Папки-передвижки

Художественная литература как средство развития познавательной активности старших дошкольников

Инна Шуба
Художественная литература как средство развития познавательной активности старших дошкольников

Художественная литература как средство развития познавательной активности старших дошкольников

Петрарка Ф. писал: «В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение; они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас». И это, действительно, так. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Подтверждение этому мы находим и в научных статьях И. А. Ветлугиной: «Ребёнок сопереживает то, что выражено в художественной форме, и тем самым приобщается к миру прекрасного»[3].

Публикация «Художественная литература как средство развития познавательной активности старших дошкольников» размещена в разделах

Рассмотрим данную проблему с практической точки зрения на примере ознакомления детей старшего дошкольного возраста с литературным жанром – сказка.

Создание условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой в различных видах деятельности является целью моей работы.

Основные этапы организации творческой деятельности детей.

I. Ознакомительный.

Знакомство с теоретическими исследованиями в области литературного жанра-сказки. Изучение научных работ, в которых раскрываются особенности восприятия этого жанра детьми.

II. Содержательный.

Разработка проектов с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста : «Детская библиотека» (организация библиотеки из самодельных книжек-самоделок, «Выставка книг».

III. Технологический ( на примере темы: «Сказки нашего детства»).

1. Восприятие текста через чтение.

2. Беседа после чтения.

3. Пересказ по картинкам, работа со схемами, моделью.

4. Прослушивание записей и просмотр видеоматериалов.

5. Работа по созданию декораций, масок, костюмов.

IV. Заключительный (результативный).

Показ спектакля.

Для того, чтобы театрализованное представление было интересным, красивым, необходимы различные виды совместной деятельности детей, педагога, родителей. В этом плане важна интеграция образовательных областей. А именно:

«Чтение художественной литературы» (чтение, пересказ произведения);

«Коммуникация» (беседы после чтения, индивидуальная работа, заучивание стихотворений наизусть, составление текстов);

«Познание» (работа со схемой);

«Социализация» (дидактические игры, игры в библиотеку, выставка книг, тематическая викторина «Сказки нашего детства»).

«Художественное творчество» (рисование сказочных героев, лепка, аппликация);

«Труд» (изготовление книжек-малышек по своим любимым сказкам, костюмов, декораций);

«Музыка» (разучивание песен, участие в игре-драматизации).

Все эти виды деятельности помогают детям создать увлекательное театрализованное представление.

Творчество детей в их театрализовано-игровой деятельности проявляется в трё х направлениях:

- творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или переделка заданного);

- творчество исполнительское (речевое, двигательное);

- творчество оформительское (декорации, костюмы).

Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребёнка. Это и настольный театр, пальчиковый, кукольный, игра-драматизация по сказке и др.

Таким образом, в разных видах художественно-творческой деятельности дети выражают своё отношение к художественному произведению, к героям, накапливают опыт читательских переживаний.

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей, в них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой построена работа с детьми старшего дошкольного возраста.

Литература

1. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников, М. ,1990.

2. Бабаева Т. И. и др. Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство» : Учебно-методическое пособие, СПб., 2010.

3. Ветлугина И. А. Сборник статей: Художественное творчество в детском саду, М., 1974.

4. Максанов А. И. Учите, играя, М. ,1983.

5. Стрельцова Л. Литература и фантазия, Тверь,1995.

6. Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с литературой, М. ,1998

Публикации по теме:

Проект «Книга — лучший друг» Проект Тема: «Книга – лучший друг» Актуальность проекта: Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению?.

Проект «Наши любимые книги» Проект «Наши любимые книги»» Тема проекта «Наши любимые книги»» Тип проекта: педагогический, творческий, среднесрочный Возраст 5-6 лет Участники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественная литература как средство развития познавательной активности старших дошкольников
Опубликовано: 11 декабря 2014 в 00:10
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД