МААМ-картинки

Игра как средство формирования коммуникативных умений у детей в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

Наталья Торопова
Игра как средство формирования коммуникативных умений у детей в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

Одним из показателей полноценного и правильного развития дошкольника является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими. О значимости развития коммуникативных умений отмечено в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования: «Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками».

Публикация «Игра как средство формирования коммуникативных умений у детей в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)» размещена в разделах

Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, представлений о культурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

- формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности важное условие нормального психологического развития ребенка.

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и в совместной деятельности с другими людьми.

Если ребёнка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способным к личностному росту.

В настоящее время коммуникативное развитие дошкольников вызывает тревогу. Дети не умеют общаться друг с другом, испытывают трудности в усвоении нравственных норм, отмечается повышенная конфликтность в общении детей друг с другом, проявление безразличия к проблемам сверстников, нежелание уступить или договориться. А между тем общение – неотъемлемая часть любого вида деятельности детей.

Живое общение обогащает жизнь детей, формирует коммуникативные умения и взаимоотношения. Коммуникативные способности включают в себя:

- желание вступать в контакт,

- умение организовать общение,

- знание норм и правил при общении.

Коммуникативные умения необходимо формировать в течение всего дошкольного возраста. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в старшем дошкольном возрасте.

Активизация коммуникативной деятельности дошкольников предполагает процесс побуждения детей к целенаправленному общению. Условия для широкой практики и развития коммуникативных навыков создаются в игре, как основном виде деятельности ребенка. Общение является важным элементом любой игры. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. В игре формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его социально-коммуникативный опыт.

Именно в играх складываются и впервые осознаются детьми их взаимоотношения друг с другом; играя, дети учатся понимать характер взаимоотношений, приобретают необходимые коммуникативные умения и навыки. В игровой деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к партнерам по игре, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. Игру можно использовать как средство формирования способности к общению, доброжелательных отношений между сверстниками. В игре проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания, открываются большие возможности воспитания таких качеств как доброжелательность, вежливость, заботливость. И задача педагога – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

Для развития коммуникативных способностей дошкольников мы используем различные виды игр: сюжетно – ролевые, режиссёрские, театрализованные, дидактические, музыкально-дидактические, игры – развлечения, подвижные игры, настольные игры.

Сюжетно-ролевую игру можно рассматривать, как подготовку ребенка к участию в общественной жизни и различных социальных ролях

Сюжетно - ролевая игра предполагает сотрудничество с другими играющими. В результате дошкольники могут реализовать свои коммуникативные возможности и действовать согласованно. Дети учатся ориентироваться на партнеров-сверстников, прислушиваться к их мнению, ведь они могут предложить другие события.

Наиболее популярными играми, способствующими решению этих задач, у детей нашей группы являются сюжетно - ролевые игры «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Детский сад», «Больница», «Школа», «Путешествия» В этих играх дети учатся обращаться с ролевыми высказываниями к партнёру. Постепенно это приводит к возникновению ролевой беседы, побуждает детей принимать разнообразные роли. Также совместная игра невозможна без согласования действий. В результате у детей развиваются качества, обеспечивающие определенный уровень общения, складывается личность каждого ребенка, формируется детский коллектив.

Коллективные отношения между большими группами играющих образуются тогда, когда появляется потребность оказать помощь другому, возможность действовать в общих интересах. В игре мы целенаправленно создаем ситуации, в которых имеется реальная потребность взаимовыручки.

Например:

ситуация 1. Пассажир в автобусе не знает, на какой остановке ему нужно выйти, чтобы пройти к театру. Дети вступают в диалог;

ситуация 2. Во время путешествия на корабле пассажиру нужна помощь доктора. Доктор ведет диалог с пассажиром.

Систематическое предложение ребенку таких поручений в игре, которые могут принести пользу другим детям, повышает ответственность ребенка, создает дружескую атмосферу в группе.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является для дошкольников школой развития реальных взаимоотношений, формирования навыков общения, коммуникативных умений со сверстниками и взрослыми.

Наряду с сюжетно – ролевыми играми развиваем у детей коммуникативные навыки посредством театрально-игровой деятельности. Для театрально-игровой деятельности необходима импровизация, доверительная атмосфера, как со стороны воспитателя, так и со стороны детей.

Используем следующие формы организации театрализованной деятельности:

-игры – драматизации;

-самостоятельная театрально-художественная игровая деятельность в повседневной жизни;

-совместная театрализованная деятельность взрослых и детей;

-театр кукол;

- режиссерская игра

Драматизация очень полезна и важна для ребенка. Во время драматизации происходит активное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развиваются воображение и творческие способности ребенка, способность управлять собой. В процессе драматизации и подготовке к ней между детьми складываются отношения взаимопомощи, сотрудничества, заботы и внимания друг к другу. Драматизация обеспечивает комплекс условий, способствующих максимальному развитию коммуникативных умений.

Для драматизации подбираем литературные и фольклорные произведения, содержащие диалоги, которые передают отношение персонажей друг к другу. Яркими примерами являются произведения

В. Сутеева («Под грибом», «Яблоко», «Капризная кошка»); русские народные сказки «Теремок», «Крылатый, мохнатый, да масленый», «Хвосты» и др.

Для развития умения общаться с людьми в различных ситуациях используем этюды на вежливое поведение: знакомство, поздравление, разговор по телефону, просьба, благодарность, угощение. При помощи мимики и жестов разыгрываем этюды на основные эмоции: радость, грусть, удивление, страх. Дети очень любят эту форму работы и относятся к ней с большим интересом.

Дети любят разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный, стендовый, пальчиковый, бибабо; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.

Театрализованная игра способна приучить детей к искусству речевой коммуникации, в игре у детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе,

Для развития коммуникативных навыков используем также элементы социоигровой педагогики. Социоигровая педагогика основана на принципе организации занятий в микрогруппах. В таких группах дети связаны совместными играми, знаниями, общим опытом жизни. Это является плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было передавать друг другу, помогать приятелю и поддерживать его.

Примеры таких игр.

«Комплименты»

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплименты своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

«Строим город»

Дети делятся на группы по картинкам. Каждая подгруппа должна построить «Волшебный город». Детям необходимо договориться о том, из какого материала они будут строить, как будут называться улицы и площади города, кто и чем будет заниматься. После игры каждая группа делает рекламу своему городу.

«Рисуем вместе»

Дети делятся на пары по общему признаку в одежде. Каждой паре предлагается набор слов. Дети должны договориться, какое выбирают слово, и нарисовать совместный рисунок, передающий его.

«Угадай!»

Все игроки сидят на ковре. Один игрок – водящий – поворачивается ко всем спиной. Игроки по очереди поглаживают его по спине. Задача водящего – отгадать, кто его сейчас погладил. Затем игроки меняются местами, чтобы каждый смог побыть в роли ведущего.

Аналогичную игру можно провести в другом варианте – позвать водящего по имени – получится игра «Угадай, кто позвал».

Дидактическая игра - это также средство, которое стимулирует деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности. Играя в такие дидактические игры, как «Секрет», «Волшебные слова», содействуем развитию у детей общительности.

Наши дети любят игры словесные, настольно-печатные, такие как лото, домино, шашки; игры с правилами, требующие от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым, честным, уступчивым. Дидактические игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, пластические этюды, тренинги на устранение отрицательных эмоций помогают налаживать общение друг с другом, развивают коммуникативные навыки («Путешествие в мир эмоций», «Экран эмоций», «Кубик»). При активном использовании игр, например, «Путешествие пешехода», учим детей правилам поведения в обществе, развиваем речь. Через содержание таких дидактических игр, как «Профессии», «Кому, что нужно для работы», «Чей подарок» мы пытаемся формировать у детей правильные представления о социальной деятельности: отношение к явлениям общественной жизни, к трудовой деятельности, к семейным ценностям.

Подвижные игры, будучи эффективным средством физического воспитания, располагают большими возможностями для воспитания характера человека. Во время игр мы учим детей объединяться в игровой коллектив, соблюдать определенные правила игры, искать выход из разнообразных по сложности двигательных заданий, например, «Найди себе пару», «Найди свой цвет», «Пробеги тихо». В подвижных играх постоянно происходит моделирование ситуаций, когда при ограниченном времени и постоянно изменяющихся условиях возникает необходимость менять ситуацию, выбирать необходимое действие. Как следствие этого, мы вырабатываем у детей умение контролировать свои эмоции, договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Именно в процессе таких ситуаций учим детей понимать и уважать других, правильно воспринимать критику, что также влияет в дальнейшем на успешную социализацию.

Одним из важных условий эффективной работы по формированию коммуникативных навыков у детей является вовлечение родителей в образовательный процесс.

