных образовательных потребностей детей, обусловленных уровнем их речевого развития и степенью выраженности нарушения;

4. Содействие полноценному развитию личности воспитанников, обеспечение их успешной адаптации и социализации;

5. Обеспечение психологически комфортного климата, создание развивающей образовательной среды;

6. Профилактика и преодоление отклонений в развитии и воспитании детей;

7. Содействие развитию психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, развития и обучения детей, посредством консультативной и просветительской работы

1.3. Принципы и подходы к формированию программы

1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач. Задачи коррекционной программы сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей); профилактического; развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).

2. Единство диагностики и коррекции. Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционноразвивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.

3. Приоритетность коррекции каузального типа. В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития. Каузальная – предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При несомненной значимости обоих типов коррекции приоритетной следует считать каузальную.

4. Деятельностный принцип коррекции. Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.

5. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка. Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.

6. Комплексность методов психологического воздействия. Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования, как в обучении, так и воспитании детей с нарушениями речи всего многообразия методов, приемов, средств.

7. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком. Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности. Важным условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности непосредственно на занятиях будет являться, насколько последовательно реализуются дидактические принципы.

1.4. Психолого-педагогическая характеристика воспитанников

МБДОУ д/c № 4 содержит 4 группы компенсирующей направленности :

-группа № 7 компенсирующей направленности младшего возраста (от 3 до 4 лет,

-группа №8 компенсирующей направленности среднего возраста (от 4 до 5 лет,

-группа №9 компенсирующей направленности старшего возраста (от 5 до 6 лет,

-группа №10 компенсирующей направленности подготовительного к школе возраста (от 6 до 7 лет).

Публикации по теме:

Час двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речиЧас двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи Тема: "Волшебный цветик-семицветик". Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации.

Игра «Оживи картину. Зима» по развитию речи у детей компенсирующей направленности с ТНР 5–7 летИгра «Оживи картину. Зима» по развитию речи у детей компенсирующей направленности с ТНР 5–7 лет Игра "Оживи картину. Зима" по развитию речи у детей компенсирующей направленности с ТНР 5 - 7 лет. Цель: развитие лексико - грамматической.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Конспект долгосрочного игрового проекта «Клуб исследователей» в группах компенсирующей направленности для детей 5–7 лет (ЗПР) Конспект долгосрочного игрового проекта «Клуб исследователей» в группах компенсирующей направленности для детей 5-7 лет (ЗПР) общеразвивающей.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Развлечение к Дню космонавтики «Путешествие в космос» в группе компенсирующей направленности детей с нарушением речиРазвлечение к Дню космонавтики «Путешествие в космос» в группе компенсирующей направленности детей с нарушением речи Развлечение к Дню космонавтики для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос»Цель: Приобщение детей к здоровому образу.

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звукамиОпыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа педагога-психолога в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
Опубликовано: 12 декабря 2022 в 09:34
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД