Папки-передвижки

Конспект занятия «Хлеб — наше богатство, всему голова!»

Валентина
Конспект занятия «Хлеб — наше богатство, всему голова!»
▼ Скачать + Заказать документы

Хлеб – наше богатство, всему голова!

Цель: определить значение хлеба в нашей жизни.

Задачи:

• познакомить детей с заповедями русского народа о хлебе; показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека;

• воспитывать бережное отношение к хлебу;

• развивать умение самостоятельного применения знаний в различных ситуациях.

Публикация «Конспект занятия „Хлеб — наше богатство, всему голова!“» размещена в разделах

Оборудование: Запись песни “Хлеб - всему голова” муз. В. Темнова; пословицы о хлебе, собранные детьми; тексты для чтения, Видео - Василий Лановой читает стихи - "ХЛЕБ.

Для игры «Узнай по вкусу» поднос с хлебными изделиями. (Хлеб ржано-пшеничный «Дарницкий», Круглый «Ленинградский», формовой, подовый ржаной, батон, булочки с маком, хлеб «Бородинский», лаваш, батон с отрубями)

Ход занятия

I. Организационный момент

Звучит песня В. Темнова “Хлеб – всему голова” (куплет и припев).

Затем тихо читаю стихотворение:

Положит в землю Человек зерно,

Прольётся Дождь- зерно орошено.

Крутая Борозда и мягкий Снег

Зерно укроют на зиму от всех.

Весною Солнце выплывет в зенит,

И новый колосок позолотит.

Колосьев много в урожайный год

И человек их с поля уберёт.

И золотые руки Пекарей

Румяный хлеб замесят поскорей

А женщина на краешке доски

Готовый хлеб разрежет на куски.

Всем, кто лелеял хлебный колосок

По совести достанется кусок.

Я. Аким

Как вы думаете, какие слова могут служить девизом нашего занятия о хлебе? (Дети отвечают). «Хлеб всему голова». Почему? Что представляет себе каждый из вас при слове хлеб? (Ответы детей)

II. Основная часть.

Все правильно, сегодня мы с вами говорим о хлебе, нашем главном богатстве. Давайте послушаем сообщения которые вы подготовили.

1 ученик - «История хлеба»

Когда и где родился хлеб? Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелегкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками пшеницы, ржи, овса, ячменя. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле их вырастает больше.

Долгое время люди употребляли в пищу, зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Ее в наше время еще употребляют в виде хлебной похлебки в некоторых странах Африки и Азии. У дикорастущей пшеницы зерна с трудом отделялись от колоса. И, чтобы облегчить извлечение их, древние люди сделали еще одно открытие. К тому времени человек уже научился добывать огонь и применял его для приготовления пищи. Было подмечено, что подогретые зерна легче отделяются от колосьев. Собранные злаки начали нагревать на разогретых камнях, которые помещали в вырытые для этого ямы. Случайно человек обнаружил, что если перегревшиеся зерна, то есть поджаренные, раздробить и смешать с водой, каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба.

Примерно шесть с половиной - пять тысяч лет назад человек научился возделывать и культивировать пшеницу и ячмень. В то время изобрели ручные мельницы, ступки, родился первый печеный хлеб. Археологи предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Плотные подгорелые куски бурой массы мало напоминали современный хлеб, но именно с того времени и возникло на земле хлебопечение.

Когда древний человек с великим трудом взрыхлил землю, посеял зерно, собрал урожай и испек из него хлеб, тогда он обрел и родину. Прошло еще много времени и свершилось еще одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб со сброженного теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста. Так, 5-6 тысяч лет назад в Древнем Египте было положено начало развитию хлебопекарного производства.

https://ogorodland.ru/kulinarnye-sovety/istoriya-xleba-kak-i-gde-ispekli-pervyj-xleb/

А теперь поговорим о национальных сорта хлеба

2 ученик - «Национальные сорта хлебобулочных изделий России»

До того, как в России появилась картошка, хлебобулочные изделия являлись основным продуктом который формировал рацион населения страны. Для русских людей хлебные изделия символизируют плод великого труда, достатка и уважения ко всем тем, кто выращивает и производит изделия из муки.

Хлеб для всех народов которые проповедуют христианство является великим религиозным символом, поскольку под видом хлеба в церковной практике условно говоря - вкушают тело Спасителя Иисуса Христа.

На протяжении столетий мастерство выпекать хлеб в России имело исключительное развитие, благодаря чему были созданы различные виды традиционной выпечки.

Любимая выпечка в России

Сложно сосчитать, сколько рецептов приготовлений изделий из теста существует в традиционной русской кухне - постные и сдобные, ржаные и пшеничные, с различными начинками и без. К самым востребованным видам хлебобулочных изделий в данный момент в России относят формовой пшеничный прямоугольный хлебушек, хлеб ржаной и пшеничный батон, производство которых промышленно налажено на хлебозаводах.

Самыми известными мучными изделиями из России, о которых известно во всем мире являются оладьи, бублики и традиционные русские блины.

Традиционным и самым любимым русским хлебом принято считать – "Бородинский хлеб", приготовленный на основе ржаной муки. Оптимальной классической закваской для такого вида хлеба служат остатки теста на стенках посуды, в которой замешивали в прошлый раз опару. Биохимические исследования доказали, что такой вид хлеба лучше усваивается, а хрустящая корочка является важнейшим источником пополнения организма человека витамином В1.

Из всех видов хлеба, который выпекают на основе муки из белых сортов пшеницы, самым востребованным является - "Калач". Эта выпечка принадлежит к разновидности ситных хлебов, приготовленная из высокосортной, тонкой и очень сухой муки, имеет пышный внешний вид и наделена мягкой корочкой с приятным и тягучим хлебным мякишем.

"Русские пироги" – это традиционно русская выпечка, дошедшая до нас из глубины веков и не поддавшаяся иностранному влиянию. В качестве начинки для пирогов используют – различные ягоды и фрукты, а также рис, картофель, мясо, рыбу, лук, морковь, капусту, грибы.

"Шаньга" - пироги округлой формы, приготовленные из пшеничной, ржаной и ржано-пшеничной муки. Главное отличие шаньги от пирогов является то что начинка расположена с верху, а не внутри изделия, которая во время приготовления покрывается естественными трещинками. Традиционными начинками для шаньги принято считать картофельное пюре, помазку из черемухи, пшеничную кашу, горох, сметану.

Исконно русская выпечка – "Расстегаи" готовят на основе дрожжевого теста с различными начинками (рис, яйцо, рыба, мясо, картофель, грибы). Внешний вид изделия имеет форму пирожка в виде лодочки с отверстием сверху, которое способствует оптимальному пропеканию внутренней начинки и теста.

https://sladik.net/rossiya.html

Читаю стихотворение:

Вот он - хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой; Вот он – теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила,

В нем душевное тепло;

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Валентина Познякова

Предлагаю игру: «Узнай по вкусу»

Всем присутствующим, с закрытыми глазами, по вкусу, необходимо определить хлебобулочное изделие.

Физкультминутка для глаз – (наблюдаем за полетом птицы над хлебным полем, под песнь жаворонка)

В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы

Хлеб – дар божий”,- говорит русский народ о хлебе и с почтительностью относится к этому дару, “Худ обед – коли хлеба нет”, “Хлеба ни куска, так и в тереме тоска - а хлеба каравай – так и под елью рай”

Послушаем пословицы и поговорки которые подготовили ребята

3 ученик:

-Береги хлеб для еды, а деньги для беды.

богат мужик, да без хлеба — не крестьянин.

-У нищего хлеб на уме, у скупого и корочки на счету.

-Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.

-Человек хлебом живет, а не промыслом.

-Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

-Палата бела, а без хлеба в ней беда.

-Хлеб – дар божий, отец, кормилец.

4 ученик:

-Не в пору и обед, коли хлеба нет. -Хлеб черствый – обед честный. -Был бы хлеб, а зубы сыщутся.

-Была бы голова на плечах, а хлеб будет.

Поговорим о нравственном отношении к хлебу.

Для чего нужен хлеб? (Дети отвечают)

Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины. Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба. И ничто в нашей жизни нам не заменит хлеб.

-Наши предки учили: “При сытости помни голод”. Хлеб у нас есть, он необходим каждый день. Но вкус его почувствуешь по-настоящему тогда, когда попытаешься представить себе, что пережила Россия в годы неурожаев и в военное время.

-Тогда в 1942г вот таким был суточный паек ленинградца (жителя г. Ленинграда – сейчас г. Санкт Петербурга)(показываю) :

125г служащему, 200г рабочему – норма блокадного Ленинграда. Кроме кусочка хлеба кушать было нечего не 1 день, а недели и месяцы.

Что такое блокадный хлеб? 125 граммов на человека. В нем пищевой целлюлозы 10 процентов, жмыха - 10, обойной пыли - 2, выбоек из мешков - 2, хвои - 1, муки ржаной обойной - 75 процентов. Формы для выпечки смазывали соляровым маслом. Не будь хлеба - не было бы и Победы!

Сопереживать людям, брать на себя их душевную боль – значит понимать ценность хлеба и при сегодняшнем обилии хлеба – потерять его, бояться.

Нравственное отношение к хлебу - отношение бережное. А у нас нередко наблюдаешь картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельство безнравственного поступка. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий.

Давайте послушаем стихотворение «Хлеб», в исполнении Василия Лонового

Мне хочется прочитать вам стихотворение Нины Самковой «О хлебе», которое заставляет о многом задуматься и многое переосмыслить. По

(Видео - Василий Лановой читает стихи - "ХЛЕБ" (музыка В. Моцардо) youtube.com)

.

Что вы чувствуете? Какие слова о хлебе и отношении к нему вам хочется сказать? (ответы, высказывания детей)

III Итог:

Сейчас всё это в прошлом: голодомор, война, голодные послевоенные годы. Но разве и сегодня не достойно уважения бережное отношение к хлебу? Каждый человек, знающий свою историю, любящий свой народ, не может небрежно отнестись к хлебу. Беречь его должны не только те, кто сеет, убирает, хранит зерно в закромах, выпекает из него хлеб, а каждый из нас ежедневно обязан помнить, что хлеб - бесценное сокровище. Бережливость, уважение к хлебу не от скупости, не от бедности. Мы знаем, что в хлебе заложен не только труд наших современников - земледельцев, в нем пот и кровь предков. Хлеб - общее богатство, хлеб - всему голова!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Хлеб — всему голова» в старшей группеКонспект занятия «Хлеб — всему голова» в старшей группе "Хлеб- всему голова!"Конспект занятия в старшей группе. Задачи: -закреплять представления детей о процессе выращивания хлеба и изготовления.

Фотоотчет «Хлеб всему голова»Фотоотчет «Хлеб всему голова» Добрый день уважаемые коллеги! Ежегодно наше МБДОУ детский сад №2 " Теремок " заключает договор с МБУК "Дом Семена ложкаря". Научные музейные.

Фотоотчет «Хлеб всему голова»Фотоотчет «Хлеб всему голова» Фотоотчет "Хлеб всему голова". В нашей жизни мы очень часто не замечаем мелочей! А наши дети совсем не такие – они видят и птичку, которая.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе «Хлеб — всему голова»Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе «Хлеб — всему голова» Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе «Хлеб – всему голова». Подготовили и провели: воспитатель Пантюхова.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Хлеб — всему голова» в подготовительной группе "Кто хлебушком не дорожит, Тот мимо жизни пробежит"Основными задачами моего занятия стали: 1. Расширение знаний об окружающем мире. 2. Воспитывать.

Конспект НОД «Хлеб — всему голова» (старший дошкольный возраст)Конспект НОД «Хлеб — всему голова» (старший дошкольный возраст) Конспект НОД. Тема: «Хлеб всему голова». По составлению технологической карты в соответствии с требованиями ФГОС Цель: Развивать любознательность.

Конспект НОД в разновозрастной средне-старшей группе «Хлеб — всему голова»Конспект НОД в разновозрастной средне-старшей группе «Хлеб — всему голова» .

Конспект совместной деятельности логопеда с детьми подготовительной группы «Хлеб — всему голова» Цель: Продолжать воспитывать у детей бережное отношение к хлебу. Задачи: 1. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Конспект совместной партнёрской деятельности по образовательной области Познавательное развитие «Хлеб — всему голова» Конспект совместной партнёрской деятельности по образовательной области Познавательное развитие на тему «Хлеб - всему голова» в подготовительной.

Проект «Хлеб — всему голова!»Проект «Хлеб — всему голова!» Среднесрочный проект для подготовительной группы. Тип проекта: информационно – познавательный, творческий. Участники проекта: дети подготовительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Хлеб — наше богатство, всему голова!»
Опубликовано: 1 апреля 2020 в 11:51
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Хлеб — наше богатство, всему голова!»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина (УИ 997656) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД