Бабаева Наталия Владимировна .
Художественная литература как метод знакомства с природой детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Детская книжка о природе, воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства. Образное описание пышного цветения садов, разноцветия лугов, причудливых деревьев помогает формировать эстетическое отношение ребенка к природе, любить ее. С помощью книжки можно узнать о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических зон, уточнить и конкретизировать имеющиеся представления о предметах, явлениях, самое главное с помощью книги можно повысить интерес ребенка к природе.
Публикация «Художественная литература как метод знакомства с природой детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2017
Детская природоведческая литература полезна в работе с детьми всех возрастных групп. Но нужно умело сочетать художественное слово с непосредственными наблюдениями детей.
Природоведческую книжку можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста с разными целями. Чтение небольшого рассказа, сказки предшествует наблюдению, помогая вызвать интерес к нему. Ранней весной, когда появляются первые кустики мать-и-мачехи, можно прочитать детям коротенькое описание этого растения из рассказа Н. М. Павловой «Ранняя весна». После чтения у детей возникает интерес к этому растению, внимание их направлено на то, что и как наблюдать.
Перед тем как познакомить детей с защитными свойствами снега и состоянием растений зимой, прочитать рассказ «Под снегом на лугу». Ребята узнают о том, что растения зимой не погибают, а только прекращают свой рост. Проверка сведений, полученных из этого рассказа, становится задачей наблюдения на прогулке.
Во время наблюдения зимой за льдом, снегом, погодой можно загадывать загадки. Природоведческую книжку читать детям и после наблюдения. Это помогает подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных явлений.
При ознакомлении детей с природой используют рассказ воспитателя, чтение художественной природоведческой книги, беседу. Словесными методами решается проблема повышения интереса детей к природным явлениям, жизни животных и растений, к окружающему миру.
Словесные методы необходимо сочетать с наглядными, использовать картины, диа- и кинофильмы. Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе. С помощью словесных методов систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия.
При использовании словесных методов воспитатель учитывает способность детей к пониманию речи, длительному произвольному вниманию и сосредоточению на содержании, передаваемом словом, а также наличие у них ярких конкретных представлений о том или ином явлении или факте, которые будут предметом обсуждения, уточнения, систематизации.
В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, природоведческая книга для детей должна быть одновременно и художественной. В этом ее особенность.
Детская книжка о природе используется педагогом, прежде всего в воспитательных целях. Являясь видом искусства, она воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства. Образное описание пышного цветения садов, разноцветья лугов, причудливых деревьев помогает формировать эстетическое отношение ребенка к природе, любить ее. Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности. Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет их присматриваться к окружающей природе.
В руках воспитателя детская книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она выводит за пределы наблюдаемого и тем самым расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно. СПриродоведческая книга раскрывает детям явления неживой природы, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе [19].
Основоположниками советской детской природоведческой книжки являются В. В. Бианки и М. М. Пришвин. Книги В. Бианки учат детей научному видению природы. В основе каждого рассказа, сказки, созданных В. Бианки, лежат точные факты, научные сведения об окружающей природе. Произведения В. Бианки помогают воспитателю в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы : многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, взаимодействия среды и организма и др. Так, сказка «Первая охота» В. Бианки знакомит маленьких детей с таким сложным явлением в природе, как мимикрия, показывает разнообразные формы защиты животных: одни ловко обманывают, другие прячутся, третьи пугают и т. д. Интересны сказки В. Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты». Они позволяют раскрыть обусловленность строения того или иного органа животного средой его обитания, жизненными условиями. Воспитатель использует произведения В. Бианки и для того, чтобы показать ребенку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии. Произведения В. Бианки «Лесная газета», «Наши птицы», «Синичкин календарь» повышают интерес детей к сезонным изменениям в неживой природе, в жизни растений и разных представителей животного мира.
Пословицы, поговорки, загадки, небольшие стихи предлагаются детям в процессе наблюдения. Образный язык их помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы. Во время наблюдения зимой за льдом, снегом, погодой воспитатель загадывает загадки: Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно; Ни в огне не горит, ни в воде не тонет; использует пословицы: Береги нос в большой мороз; Мороз не велик, да стоять не велит и др.
Использование природоведческой литературы в процессе наблюдения помогает детям правильно воспринять и понять окружающий мир природы, связать его со своим опытом. Для этого полезны короткие сообщения из «Лесной газеты» В. В. Бианки, «Сорочьих тараторок» Н. Сладкова и др.
Природоведческую книжку воспитатель читает детям и после наблюдения. Это помогает подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных явлений.
Чтение детской природоведческой книги может быть и самостоятельным методом ознакомления с природой с обязательной беседой после чтения. В беседе после чтения книги важно помочь детям понять смысл произведения, полнее и глубже освоить его содержание. Поэтому беседа не должна строиться на пересказе прочитанного текста. Главное внимание здесь следует уделять раскрытию связей между явлениями, осмыслению фактов. Запас ранее приобретенных знаний влияет на усвоение детьми новых сведений. Поэтому в беседе следует устанавливать связи личного опыта с новыми знаниями. Обязательное требование к беседе - сохранить у детей непосредственность впечатлений от художественных образов. Это достигается с помощью вопросов от лица героя при использовании в вопросах образов рассказа, сказки.
Для выявления роли художественных произведений в работе по ознакомлению дошкольников с природой можно проанализировать следующее выражение: «Восприятие дошкольника - это способность создавать или воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под влиянием реальных предметов и художественных произведений, в том числе образы природы».
Педагогов всё больше заботит отставание эмоционального развития современных детей и подростков. Причём наблюдается оно не только в семьях, где дети растут, как сорная трава, но и там, где ими достаточно много занимаются. О ранней интеллектуализации, тормозящей развитие эмоций, говорилось не раз. Но ею дело не ограничивается.
Как ребёнок может научиться моделям поведения? Так же, как и всему остальному: в основном, подражая тому, что он видит вокруг. И художественная литература играет тут важнейшую роль, ведь яркие художественные образы и увлекательные сюжеты порой на всю жизнь врезаются в память, могут навести на глубокие размышления.
Благотворное влияние природы необходимо соединить со систематическим, глубоко продуманным педагогическим влиянием.
Под влиянием природы, эстетического отношения к ее явлениям у детей развивается художественное мышление, формируются эстетические суждения, т. е. воспитываются вкус, манеры, привычки, мировоззрение.
Таким образом, важным путем эстетического воспитания является организованное, целеустремленное восприятие природы, которое помогает углубить эстетические впечатления
Специфика произведений, рассказывающих о природе, такова, писал К. Д. Ушинский, что в них «многое понимается только чувством и не может быть объяснено умом». Поэтому педагог при чтении стихотворения или рассказа должен обратить внимание не только на его содержание, но постараться раскрыть его настроение и помочь ребенку проникнуться этим настроением.
Чтобы дать ребенку почувствовать красоту поэтического слова, воспитатель должен сам чувствовать ее и уметь передавать в своем исполнении. Нельзя монотонно, невыразительно читать произведение о природе. Пейзажная лирика (например, стихотворение С. Есенина «Берeза») читается мягко, напевно, медленно, она не требует большого числа логических ударений, основными выразительными средствами здесь должны быть темп и пауза.
Исполнение многих прозаических произведений требует, наоборот, быстрого темпа, разнообразных интонаций и логических ударений. Так читаются произведения М. Пришвина, Н. Сладкова, Г. Скребицкого.
При выборе художественных произведений о природе для чтения их детям воспитателю нужно помнить о том, что:
-сообщаемые автором сведения о природе должны быть правильными, реалистичными;
- связи и закономерности природы раскрыты в доступной детям степени;
- произведение должно быть занимательным (интересная фабула, четкая сюжетная линия);
- оно должно быть эмоциональным, насыщенным поэтическими оборотами, выразительными средствами
Воспитатель может широко использовать как сюжетные произведения о природе (В. Бланки, Е. Чарушина, Н. Павловой, Э. Шима, так и описательные (Г. Скребицкого, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова); может читать детям стихи русских и советских поэтов (А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина, в том числе написанные специально для детей (С. Маршака, 3. Александровой, В. Серовой).
Кроме произведений, рекомендованных программой, воспитатель может прочитать детям дополнительно некоторые рассказы из книг: В. Бианки «Лесные сказки и рассказы» Ю. Дмитриев «Большая книга леса», Михайлов «Вот так куколка», Н. Сладков «В лесах счастливой охоты», «Песенки подо льдом», а также рассказы И. Соколова-Микитова, Г. Скребицкого, М. Пришвина.
В процессе ознакомления дошкольников с природой воспитатель использует различные виды деятельности дошкольника : беседы, наблюдения, прогулки, работу в живом уголке и др. Чтением художественных произведений воспитатель может дополнить не только беседы, но и наблюдения, прогулки. Например, во время прогулок в лес педагог читает строчки рассказов М. Пришвина.
Произведения художественной литературы могут быть использованы в самых различных ситуациях., например, при наблюдениями за явлениями природы. Вот дети стоят и смотрят, как на землю падает первый снег, как становится его все больше и больше, и уже нельзя различить отдельных снежинок, потому что целые хлопья снега падают на землю, кусты, деревья, крыши домов. «А давайте, - предлагает воспитатель, - вспомним стихи о зиме, которые мы учили в прошлом году». Дети вспоминают: «В поле вьюга загуляла…», «В декабре, в декабре все деревья в серебре…», «Первый зимний снежок белым пухом летит…».
Воспитателю нужно помнить, что затягивающиеся, подробные беседы, которые превращаются в пересказ своими словами только что прослушанного рассказа, а то и стихотворения, нарушают целостность восприятия, прерывают эмоциональное воздействие произведения на ребенка. Поэтому беседа должна быть краткой, не касающейся деталей повествования. Как отмечал К. Д. Ушинский, «длинные, подробные объяснения поэтического произведения ослабляют его впечатление на чувство, а с другой стороны, впечатление на чувство возможно только тогда, когда образцовое произведение совершенно понято» [13].
Помня эту рекомендацию К. Д. Ушинского, воспитатель должен найти ту меру вопросов, рассуждений, объяснений, которые помогут ребенку понять произведение, но не помешают воздействию его на чувства.
На основании сказанного выше можно сформулировать некоторые требования к проведению НОД по литературно-художественным произведениям о природе :
- беседа должна направлять мысли ребенка на понимание главного в прочитанном произведении;
- в ходе НОД воспитатель должен помочь ребенку вспомнить и использовать в своей речи отдельные образные выражения из произведения («Как об этом сказано в стихотворении?», «Как это описано в рассказе?»);
- НОД должна быть краткой, эмоциональной и предшествовать повторному чтению произведения
Чтение поэтических произведений о природе развивает эмоциональность, образность детской речи. Дети начинают использовать в своих высказываниях и рассказах отрывки из прослушанного.
Например, когда в беседе об осени воспитатель спросил ребят почему осень называют золотой, они правильно объяснили это, опираясь не только на свои представления, но и использовав знакомый им литературный материал, добавляя к ответам строчки из поэтических произведений: «Осень называют золотой, потому что листья лежат на земле и кажутся как золотые. И поле золотое… «Золотое поле, спелый колосок»; «Осень золотая, как ты мне мила», а это значит, что все осенью красивое, желтое и красное, как золото».
Отбирая произведения для детей, воспитателю нужно опираться на народное творчество, классику и современное искусство. Каждый народ веками отбирает, шлифует формы, краски, орнаменты на игрушках, мелодии и ритмы песен, движения танцев, меткость и образность языка словесного фольклора. Все это впитывается ребенком с самого раннего детства и становится его достоянием.
Классика выступает как своеобразный эталон, по которому равняются мастера искусств многих наших поколений. Можно воспринять как чудо, что произведения искусства, созданные много десятков лет тому назад в совершенно иных социальных условиях, продолжают так волновать и радовать маленьких слушателей и зрителей.
Какие виды художественной практики доступны детям, в каком объеме? Когда и как приобщать ребенка к художественной деятельности?
Художественно-речевая деятельность ребенка очень разнообразна: слушает сказки, рассказы; пересказывает их; пытается сочинять сам; выразительно читает стихи. Вот почему так важно значение самой художественной литературы, отобранной для всех видов деятельности.
Какие можно рекомендовать произведения для рассказывания и чтения детям? Для рассказывания — преимущественно народные сказки. Дети живо откликаются и на печальные переживания сестрицы Аленушки и братца Иванушки в русской народной сказке, и на юмор английской сказки «Три поросенка» в обработке С. Маршака, и на волшебные превращения героини русской народной сказки «Царевна-лягушка» в обработке А. Толстого, и на образ капризной «Принцессы на горошине» Г. -Х. Андерсена.
Что касается литературы для чтения, то это рассказы самой разнообразной тематики. Многие из них помогают детям проникнуться чувством любви и уважения к природе. К ним относятся произведения русских классиков А. Пушкина, Л. Толстого, Н. Некрасова, и советских поэтов и писателей как было сказано выше — В. Маяковского, С. Маршака, С. Михалкова, М. Пришвина и многих других.
Особое место занимают стихи для заучивания наизусть. Они обогащают эстетические переживания детей, в них подмечены такие детали, созданы такие образы, мимо которых дети в жизни могли бы пройти. И вот они чувствуют прелесть пушкинских строк «Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало», узнают, как хорошо рассказал С. Есенин о белой березе. Оказывается, она «принакрылась снегом, точно серебром».
Образность и точность поэтического выражения сильно воздействуют на детей. Они очень хорошо чувствуют и меткость пословиц, и занимательность загадок. В их опыте накапливаются богатые впечатления. Всем хорошо известно, что услышанная в дошкольном детстве сказка, выученные стихи запоминаются на долгие годы, порой на всю жизнь.
Итак, чем разнообразнее по своей структуре будут НОД о природе и чем эмоциональнее будут они проведены, тем большее значение будет они иметь для развития эстетических качеств дошкольников и их экологического воспитания.