Щепелина Ольга Васильевна
Игровые технологии в работе с дошкольниками с нарушениями речи
Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. Использование игры и игровых технологий оказывают большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями. Почему работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях? Постановка и автоматизация звуков – это длительный и однообразный процесс. Ребенку надо бесконечное количество раз повторить артикуляционные упражнения, слоги, слова, предложения с определенным звуком. Это неинтересно и со временем занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться. И именно игра, как основной вид деятельности дошкольника помогает в преодолении этих трудностей.
Публикация «Игровые технологии в работе с дошкольниками с нарушениями речи» размещена в разделах
Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к логопедическим занятиям и увеличение результативности коррекционно-развивающей работы.
Артикуляционная гимнастика дается детям нелегко, отнимает много энергии, требует усидчивости и терпения. Прибавив к упражнениям немного игровой ситуации и увлекая в мир веселого Язычка, у ребят исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных артикуляционных укладов. А стихотворное и наглядное сопровождение упражнений превратит артикуляционную гимнастику в веселую игру. Использую комплексы артикуляционной гимнастики в картинках, разработанные для постановки всех групп звуков, альбомы "Сказка о веселом язычке", "Уроки правильной речи"; игровые пособия «Артикуляционные кубики», «Гимнастика для язычка».
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте так как игра является ведущей деятельностью в этот период](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1499688-1679681447.jpg)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Использование игры и игровых технологий оказывают большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1499688-1679681537.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Ребенку надо бесконечное количество раз повторить артикуляционные упражнения слоги слова предложения с определенным звуком](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1499688-1679676401.jpg)
Развитию правильного речевого дыхания помогает использование музыкальных инструментов: дудочки, свистульки; игровые пособия «Сдуй снежинку», «Бабочка лети», «Задуй свечку», «Попьём чайку», «Дуйбол», «Прожорливые овощи» и т. д.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Это неинтересно и со временем занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1499688-1679676724.jpg)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 И именно игра как основной вид деятельности дошкольника помогает в преодолении этих трудностей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1499688-1679679790.jpg)
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Публикация Игровые технологии в работе с дошкольниками с нарушениями речи размещена в разделах Работа с Особыми детьми](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1499688-1679680042.jpg)
Развитию мелкой моторики пальцев рук детей способствует игровой самомассаж, игры с пальчиками с речевым сопровождением, дидактическое пособие «Бизиборд», шнуровки, игры с прищепками, пальчиковый кукольный театр,
Автоматизации поставленных звуков помогают игровые упражнения из альбомов Комаровой Л. А. «Автоматизация звуков в игровых упражнениях»: «Угадай что звучит», «Какое слово отличается?», «Найди звук», «Угадай слово»; игровые приёмы «Заведи моторчик», «Волшебная дорожка», «Лабиринты», «Подбери словечко», «Четвертый лишний» (из слов с заданным звуком, «Исправь предложение», «Веселый поезд», «Волшебная дорожка» и
другие.
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Автоматизации поставленных звуков помогают игровые упражнения из альбомов Комаровой Л](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1499688-1679676916.jpg)
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Развитию фонематического слуха и звукового анализа помогает использование звуковых линеек игровые упражнения Поймай заданный звук Звонкий глухой Звукоедик Домики для звуков](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1499688-1679677541.jpg)
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Все эти игры являются многофункциональными не требуют много времени на подготовку и сложного оборудования](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1499688-1679681655.jpg)
Развитию фонематического слуха и звукового анализа помогает использование звуковых линеек; игровые упражнения «Поймай заданный звук», «Звонкий – глухой», «Звукоедик», «Домики для звуков». Использование пособия "Шумовые баночки" способствует формированию первоначального фонематического слуха ; дидактическая игра «Камень-вата» помогает в формировании у дошкольников понятий "мягкие и твердые звуки" и др. Все эти игры являются многофункциональными, не требуют много времени на подготовку и сложного оборудования.
Таким образом, использование игровых методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки.