Игра в шахматы как средство социализации личности и формирования предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников

Галина Бородина
Игра в шахматы как средство социализации личности и формирования предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников

Аннотация. В представленной статье рассмотрены проблемы социализации детей старшего дошкольного возраста, формы и методы обучение воспитанников игре в шахматы; формирование устойчивого интереса к этой игре; воспитание самостоятельности, целеустремленности, настойчивости в достижении цели.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, социализации дошкольников, универсальные учебные действия дошкольников

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает педагогов на создание условий для успешной социализации дошкольников при сохранении неповторимых личностных характеристик каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей.

Процесс социализации предполагает приобщение детей к культуре общества, к соблюдению принятых в нём правил и норм, формирование у него системы ценностей, позволяющей успешно выполнять свои социальные роли и взаимодействовать с окружающими людьми.

Мотивация к обучению в школе является одной из главных составляющих личностной готовности ребенка к школе. Формирование мотивации к обучению и положительного отношения к школе является важной задачей педагогического коллектива детского сада и семьи. Для решения этих задач в дошкольном учереждении мы используем различные методы и формы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, разучивание стихотворений, сюжетно-ролевые игры, рассматривание иллюстраций о школе и школьной жизни, консультации для родителей. Особое внимание уделяем игре в шахматы. На наш взгляд, шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости и удовольствия, но и эффективное средство умственного развития. В нашем детском саду обучение детей элементам игры в шахматы начинается со старшего дошкольного возраста. В шахматной игре у ребят формируется навык внутреннего плана действий. Уже в начальной школе дети сталкиваются с заданиями, требующими этого качества. Овладев данным навыком, ребёнок умеет планировать своё время, стратегически мыслить и достигать поставленных целей. Некоторые дети, поступая в школу, плохо ориентируются на плоскости листа, стола и поэтому занятия по шахматам очень важны. Процесс обучения азам этой древней игры способствует развитию у детей ориентирования на плоскости, пространственного воображения, формированию аналитико-синтетической деятельности, учит ребят запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует совершенствованию таких ценнейших качеств, как внимательность, терпеливость, изобретательность, гибкость. Всех тех качеств, которые будут так необходимы ребёнку уже в первых классах современной школы.

Целью нашей работы по обучению детей игре в шахматы является: привить детям интерес к игре, ненавязчиво содействовать формированию предпосылок универсальных учебных действий.

Важное значение при обучении дошкольников игре в шахматы имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания, создания игровых ситуаций. Необходимо в игровой или сказочной форме вводить детей в мир шахмат: знакомить дошкольников с историей развития этой игры. В простой и доходчивой форме рассказывать о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомить дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививать им любовь к древней и мудрой игре. При обучении детей следует широко использовать шахматные сказки, ребусы, загадки, шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам. Дети с удовольствие играют в такие игры как: «Шахматный мешочек», «Цепочка», «Найди такую же», «Атака неприятельской фигуры», «Взятие», «Защити свою фигуру», В процессе обучения могут присутствовать и элементы других занятий, таких, как развитие речи, рисование, лепка, физкультура. Обучение игре в шахматы должно проводится на доступном для детей уровне, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.В своей работе педагог следует дидактическим принципам: от простого к сложному, от известного к неизвестному, внося элемент занимательности и новизны. Будущий первоклассник должен уметь принимать инструкцию из 3-4 предложений, сохранять инструкцию до конца задания, в конце работы просматривать выполненное задание, находить и исправлять ошибки. На занятии работать согласно правилу, управлять своим поведением. В ходе проигрывания проблемных шахматных ситуаций дошкольники учатся ставить цель, выстраивать свою деятельность и прогнозировать результат. В детском саду можно проводить эстафеты и развлечения, постепенно приучая детей распределять внимание по всей доске. Подбирая пары детей играющих одинаково, чтобы не было разочарований и ребята не утратили интерес к шахматам. Среди детей и групп мы постоянно проводим шахматные турниры и устраиваем конкурсы поделок и рисунков на тему «Шахматное королевство».

Лучше всего предпосылки учебной деятельности у детей формируются через такие шахматные игры,как: «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности», «Цепочка», «Самая короткая дорожка».

Разбирая шахматные логические задачи, осуществляя процесс поиска правильных решений, доказывая свой выбор действий, обсуждая предполагаемый результат у ребёнка, как будущего первоклассника, активизируется речевая деятельность,и развиваются коммуникативные навыки: ребёнок учится формулировать и задавать вопросы; учится отвечать на вопросы, рассуждать, слушать и слышать других детей и взрослого, высказывать своё мнение. Обсуждение любой шахматной задачи хорошо формирует коммуникативные и личностные.

Через изучение истории древней игры, поддерживая инициативу поиска информации о знаменитых шахматистах, знакомясь с шахматными фигурами и терминами, мы способствуем формированию предпосылок познавательных действий, обсуждая варианты поиска ответов на интересующие вопросы, дети предлагают обратиться за помощью к взрослым, найти информацию в книгах, энциклопедиях, посетить библиотеку, воспользоваться Интернетом. С этой целью в группах созданы уголки шахматной литературы - «Хочу все знать о шахматах». Это очень важно для поддержки и развития детской любознательности как основы познавательной активности будущего ученика.

Таким образом, в ходе обучения детей игре в шахматы формируются все виды универсальных учебных действий дошкольников.

Воспитанники нашего ДОУ являются победителями городского конкурса. А главным нашим достижением считаем то, что воспитанники продолжают свое шахматное образование в школьных кружках и городских клубах и радуют своими успехами шахматного обучения и успехами в освоении школьной программы.

Конечно, решить самостоятельно все поставленные задачи дошкольники ещё не могут, поэтому педагоги и родители являются полноправными участниками образовательного процесса по обучению игре в шахматы. Интересной формой работы с родителями стали творческие «Встречи шахматного клуба». В клубе педагоги, дети и родители выступают как равноправные участники, как субъекты совместной деятельности.

Совместно со специалистами детского сада мы готовим для родителей практические консультации и памятки о влиянии шахматного образования на развитие мышления ребенка, которые помещаем в родительские уголки. Подготавливаем различные шахматные материалы для родителей в папке «Играйте вместе с нами».

Для семейного чтения организована библиотека выходного дня, где размещена литература по обучению детей игре в шахматы.

Древняя мудрая игра способствует сплочению коллектива детей, родителей и педагогов, а так же помогает формировать высоконравственную, гармонично развитую и творчески активную личность.

обучение детей игре в шахматы, являясь средством формирования предпосылок универсальных учебных действий, которые обеспечивают активность детей в образовательном процессе, способствует развитию самостоятельности ребёнка в решении творческих, умственных, художественных и других задач, помогают быть успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной, то есть быть готовым к продолжению образования.

Библиаграфический список:

1. Гришин В. Г. Малыши играют в шахматы: Кн.для воспитателя детского сада: Из опыта работы / В. Г. Гришин. - М.: Просвещение, 1991.- 158с.

2. Михайлова Ю. В. Интеллектуальное развитие дошкольников посредством обучения игре в шахматы // Молодой ученый. — 2015. — №22.4. — С. 43-48. —

3. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны /И. Г. Сухин. - М.: Просвещение, 1997.

Публикации по теме:

Развитие сенсомоторных навыков как средство формирования личности дошкольников Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Сухомлинский В. А. Путь дошкольника очень ответственный. Он трудный и радостный, где много.

Семинар для педагогов «Формирование предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников» Формирование предпосылок универсальных учебных действий в старшем дошкольном возрасте Важнейшей задачей современной системы образования.

Интерактивная игра как средство социализации дошкольников Как известно, федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования оптимизировали качественные изменения в образовательном.

План педсовета «Социально-коммуникативное развитие как средство позитивной социализации и формирования личности дошкольников» Цель: анализ организации работы педагогического коллектива, направленной на социально-коммуникативное развитие детей раннего и дошкольного.

Роль игровой деятельности в формировании предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников Роль игровой деятельности в формирование предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников Теоретический анализ исследований.

Роль педагога в системе работы по формированию универсальных (базовых) учебных действий в процессе комплексного сопровождения В связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте в группах общеразвивающей направленности появляются о дети с ограниченными.

Игра как средство социализации, воспитания и обучения детей-дошкольников С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования,.

Справка о результатах психологического мониторинга уровня развития универсальных учебных действий Дата проведения: сентябрь - октябрь 2017 года Количество обучающихся в 5-х классах 99 человек. Было обследовано 70 человек (70%). Классные.

Сюжетно-ролевая игра как средство позитивной социализации дошкольников с ОВЗ https://youtu.be/iWuWU903fUMhttp://www.maam.ru/detskijsad/kak-polzovatsja-redaktorom-v-blogah.html Задержка психического развития характеризуется.

Теоретические основы коммуникативных универсальных учебных действий старших дошкольников с общим недоразвитием речи В ситуации модернизации системы образования в Российской Федерации изменилась основная задача, возлагаемая на современную школу, которая.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Игра в шахматы как средство социализации личности и формирования предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников
Опубликовано: 11 октября 2019 в 19:12
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. День открыток к 9 мая на МААМ

Очередной тематический день посвящен подготовке к великому для нашей страны дню — Празднику Победы. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы вместе с детьми поздравить ветеранов и подать...

8 мая. День голубя мира на МААМ

Голуби – это птицы, самые известные горожанам. Они совсем не боятся людей и очень часто берут корм с ладони человека. В старину люди приучали их доставлять почту, а в наше время белые голуби стали...


Горячие темочки