Мы организовали разные формы работы с родителями. Большое значение придавалось консультативно-просветительской работе с семьями. Проведение обучающих консультаций на тему «Особенности коммуникативных умений старших дошкольников», «Что такое культура общении», «Совместная деятельность детского сада и семьи для успешного развития коммуникативных навыков ребенка».

Проведение родительского собрания «Роль родителей в формировании коммуникативных навыков у ребенка».

Оформление информационных буклетов : «Средства развития навыков общения»,

Организация семейных выставок: «Игрушка своими руками», «Книжка – самоделка», «Моя дружная семья».

Активно практиковалась такая форма работы с семьями воспитанников, как включение родителей в непосредственное общение с детьми :

- привлечение родителей к участию в детских праздниках, досугах, театрализованных представлениях, сюжетно-ролевых играх;

- вовлечение родителей в педагогические проекты – «Волшебный цветок» (театральная постановка) : родители активно участвовали в изготовлении костюмов и декораций для спектакля, изготовлении пригласительных билетов.

Проект: «Подари игру» - родители совместно с детьми, учитывая рекомендации педагогов группы, изготовили и подарили детскому саду настольно – печатные, настольные игры.

Родители проявляют значительный интерес к проблеме общения, советуются с педагогами, как вести себя в какой – либо конфликтной ситуации. Дети в свою очередь, стали больше рассказывать родителям о жизни в детском саду, с кем дружат, с кем ссорятся, кто делится игрушками, а кто наоборот иногда обижает. Между родителями и детьми возникли более добрые, доверительные отношения.

Опыт нашей работы показал, что в формировании коммуникативных навыков у детей наблюдается позитивная динамика. В общении с взрослыми и детьми обогатилось содержание познавательных и личностных контактов, повысился уровень речевой инициативы.

В подготовительной группе между детьми возникли первые всходы настоящей дружбы, они концентрируются в небольшие группы (по 2-3 человека) и проявляют открытое предпочтение своим друзьям. Они волнуются о своих друзьях, останавливают свой выбор на играх с ними, сидят вместе за столом, гуляют на прогулке. Друзья рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами, дают оценки качествам и действиям других. Этот факт еще раз подтверждает важность формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста и создания условий для их межличностного общения.

Список литературы

• 1. Арушанова А. Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2011

• Гарифуллина И. В. «Возможности метода игровых проектов в подготовке старшего дошкольника к школе» – журнал «Детский сад от А до Я», №3 – 2008

• М. Д. Маханева «Нравственно –патриотическое воспитание дошкольников» – ТЦ «Сфера» - 2010

• Н. В. Тимофеева «Нетрадиционные формы занятий с дошкольниками» – издательство «Учитель» -Волгоград

• Ред. О. С. Ушаковой «Развитие речи и творчества дошкольников» - творческий центр «Сфера» – М-2008;

• Петрущенко Н. А., Зенченко Н. Е. «Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество». «Воспитатель ДОУ».- 2009, № 9.

• Смирнова Е. О. «Особенности общения с дошкольниками» – М., 1999.

Публикации по теме:

Лэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОСЛэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОС «Лэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО». МБДОУ д/с № 27 г. Глазова УР является.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОСМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС доДиссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО "Института развития образования"Свердловской области и проводит муниципальные.

Доклад с презентацией на тему «Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО» Слайд 1 Тема нашего сегодняшнего семинара : «Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО» Слайд 2 Позитивная социализация.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Космос» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС доИнтерактивное пособие «Лэпбук «Космос» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС до Лэпбук — интерактивное пособие, позволяющее обобщить и систематизировать изучаемые материалы. А поскольку в детском саду рассмотрение вопросов,.

Интерактивное пособие «Лэпбук «ПДД» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС доИнтерактивное пособие «Лэпбук «ПДД» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС до В учебно-воспитательном процессе детского сада изучение правил дорожного движения - ПДД, составляет значительную часть рассмотрения темы,.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Экология» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОИнтерактивное пособие «Лэпбук «Экология» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Это интерактивное пособие рассчитано на старший дошкольный и младший школьный возраст. В условиях современного мира экологическое воспитание.

Интерактивное пособие «Лэпбук «ЗОЖ» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС Интерактивное пособие «Лэпбук «ЗОЖ» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС  .

Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима»Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима» Лэпбук "Зима" Воспитатель: Назарова Т. А. Данная публикация будет полезна педагогам дошкольного образования. Лэпбук «Зима» предназначен.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС доМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как средство формирования коммуникативных умений у детей в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)
Опубликовано: 17 мая 2020 в 11:41
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД