Лучший педагог года

Игровое пособие «Волшебный телевизор» для экологических дидактических игр по технологии ТРИЗ (1 фото)

Ирина Буханцова
Игровое пособие «Волшебный телевизор» для экологических дидактических игр по технологии ТРИЗ

Игровое пособие «Волшебный телевизор» для экологических дидактических игр по технологии ТРИЗ

Слайды 1. Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно.

Дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются выстроить систему, понять закономерности происходящих процессов.

Наша задача в том и состоит, чтобы помочь ребенку познать, что всё, что нас окружает взаимосвязано друг с другом, изменяется, развивается, а главное, что любой предмет, каким бы он ни был – большим или маленьким, является частью чего-то большого и в тоже время из чего-то состоит сам.

Публикация «Игровое пособие „Волшебный телевизор“ для экологических дидактических игр по технологии ТРИЗ» размещена в разделах

Слайд 2. Такому всестороннему знакомству детей с предметом или явлением помогает метод системного анализа. В ТРИЗе он называется «Системный оператор».

ТРИЗ – не просто развивает фантазию ребенка, а формирует умения мыслить системно. Способность понимать единство и противоречие окружающего мира.

Слайд 3. Использование приема ТРИЗ «Системный оператор» позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. Системный оператор формирует у ребенка «навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление» (Г. С. Альтшуллер)

Это очень важные навыки и стиль мышления: думая о будущем – значит не де-лать ошибок в настоящем, а думая о прошлом – не делать ошибок в будущем.

Для того, чтобы думать о прошлом – нужна соответствующая информация, нужны знания. Настоящее осознается ребенком на основании анализа и обобщения.

Думать о будущем – это наиболее трудный элемент мышления. В основном здесь работает воображение ребенка. Помогать ему в этом случае – значит думать за него, то есть лишать его радости творчества. Вместе с тем, необходимо тактично и ненавязчиво помочь ребенку увидеть взаимосвязь будущего с настоящим.

Слайд 4. Я придумала это пособие «Волшебный телевизор» («Системный оператор») на основе игр ТРИЗ из пособия «Занятия по ТРИЗ в детском саду» Гин, С. И. — 4-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2008.-112 с.

Слайд 5. Цель: развивать у детей системное мышление, познавать окружающий мир и мир природы.

Слайд 6. Задачи: Выполняя игровые действия, соблюдать алгоритм деятельности – «мыслительные шаги» :

- выбирается объект, и перечисляются его разнообразные свойства и признаки.

- определяется подсистема природного объекта (дети определяют, из каких частей он состоит);

- определяется надсистема объекта (его видовая принадлежность по месту обитания; по классу или группе, к которым он относится);

- рассматривается процесс развития объекта в прошлом (выясняем историю возникновения данного объекта);

- рассматривается развитие объекта в будущем (детям предоставляется возможность представить себе, каким объект станет: его функции, внешний вид, как он будет называться и т. п.)

Развивать такие психические процессы как внимание, память, наблюдательность, мышление.

Вызывать положительные эмоции к животным, любовь к родным местам тем самым научить ценить и беречь окружающий мир вокруг нас.

Слайд 7. Это пособие можно использовать во всех возрастных группах успешно решая задачи, соответствующие возрасту детей.

Это пособие можно использовать как для непосредственно образовательной дея-тельности, для индивидуальной работы с ребёнком так и для самостоятельной дея-тельности детей.

Слайды 8,9. У нас «Волшебный телевизор» («Системный оператор», каждый год видоизменялся, сначала он был как домик с дорожками. У домика была радужная крыша, с железными кружками. С помощью магнитов можно было закрепить любое изображение. Четыре полоски-дорожки (жёлтая, красная, зелёная, белая) были вставные. Мы играем с детьми используя картинки и символы «Путешествие животного по временам года», «Расскажи о животном» (овоще, фрукте, «Хорошо - плохо», «Что умеет делать?», «Все в мире перепуталось», «Чем был - чем стал», «Где живет?», «Давай поменяемся». И др.

Для средней группы трёхэкранка «Волшебный светофор».

Слайд 10 Для среднего и старшего дошкольного возраста мы сделали «Волшебный телевизор» (Пятиэкранка). Он состоял из пяти экранов и вставных для картинок дорожек.

Слайд 11. Для подготовительной группы мы сделали «Волшебный телевизор» («Системный оператор», Девятиэкранка). Преимущество его – эта магнитная доска, и с помощью магнитов, магнитных цифр и букв мы можем его изменять для нужной нам игры. Он может быть как пятиэкранный, так и девятиэкранный. Мы сделали прозрачные кармашки, если надо разместить несколько картинок. Он может быть навесным для НОД и для подгрупповой игры, можно и играть на столе для подгруппы или индивидуальной работы, а также для самостоятельных игр детей.

Игры.

Слайд 12. Самые первые элементарные представления о объекте доступны уже детям третьего года жизни. На окнах волшебного телевизора можно установить любые показатели: цвет, форму, размер, материал и др. в зависимости от цели занятия. По этой дорожке путешествует Герой (объект) и с ним происходят самые невероятные изменения.

В гости к детям приходит, например, Колобок. Он какой? Круглый, румяный, мягкий, веселый…. Решил Колобок погулять по разноцветным дорожкам. Колобок отправился в путешествие и покатился по красной дорожке. Каким он стал? (Красным) На что похож? (на помидор, красное солнышко, цветок, красное колечко от пирамидки, шарик у погремушки и т. п.) Как думаете – понравилось ему? Чем, почему? А потом он посмотрел вокруг – весь мир тоже стал красным… и т. д.

Слайд 13. «Волшебный телевизор» Игра «Земля, вода, воздух» (с 3-7 лет)

С пособием дети играют на столе, с тремя полями: воздух (голубое, земля (коричневое, вода (синее).

Материал: предметные картинки – животный мир.

Цель игры: Продолжать совершенствовать знания детей о животном мире, формировать умения классифицировать: дикие животные, домашние животные, птицы, рыбы. Закрепить названия животных, птиц, рыб, различать их по внешнему виду, находить сходства. Развивать зрительную память, внимание, усидчивость, моторику рук, связную речь. Воспитывать интерес и уважение к живой природе.

Ход игры: Картинки разложены на столе рисунком вниз. Воспитатель предлагает детям по очереди брать картинки, назвать, кто нарисован на картинке, положить картинку на нужное поле, объяснить свое действие. Например: синичка - это птица, она летает на небе, медведь - это дикое животное, он живет на земле в лесу.

Слайд 14. «Волшебный телевизор», игра «Трёхэтажный дом» (средняя группа)

Цели: развивать умение анализировать и обобщать; формировать диалектическое мышление; развивать воображение, умение инсценировать; познакомить с моделью анализа объекта «системный лифт»; систематизировать правила поведения в лифте.

Этот трехэтажный дом необычный, в нем живут не люди, и разные предметы. На втором этаже живут они сами. Например: ромашка

На первом этаже живут, отдельные части этих предметов. Части цветка: лепестки, серединка, стебелек, листочки, корни.

А комнаты на третьем этаже - это места, в которых могут быть эти предметы. Где, в каких местах может быть ромашка? Клумба, букет, ваза с цветами, поляна в лесу.

Итак, три этажа: места — предметы — части. А быстро передвигаться по этажам поможет лифт.

Воспитатель предлагает «покатать на лифте» грибок, медведя, воробья и др. Работа с «системным лифтом».

Все жители домика тоже вышли погулять, а потом забыли, кто на каком этаже живет. Помогите им вернуться.

Воспитатель предъявляет наборы из трех карточек, нужно расставить по порядку: место — предмет — часть (надсистема, система, подсистема).

Примерные наборы карточек:

клюв, птица, голова;

дерево, лист, ветка;

заяц, хвост, куст и др.

Слайд 14. «Волшебный телевизор» игра «Светофор» (Трёхэкранка) (средняя группа)

Данная игра может использоваться при рассматривании картины по любой теме, в том числе и по теме «Животные».

Материал: предметные картинки – животный мир.

У «Светофора» красный цвет означает надсистему объекта, желтый – систему, зеле-ный – подсистему. Таким образом рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может убираться после показа.

Ход игры: 1 Если я дотронусь указкой до зелёного цвета– вы будете называть те объекты, которые вы видите на картине (лиса, медведь и др.). Если я покажу вам желтый цвет, вы скажите, как эту картину можно назвать (дикие животные, звери). А если красный – определите, частью чего является сюжет картины (леса).

Слайд 15. «Волшебный телевизор», игра «Пятиэкранка»

В экране №1 находится то, что нас окружает. Это что – то нужно узнать и ответить на вопрос: «Кто (что) это? Что делает?

В экране № 2 – это что-то нужно внимательно рассмотреть, чтобы рассказать: какое оно, из чего состоит?

В экране № 3 мы должны подумать и сказать, где живет или находится объект?

В экране № 4 познакомимся с прошлым объекта.

В экране № 5 представим, каким он может быть в будущем.

Слайд 16. Пример: 1 Система: заяц. 2 Подсистема: глазки, носик, длинные ушки, мягкие лапки, пушистый хвостик. 3 Надсистема: лесные животные. 4 Прошлое: раньше заяц был маленьким зайчонком, о нём заботилась мама-зайчиха, она кормила его молочком, учила добывать пищу, прятаться от хищных зверей. 1 Настоящее: сейчас заяц взрослый, он красивый, сильный, ловкий и пушистый. 5 Будущее: заяц будет взрослеть, превратиться в старого, мудрого зайца, который будет заботиться о своих внуках. Антисистема: заяц боятся волка, потому, волк охотится на зайца и может его съесть.

Слайд 17. Для словесного восстановления можно использовать стихотворение М. С. Гафутулина

«Что-то» автор М. С. Гафутулин.

Если мы рассмотрим что-то…

Это что-то для чего-то…

Это что-то из чего-то…

Это что-то часть чего-то…

Чем-то было это что-то…

Что-то будет с этим что-то…

Что-то ты сейчас возьми, на экранах посмотри!

Слайд 18. «Волшебный телевизор», игра Девятиэкранка

В экране №1 находится то, что нас окружает. Это что – то нужно узнать и ответить на вопрос: «Кто (что) это? Что делает?

В экране № 2 – это что-то нужно внимательно рассмотреть, чтобы рассказать: какое оно, из чего состоит?

В экране № 3 мы должны подумать и сказать, где живет или находится объект?

В экране № 4 познакомимся с прошлым объекта.

В экране № 5 мы узнаем, каким он был раньше, из чего состоял.

В экране № 6 – где он жил в прошлом.

В экране № 7 представим, каким он может быть в будущем.

В экране № 8 – из чего он будет состоять в будущем.

В экране № 9 – где он может жить или находиться в будущем.

Слайд 19. «Волшебный телевизор», игра «Цыпленок»

«Ой, какой желтенький комочек! Ты знаешь, кто это? (Цыпленок) А что у него есть? (лапки, клювик, глазки, и т. п.) А чем он был раньше, откуда появился? Да, представляешь, из яйца вылупился вот такой цыпленок! А когда подрастет, кем будет? (курицей или петухом). А давай посмотрим, где он живет? Как называется его домик? (курятник). А как же можно назвать одним словом цыпленка, курицу, петуха, кто они? (птицы или домашние птицы). …

Слайды 20, 21. Итак, в старшем возрасте мы соблюдаем правильную последовательность, так как она дает более многоплановый взгляд на рассматриваемую систему.

Но также эту систему можно рассмотреть с детьми с разных точек зрения, в зависимости от того, какие задачи нам необходимо решить. И открывать только те экраны, которые нужны в данный момент для достижения какой-либо цели. При этом достаточно рассмотреть систему только по вертикали, или по горизонтали, открывая по три и даже два «окошка».

Загадка о лисе.

Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, в деревне кур крадет.

Из загадки уже понятно, где лиса живет и чем занимается, но подробно описать внешний вид животного нам поможет подсистема:

Шерсть у лисы рыжеватая с золотистым отливом, мордочка вытянутая, уши большие, стоячие, лапы стройные, тонкие, хвост длинный и пушистый. Хвост для лисы, как руль, помогает на поворотах, когда охотится на мышей и мелких грызунов. На кончике хвоста мех у лисы белый. Не только для красоты. Когда вечером, в глухом лесу лисята бегут за матерью, белый кончик хвоста служит для них ориентиром, не дает потеряться. С наступлением зимних холодов лисий наряд становится пышней и теплей. На лапках вырастает густая шерсть, кажется, что лисичка валенки надела.

Слайд 22. «Волшебный телевизор», игра «Классификация растительного мира»

Цели: систематизировать знания детей о растениях; развивать умение переключать внимание; развивать логическое мышление; формировать навыки самостоятельного проведения классификации.

Оборудование: карточки с рисунками, «Волшебный телевизор».

1. Упражнение на классификацию. Воспитатель показывает много различных карточек. У меня есть карточки: береза, ромашка, мухомор, капуста, клубника. Я их раскладываю в пятиэкранник. Давайте придумаем название каждой экрана. (Дети называют «деревья», «цветы», «грибы», «овощи», «ягоды».)

А эти растения куда надо положить (ель, яблоня, тюльпаны, подснежник, василек, боровик, морковка, свекла, лук и др. ?

Желательно, чтобы дети раскладывали карточки по выделенным пяти группам самостоятельно, при минимальной помощи воспитателя.

2. Упражнение на классификацию (продолжение). Воспитатель предлагает посмотреть внимательно на «Волшебный телевизор» и подумать, нельзя ли внутри каждой из пяти частей растения разделить еще на какие-нибудь группы.

В результате выделяются следующие группы (названия условные) :

деревья: «с иголками»- хвойные, «с листьями»- лиственные, «со съедоб-ными плодами — фруктами»- фруктовые;

цветы: «выращивает человек», «растут сами» (в лесу, поле, на лугу);

грибы: съедобные, несъедобные;

овощи: «подземные» и «наземные»;

ягоды: «лесные» и «садовые».

Желательно, чтобы дети устно добавляли названия других растений из этой же группы (А какие еще цветы, которые растут сами, вы знаете? А еще какие-нибудь «подземные» овощи бывают).

По желанию воспитатель может выделить дополнительные группы (можно разделить фруктовые деревья на растущие «у нас» и «не у нас», ввести понятие «комнатные цветы» и др.).

В конце необходимо подчеркнуть, что групп, на которые можно разде-лить растения, на самом деле не пять, а гораздо больше; но дети еще имеют недостаточно знаний для этого.

Слайд 23. «Помоги герою» (метод Робинзона, с 6-ти лет)

Цель: развивать фантазирование детей, способствовать свободному общению ма-лышей друг с другом и с воспитателем, формировать коммуникативные способности.

Ход игры: дети размышляют, как помочь герою выйти из сказочной или придуманной ситуации.

И ещё очень много можно придумать игр с «Волшебным телевизором»

Прикреплённые файлы:

volshebnyi-televizor_dhruf.ppt | 10232,5 Кб
 
Публикации по теме:

Игровое пособие «Баночки-выручалочки»Игровое пособие «Баночки-выручалочки» Развивая мелкую моторику рук- развиваем и языковой аппарат, т. е развитие рук связано с развитием речи и мышлением ребенка. Зачастую, у детей.

Игровое пособие «Чудо слоник»!Игровое пособие «Чудо слоник»! Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию свою авторскую игру „Чудо слоник”, аналог игры „Чудесный мешочек”. Цель: создать условия.

Игровое пособие «Разговорчивые кубики» Пособие ориентировано на дошкольников 4-6 лет. Может использоваться на подгрупповых и индивидуальных занятиях по ознакомлению с окружающим.

Игровое пособие «Разноцветная гусеница» Дидактическая игра является не столько способом получения новых знаний, сколько способствует переводу знаний с уровня ознакомления на уровень.

Игровое пособие «Во саду ли в огороде»Игровое пособие «Во саду ли в огороде» Пособие предназначено для детей от 3 до 7 лет. В процессе игры дети закрепляют понятия "сад", "огород", "овощи", "фрукты", "ягоды"; знакомятся.

Картотека игр по технологии «ТРИЗ» Разработана картотека игр по технологии "ТРИЗ" В картотеку входят развиваюшие игры для детей старшего дошкольного возраста. Игра «Фантазия».

Методическое пособие лэпбук «Хочу все знать» как средство формирования экологических знанийМетодическое пособие лэпбук «Хочу все знать» как средство формирования экологических знаний Методическое пособие Лэпбук «Хочу все знать», как средство формирования экологических знаний Лэпбук «Хочу все знать» - методическое пособие,.

Конспект НОД с использованием кейс-технологии и технологии ТРИЗ «Помогаем Маше» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 г. Белинский Пензенской области Конспект НОД.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических пособий ТРИЗ технологииРазвитие речи дошкольников посредством дидактических пособий ТРИЗ технологии Развитие связной речи является важной задачей речевого воспитания детей дошкольного возраста. Это обусловлено прежде всего социальной значимостью.

Презентация «ТРИЗ технологии в ДОУ» 1 слайд На современном этапе развития образования информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются наиболее перспективными моделями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровое пособие «Волшебный телевизор» для экологических дидактических игр по технологии ТРИЗ
Опубликовано: 3 мая 2019 в 14:46
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД