Романовская Олга
Игровой тренинг «Обучение дошкольников грамоте» (старшие, подготовительные группы)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: показать педагогам эффективность использования игровых технологий в обучении дошкольников грамоте и передать педагогический опыт проведения игр.
Уважаемые коллеги! Хочу поделиться своим педагогическим опытом по использованию игровых технологий при обучении дошкольников грамоте.
Публикация «Игровой тренинг „Обучение дошкольников грамоте“ (старшие, подготовительные группы)» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2021
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования представлена образовательная область «Речевое развитие», которая предполагает формирование у детей речи, как средство общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
Существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте :
• Формирование звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, сонорных);
• Формирование фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
• Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т. е. выделять начальный звук из состава слова; анализ звуков; анализ прямых и обратных слогов; умение слышать и выделять первый и последний звук в слове;
• Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
• Формирование умения работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками чтения.
Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра
Моя работа построена по следующей системе:
Звук (гласные, согласные звуки)
Предлагаемые дидактические игры и упражнения:
• «Поймай звук»
• «Назови картинку и найди звук (первый, последний.)»
• «Замкни цепочку»
• «Найди фишке место».
Слово (звуковой анализ слов, деление слов на слоги)
Предлагаемые дидактические игры и упражнения:
• «Составь слово»
• «Измени слово»
• «Составь слово из слогов»
• «Соедини рисунок со схемой».
Буква (знакомство с буквами)
Предлагаемые дидактические игры и упражнения:
• «Рассели животных»
• «Собери букет»
• «Угадай-ка».
Предложение (Составление распространенных предложений,
формирование умений строить схему предложений)
Предлагаемые дидактические игры и упражнения:
• «Напишем кукле письмо»
• «Добавь слова»
• «Составь фразу»
• Придумай предложение.
Чтение (слоговое, текстовое)
Предлагаемые дидактические игры и упражнения:
• «Разгадай ребус»
• «Соедини стрелкой»
• «Читаем сами».
Основными задачами моей работы стали:
• развитие у детей интереса к работе со звучащим словом;
• формирование у детей умения различать твердые и мягкие согласные звуки, гласные звуки русского языка;
• интереса к дальнейшему изучению родного языка, прочные навыки чтения и грамотного письма.
Дидактические игры и упражнения, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы. С другой - решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков. В игре дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Игра стимулирует познавательную активность, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Помня слова А. С. Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», каждому педагогу необходимо научиться умело использовать игру.
Уважаемые коллеги я хочу вам предложить несколько игровых заданий.
Задание №1. Д/ и: «Аквариум».
Цель этой игры: закреплять умение выделять место звука в слове.
Ход игры: (на примере звука «Ш»)
Я буду называть слова с данным звуком, а вы – пускать рыбку в первый, средний или последний аквариум. Затем считаете рыбок и узнаёте, в каком аквариуме плавает больше рыбок.
Задание №2 Д/ и: «Собери букет».
В этой игре может решаться несколько программных задач :
• упражнять детей в определении заданного звука в слове. Закреплять умение соотносить звук и букву.
Положите перед собой карту, на которой изображена ваза со стеблями и цветы с картинками на закрепляемый звук.
Вставьте в кармашек Букву Р:
- Сегодня мы будем составлять букет из цветов. Но не все цветы подойдут для букета. На вазе буква Р, значит и цветы-картинки мы будем выбирать со звуком Р.
• Упражнять в дифференциации звуков [с-ш] в словах и словосочетаниях. Развивать фонематический слух – тренировать в определении наличия данного звука в слове.
две вазы, на одной из которых в кармашке буква С, а на другой – буква Ш.
- Сегодня мы будем составлять букеты для Сони и Маши. Соне нравятся цветы-картинки со звуком [С], а Маше – цветы-картинки со звуком [Ш]. Определяем наличие того или иного звука и собираем букеты.
• упражнять детей в делении слов на слоги.
две вазы, на которых в кармашках слоговые схемы и цветы-картинки.
- Сегодня к нам в гости пришли девочки – Роза и Тамара.
- Давайте произнесё м их имена по слогам: Ро-за, Та-ма-ра.
- Посчитайте, сколько слогов в каждом имени?
- Сейчас мы будем собирать букеты для девочек. В первую вазу цветы для Розы (согласно схеме, во вторую для Тамары.
Задание №3 Д/у «Составь и прочти пословицу по первым буквам».
Пожалуйста, запишите первые буквы и прочтите пословицу.
Сейчас я хочу предложить несколько игровых заданий, а вы самостоятельно выполните их и подумайте, какие задачи могут решаться:
1. умение находить слог в слове;
2. находить соответствующую слову модель;
3. соединять рисунок со схемой, соответствующей положению буквы в слове.
И в заключении хотелось бы сказать о том, что, наработанная система игр по обучению грамоте помогает эффективно решать задачи данного раздела программы, строить интересный педагогический процесс, основываясь на ведущем виде деятельности дошкольника – игре.