Татьяна Денисова
Игры и игровые пособия в STEAM-технологии по экологическому воспитанию дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Применение STEAM в экологическом воспитании - это подход к обучению STEAM дисциплинам, при котором перед дошкольниками ставятся задачи по поиску решения реальных экологических проблем.
Такой подход выступает эффективным средством мотивации воспитанников ДОУ, ведь обучение проходит в природной и социокультурной среде, которая используется в качестве контекста образовательного опыта, он может выступать как элемент мотивации детей к познанию законов природы и взаимосвязей между ней и социумом, а также стать условием формирования у них исследовательской компетентности в ходе выполнения эколого-экспериментальных проектов. Интеграция STEAM-технологий и экологического воспитания базируется на использовании:
Публикация «Игры и игровые пособия в STEAM-технологии по экологическому воспитанию дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-семейных проектах экологического содержания;
- STEAM-мероприятиях в природной среде;
-эколого-экспериментальных проектах;
-использовании STEAM- лаборатории в экологических экспериментах.
Образовательная деятельность в STEAM-лаборатории, это всегда попытка решить какую-то реальную проблему. Дети работают в командах, исследуют, ставят эксперименты, придумывают конструкции, создают мультфильмы.
Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах предметов, явлений, их взаимосвязях и взаимоотношениях друг с другом, другими предметами, а также со средой, в которой они находятся.
Доказано благотворное влияние опытно-экспериментальной деятельности на целостное развитие ребенка:
-благодаря протяженным во времени экспериментам развивается память;
- в связи с необходимостью совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения активизируются мыслительные процессы;
- желание рассказать об увиденном, обсудить обнаруженные закономерности и выводы, развивает речь.
- в области экологического воспитания экспериментирование особенно важно, именно осознание единства природы, тесной связи всего со всем, позволит ребенку в настоящем и будущем правильно строить свое поведение по отношению к природе.
Дети опытным путем получают неоценимые по своей важности знания. Такие знания остаются на всю жизнь, так как ребенок не просто слушал рассказ взрослого, а сам лично наблюдал процесс, участвовал в нем, эмоционально переживал, строил предположения, видел результат.
Задачи модуля :
-формирование представлений об окружающем мире в опытно-экспериментальной деятельности;
-осознание единства всего живого в процессе наглядно-чувственного восприятия;
-формирование экологического сознания
Слайд 5
Модуль подразделяется на три раздела:
1. Изучение неживой природы :
- Вода: «Какого цвета вода?» «Есть ли у воды вкус и запах?» «Что будет с водой на морозе?» «Тонет — не тонет». «Поверхностная плёнка воды». «Что растворяется в воде?» «Как очистить воду?» «Чем солёная вода отличается от пресной?» «Выращиваем соляные кристаллы».
-Воздух: «Что такое воздух?» Опыт «Сухой из воды». Опыт «Воздушные вихри». Опыт «Узнаём объём лёгких». «Имеет ли воздух вес?» «Как летит воздушный шар?» «Где может прятаться воздух?» «Есть ли воздух в воде?» «Воздух в аквариуме». «Воздух и запах». «Воздушные фокусы». «Давление воздуха и ветер».
-Камни, песок, глина и почва: «В царстве камней». «Где рождаются камни?» «Осторожно, уксус!» Опыт «Найдём известняк». «Собираем коллекцию камней». «Исследуем песок». «Песочные часы». Опыт «Взвешиваем песок». «В пустыне». Опыт «Песчинки — обитатели пустыни». «Знакомство с глиной». «Из чего состоит почва?» «Есть ли в почве воздух и вода?» «Осторожно, огонь!»
- Магнит: «Притянет – не притянет» «Магнитные полюса», «Не замочи рук», "Загадочная бумага», «волшебный магнит», «Действует ли магнит через другие материалы?», «Магниты действуют на расстоянии», «передача магнитных свойств обычному железу»
2. Изучение живой природы :
- Насекомые: «Кто такие насекомые?» «Для чего такой окрас?» «Такие разные лапки». «Роль насекомых в природе». «Голоса насекомых». «О крылышках». «Появление бабочки». «Появление божьей коровки».
-Растения: «Где семечку лучше живётся?» «Луковая семейка». «Чувствуют ли растения доброе отношение?»
3. Изучение оптических явлений
- Стекло: «Воды не боюсь, а ударь — разобьюсь»; «Удивительный мир стекла»; «Как получается радуга?»; «Для чего используют стекло?»; «Волшебство через стеклышко».
Что же может входить в исследовательскую лабораторию?
- Пробирки самых различных размеров
- Воронки различных диаметров
-Пипетки, пинцеты
- сачок с переносной пробиркой
-Мерные стаканчики
- Весы
- Лупы
- Цветные стекла, Пятиколор
-Различные наборы типа «Юный энтомолог», Обсерватория для насекомых, Малая студия жужжания, Горка для муравья, Увеличительная шкатулка, Набор «Исследователь природы», Чашка Петри 3-секционная, Пинцет-лупа, Стол для игр с водой и песком и многое другое.
Детская цифровая лаборатория состоит из 8 лабораторий, каждая из которых посвящается отдельной теме:
• Температура
• Свет
• Электричество
• Кислотность
• Магнитное поле
• Пульс
• Сила
• Звук
Набор экспериментов, предложенных в модуле, поможет увлечь детей изучением самых разных свойств окружающего мира. В выборе содержания занятий ориентируйтесь на интересы детей, не навязывая им те сведения, которые ещё сложны для их понимания. Наблюдайте, чем интересуются дети на прогулке, какие вопросы задают. Внимательное отношение поможет выбрать именно те занятия, которые будут отвечать актуальным познавательным потребностям. Меру непосредственного участия детей в проведении эксперимента определяйте в зависимости от их количества и степени подготовленности. Специальные материалы, представленные в модуле, помогут привлечь внимание детей к экспериментированию, облегчат педагогам и родителям поиск необходимого оборудования, сделают занятия в образовательной организации и дома яркими и интересными.