Лучший педагог года

Опыт работы «Игры для развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста»

Тимошенко Ольга Германовна
Опыт работы «Игры для развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста»

Игры для развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста

Именно игровая система наиболее благоприятствует закреплению и расширению кругозора детей в окружающем мире: в своей семье, городе, стране, профессиях и т. д. Игры с опорой на наглядность, словесные, с правилами и игровыми ситуациями в доступной и интересной форме развивают познавательность, пытливость, желание познавать разнообразный мир, который находится в близком окружении или на большом расстоянии.

Публикация «Опыт работы „Игры для развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Игра-эксперимент с землей

1. Дайте каждому ребенку бумажный пакет и ложку: «Пойдем копать землю»

2. Найдите открытый кусочек почвы и наберите немного земли в бумажные пакетики. Наполните их землей на полтора-два сантиметра.

3. Вернувшись в группу, высыпите землю в мисочки. Предложите детям лечь на живот и вблизи рассмотреть землю.

4. Почва – это верхний слой планеты Земля. Потрогайте почву пальчиками. Какая она на ощупь? Она кажется легкой или тяжелой? Легко ли она пересыпается между пальцами?

5. Какие цвета вы видите в земле?

6. Понюхайте землю. Как бы вы описали запах земли?

7. Кто-нибудь заметил в земле что-то интересное? Маленького жучка? Большой камешек? Листочек? Сравните наблюдения детей.

Дополнительное задание

Если на улице идет дождь или дождь был вчера, изменится ли земля?

Налейте немного воды в миску с землей. Размешайте землю в воде ложками. Стала ли она другой с виду? Кажется ли она другой на ощупь? Появился ли у нее другой запах? Что вы сделали? Грязь! А для чего она необходима?

Игра «Город»

Если найдется большой лист ватмана (или кусок обоев, можно всем вместе нарисовать целый город с дорогами, стоянками автомашин, бензоколонками и т. п. На этом листе, помимо нарисованных, можно установить дома из конструктора и башни из кубиков, устроить территорию для пожарной команды, посадочную площадку для вертолетов, выстроить многоярусный гараж и т. д. Придумайте различные ситуации (нужно заправиться, потушить пожар, привезти продукты в магазин, вызвать вертолет и пр.) и играйте, используя все машинки, имеющиеся в вашем распоряжении.

«Что делать, если?.»

Попросите детей придумать как можно больше вариантов того, что делать, если, например, нужно узнать, который час. Ответы могут быть самые разные – вероятные и невероятные: «Посмотреть на часы», «Послушать информацию по радио или телевидению», «посмотреть на часы на мониторе компьютера», «Посмотреть на расположение солнца на небе», «Спросить у мамы», «Понаблюдать за цветами», «Спросить у прохожего» и т. д.

Другие возможные ситуации для игры:

1. Что делать, если начался сильный дождь, а у тебя нет зонта?

2. Что надо делать, чтобы узнать погоду на улице?

3. Что делать, если ты один в квартире и в дверь стучит неизвестный человек?

4. Что делать, если ты один в квартире и начался пожар?

5. Что делать, если ты плыл в лодке и, она перевернулась?

«Изобретатели»

Вы выбираете какой либо предмет и просите малыша назвать как можно больше вариантов, для чего этот предмет можно использовать. При этом обратите внимание на то, что в этой игре можно и даже нужно выходить за рамки обычного (традиционного) применения предметов и придумывать необычное.

Например, как можно использовать простой деревянный карандаш? Конечно, прежде всего, он предназначен для рисования. Но, кроме того, его можно использовать как указку у доски, как дрова для разжигания костра, как палочку, с помощью которой можно дотянуться до предмета, который не достает рука, как временную закладку при чтении книги, как палочку, с помощью которой можно размешать краску в банке и, т. д.

Теперь пусть дети попробуют изобрести новое применение для таких предметов, как канцелярская кнопка, линейка, скрепка, яйцо от «Киндер-сюрприза», палочка от «Чупа-чупса», школьный пенал и др.

Можно устроить соревнование, кто больше назовет вариантов применения одного и того же предмета.

Речевые игры

Лингвистические игры разнообразны: настольные, подвижные со словесными приговорками, подражания, пантомимы, инсценировки, драматизация и т. п. Именно благодаря им у детей происходит становление культуры речи и общения, формируется выразительность и четкость произношения слов, правильность ударения, грамотность, ясность, умение верно излагать свои мысли, чтобы быть понятыми другими

Капельки-игры «Слышим ли мы звуки»

«Где звук?» (Определение позиции звука в словах).

«Кто больше?» (Придумать слова с определенным звуком).

«Приготовьте обед», используя овощи, в названии которых есть твердый и мягкий звук «к».

«В домик надо поселить животных», в названии которых есть твердый и мягкий звук «Л».

Назовите цветы, в названии которых есть твердый согласный звук «м».

Перечислите продукты, в названии которых есть твердый и мягкий «м».

.Игра «Заменяем звуки»

Обратите внимание детей на то, что, если меняется хотя бы один звук в слове, полностью меняется смысл этого слова (день-пень, лень-тень). Попросите детей самостоятельно заменить первый звук в слове так, чтобы получилось другое слово.

Например:

рот- …кот, лак-…мак, дуб-…зуб, мед-…лед, порт-…торт, пар-…шар, калина-…малина, соль-…моль, роль, боль и т. п.

Чтобы разнообразить игру, попросите заменить последний звук в слове так, чтобы получилось другое слово, при этом не стремитесь сразу давать сложные задачи, предлагайте сначала короткие слова.

Например:

нос-…нож, сыр-…сыч, сом-…сон, бал-…бак, плуг-…плут.

Когда дети научатся легко справляться с этими задачами, игру можно усложнить, предложив поменять в слове второй звук.

Например:

Бык-…бок, лук-…люк, кит-… кот, дым-…дом, бинт-…бант, кашка-…кошка, шишка-…шашка.

«Игра – загадка»

Вы загадываете слово и закрашиваете квадратики соответственно звуковому составу слова, вами задуманного. Для примера возьмем слово «пальто». Значит, первый звук твердый согласный, второй - гласный, третий - мягкий согласный, четвертый – твердый согласный., пятый – гласный. По привычке дети будут придумывать под эту схему разные слова: майка, почта, тачка. Но очень скоро они убеждаются в том, что так трудно угадать единственное загаданное слово. Тогда мы предлагаем задавать вопросы, но продуманные, не повторяющиеся, исходящие от предыдущего (это тоже бывает трудным).

- Это живое? – нет, не живое!

- Это предмет? – Да.

- Этот предмет есть у нас дома? – Да.

Это мебель? – Нет.

Это посуда? – Нет.

Это одежда? – Да.

Это носят зимой? – Да.

Ребенок смотрит на схему и может угадать, что взрослый загадал слово «пальто». Если же не угадывает, то вопросы продолжаются.

«Буквенный конструктор»

Для проведения игры потребуется один или несколько (по количеству детей) наборов элементов букв (можно счетные палочки). Ведущий называет букву, которую требуется сконструировать, например «Н». Затем дети должны рассказать, какие элементы и в каком количестве были использованы при конструировании этой буквы.

Следующее задание ведущего: не изменяя ни самих элементов, ни их количества, сконструировать новую букву или несколько. Выигрывает тот, кто предложит большее число новых букв.

Математические игры

«Хороший урок по арифметике – это урок домашнего хозяйства или домашней экономии…» Эти слова принадлежат К. Д. Ушинскому. Математика, конечно, должна быть интересной, веселой и доступной. И тогда она увлекает детей. Именно игры помогают ненавязчиво, без давления закрепить математические взаимозависимости в различных жизненных обстоятельствах.

«Сколько в руке?»

Ведущий берет в руки определенное количество предметов – от одного до десяти – и объявляет играющим, сколько всего их у него. После этого за спиной раскладывает предметы в обе руки и просит детей угадать, сколько их в какой руке. Играющие по очереди отвечают на вопрос. Тот, кто угадает, становится ведущим. Ребенок, назвавший числа, сумма которых не соответствует спрятанному количеству предметов, платит штраф (прыгает, бегает столько кругов, сколько в сумме соответствуют названные им числа и т. д.).

«Кто соседи?»

В игре могут участвовать двое и больше детей. Играющие встают в круг, один берет в руки мяч. Он бросает мяч партнеру, называя число от одного до десяти. Поймавший мяч должен назвать соседние числа (числа на один больше и меньше названного). После этого он называет свое число и бросает мяч следующему.

«Сколько?»

- Солнышек на небе?

- Огоньков у светофора?

- Колес у машины?

- Глаз у совы?

- Пальцев у перчатки?

- Цветов у радуги?

- Времен года?

- Членов твоей семьи?

- Друзей?

Игры – задачки «Дни недели»

- «Сегодня четверг, а в лес мы пойдем через неделю. В какой день мы пойдем в лес?»

- «День рождения у Марины в понедельник, а сегодня только среда. Сколько дней до дня рождения девочки?»

- «Мы пойдем на прием к врачу во вторник, а сегодня четверг. Через сколько дней мы пойдем к врачу?»

- «Света уехала к бабушке в субботу. Мама обещала приехать к ней через 5 дней. В какой день недели приедет мама?»

- «Женя пойдет в цирк через 3 дня. Сегодня воскресенье. В какой день недели состоится цирковое представление?»

Экологические игры

Как воспитать правильное отношение к природе, интерес к таинственному миру растений, бережное отношение к животным и птицам? На первом месте, безусловно, стоят непосредственное ознакомление с природой и посильный труд. Но игра, как специфическая деятельность, оказывает огромное влияние на формирование экологической культуры детей. Как нас природа кормит и поит, как она иногда «шалит», защищает, радует, учит и помогает – все это ребята постигают в экологических играх.

Отгадывание загадок об овощах, фруктах, деревьях, цветах, птицах, животных и т. д.

«Кто что услышит в осеннем лесу?»

В осеннем лесу можно услышать:

- птичьи голоса,

- свои шаги,

- шорох листьев,

- песню птиц,

- треск сломанной ветки,

-шорох лапок – идет ежик,

- стук дятла,

- разговоры грибников и т. д.

Игра с листочками

Ведущий дает задания детям с осенними листочками:

- листочку осинки сделать головной убор из простой косынки;

- у кого кленовый лист, тот – артист-эквилибрист. Может в цирке выступать, палку на руке держать;

- дубовый листок вспоминает стишок или песенку об осени;

- у кого березки лист, тот мимический артист: ничего не говорит, жестом все изобразит;

- у кого листок рябинки, говорите без запинки: «Жил колпак под колпаком, с колпачихой был знаком»;

-у кого лист липы, тот загадает загадку и т. д.

Игра «Да – нет»

Ведущий: «Может ли сазан забраться в океан?»

Все: «Нет» (это речная рыба)

Ведущий: «Может ли дрозд отморозить хвост?»

Все: «Нет» (он зимует на юге)

Ведущий: «Может ли оса взлететь на небеса?»

Все: «Да»

Ведущий: «Может ли барсук залезть за шишками на сук?»

Все: «Нет. А вот белка может»

Ведущий: «Может ли кулик прикусить себе язык?»

Все: «Нет» (у птиц нет зубов)

Ведущий: «Может ли тюлень на боку лежать весь день?»

Все: «Да»

Ведущий: «Может ли синица на крыше поселиться?»

Все: «Да»

Игра «Вопрос – ответ»

- Какое слово лишнее?

ОКУНЬ, ЩУКА, ЗАЯЦ, КАРАСЬ.

- Какое слово для реки самое главное?

ИЛ, ВОДА, СОМ, РАК.

- У рыбы есть всегда:

ПЛАВНИКИ, ЧЕШУЯ, УСЫ, ХВОСТ

- Медведи, рыбы спят зимой, а птицы?

- Летом рыбы, а зимой?

Игра «Угадай деревья по веткам и плодам»

Публикации по теме:

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаДидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»,.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.

Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть)Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть) Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть). Дети 6 - 7 лет умеют устанавливать причинно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Игры для развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 16 декабря 2019 в 20:49
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД