Папки-передвижки

Игровой тренинг «Обучение дошкольников грамоте» (старшие, подготовительные группы)

Романовская Олга
Игровой тренинг «Обучение дошкольников грамоте» (старшие, подготовительные группы)

Цель: показать педагогам эффективность использования игровых технологий в обучении дошкольников грамоте и передать педагогический опыт проведения игр.

Уважаемые коллеги! Хочу поделиться своим педагогическим опытом по использованию игровых технологий при обучении дошкольников грамоте.

Публикация «Игровой тренинг „Обучение дошкольников грамоте“ (старшие, подготовительные группы)» размещена в разделах

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования представлена образовательная область «Речевое развитие», которая предполагает формирование у детей речи, как средство общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте :

• Формирование звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, сонорных);

• Формирование фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

• Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т. е. выделять начальный звук из состава слова; анализ звуков; анализ прямых и обратных слогов; умение слышать и выделять первый и последний звук в слове;

Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.

• Формирование умения работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками чтения.

Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра

Моя работа построена по следующей системе:

Звук (гласные, согласные звуки)

Предлагаемые дидактические игры и упражнения:

«Поймай звук»

• «Назови картинку и найди звук (первый, последний.)»

«Замкни цепочку»

«Найди фишке место».

Слово (звуковой анализ слов, деление слов на слоги)

Предлагаемые дидактические игры и упражнения:

«Составь слово»

«Измени слово»

«Составь слово из слогов»

«Соедини рисунок со схемой».

Буква (знакомство с буквами)

Предлагаемые дидактические игры и упражнения:

«Рассели животных»

«Собери букет»

«Угадай-ка».

Предложение (Составление распространенных предложений,

формирование умений строить схему предложений)

Предлагаемые дидактические игры и упражнения:

«Напишем кукле письмо»

«Добавь слова»

«Составь фразу»

• Придумай предложение.

Чтение (слоговое, текстовое)

Предлагаемые дидактические игры и упражнения:

«Разгадай ребус»

«Соедини стрелкой»

«Читаем сами».

Основными задачами моей работы стали:

• развитие у детей интереса к работе со звучащим словом;

• формирование у детей умения различать твердые и мягкие согласные звуки, гласные звуки русского языка;

• интереса к дальнейшему изучению родного языка, прочные навыки чтения и грамотного письма.

Дидактические игры и упражнения, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы. С другой - решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков. В игре дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Игра стимулирует познавательную активность, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Помня слова А. С. Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», каждому педагогу необходимо научиться умело использовать игру.

Уважаемые коллеги я хочу вам предложить несколько игровых заданий.

Задание №1. Д/ и: «Аквариум».

Цель этой игры: закреплять умение выделять место звука в слове.

Ход игры: (на примере звука «Ш»)

Я буду называть слова с данным звуком, а вы – пускать рыбку в первый, средний или последний аквариум. Затем считаете рыбок и узнаёте, в каком аквариуме плавает больше рыбок.

Задание №2 Д/ и: «Собери букет».

В этой игре может решаться несколько программных задач :

• упражнять детей в определении заданного звука в слове. Закреплять умение соотносить звук и букву.

Положите перед собой карту, на которой изображена ваза со стеблями и цветы с картинками на закрепляемый звук.

Вставьте в кармашек Букву Р:

- Сегодня мы будем составлять букет из цветов. Но не все цветы подойдут для букета. На вазе буква Р, значит и цветы-картинки мы будем выбирать со звуком Р.

• Упражнять в дифференциации звуков [с-ш] в словах и словосочетаниях. Развивать фонематический слух – тренировать в определении наличия данного звука в слове.

две вазы, на одной из которых в кармашке буква С, а на другой – буква Ш.

- Сегодня мы будем составлять букеты для Сони и Маши. Соне нравятся цветы-картинки со звуком [С], а Маше – цветы-картинки со звуком [Ш]. Определяем наличие того или иного звука и собираем букеты.

• упражнять детей в делении слов на слоги.

две вазы, на которых в кармашках слоговые схемы и цветы-картинки.

- Сегодня к нам в гости пришли девочки – Роза и Тамара.

- Давайте произнесё м их имена по слогам: Ро-за, Та-ма-ра.

- Посчитайте, сколько слогов в каждом имени?

- Сейчас мы будем собирать букеты для девочек. В первую вазу цветы для Розы (согласно схеме, во вторую для Тамары.

Задание №3 Д/у «Составь и прочти пословицу по первым буквам».

Пожалуйста, запишите первые буквы и прочтите пословицу.

Сейчас я хочу предложить несколько игровых заданий, а вы самостоятельно выполните их и подумайте, какие задачи могут решаться:

1. умение находить слог в слове;

2. находить соответствующую слову модель;

3. соединять рисунок со схемой, соответствующей положению буквы в слове.

И в заключении хотелось бы сказать о том, что, наработанная система игр по обучению грамоте помогает эффективно решать задачи данного раздела программы, строить интересный педагогический процесс, основываясь на ведущем виде деятельности дошкольника – игре.

Публикации по теме:

Сценарий праздника в бассейне «Остров невезения» (старшие и подготовительные группы) «Остров невезения» Дата проведения 20.10.2020г. Место проведения МАДОУ детский сад №116 городского округа г. Уфа РБ Время проведения 11.00.

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Дистанционное обучение дошкольников средней группы по теме недели «Грибы»Дистанционное обучение дошкольников средней группы по теме недели «Грибы» Дистанционное обучение предполагает рекомендации для родителей по воспитанию и обучению детей. Это задания, упражнения и игры с детьми для.

Дистанционное обучение дошкольников средней группы по теме недели «Ягоды»Дистанционное обучение дошкольников средней группы по теме недели «Ягоды» Дистанционное обучение предполагает рекомендации для родителей по воспитанию и обучению детей. Это задания, упражнения и игры с детьми для.

Дистанционное обучение дошкольников средней группы по теме недели «Комнатные растения»Дистанционное обучение дошкольников средней группы по теме недели «Комнатные растения» Дистанционное обучение предполагает рекомендации для родителей по воспитанию и обучению детей. Это задания, упражнения и игры с детьми для.

Дистанционное обучение дошкольников средней группы по теме недели «Народные промыслы»Дистанционное обучение дошкольников средней группы по теме недели «Народные промыслы» Дистанционное обучение предполагает рекомендации для родителей по воспитанию и обучению детей. Это задания, упражнения и игры с детьми для.

Дистанционное обучение дошкольников средней группы по теме недели «Насекомые»Дистанционное обучение дошкольников средней группы по теме недели «Насекомые» Дистанционное обучение дошкольников средней группы по теме недели «Насекомые» В силу сложившихся обстоятельств мы оказались перед необходимостью.

Финансовое обучение старших дошкольников в игровой форме «Буратино в гостях у Гномов Экономов»Финансовое обучение старших дошкольников в игровой форме «Буратино в гостях у Гномов Экономов» Образовательная деятельность с детьми 6-7 лет «Буратино в гостях у Гномов - Экономов» Образовательная область: Познавательное развитие».

Игровой тренинг с детьми старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие»Игровой тренинг с детьми старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие» Цель: Эмоциональное и социально-коммуникативное развитие детей. Задачи: - Закрепить с детьми представления об основных эмоциях;.

Клубный час «Где Дон да поля, там и Родина моя» старшие и подготовительные группыКлубный час «Где Дон да поля, там и Родина моя» старшие и подготовительные группы В нашем детском саду проходил очередной «Клубный час». Так как наш детский сад в 2017 году получил статус образовательное учреждение «казачий»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровой тренинг «Обучение дошкольников грамоте» (старшие, подготовительные группы)
Опубликовано: 27 декабря 2021 в 14:17
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД