Валентина Чистякова
Игры и упражнения для формирования словообразовательных навыков
▼ Скачать + Заказать документы
Младший дошкольный возраст
1. Игровое упражнение «У меня нос, а у тебя?»
Оборудование:
нет
Дидактическая задача:
Учить образовывать слова с суффиксами уменьшительности и ласкательности.
Игровая задача:
Назвать слово ласково.
Игровые действия:
Воспитатель называет части своего тела, а ребёнок повторяет их, используя суффикс уменьшительности.
Правила игры:
Воспитатель называет части своего тела, а ребёнок повторяет их, используя суффикс уменьшительности.
- У меня нос, - говорит воспитатель.
- А у меня носик.
Публикация «Игры и упражнения для формирования словообразовательных навыков» размещена в разделах
- У меня уши (а у меня ушки) и т. п.
2. Игровое упражнение «Где наши ручки?»
Оборудование:
нет
Дидактическая задача:
Учить образованию форм родительного падежа множественного числа существительных.
Игровая задача:
Повторить слова и движения за воспитателем.
Игровые действия:
Дети сидят на стульчиках, воспитатель обращается к ним, дети повторяют за ним слова и движения.
Правила игры:
Дети сидят на стульчиках, воспитатель обращается к ним:
- Где наши ручки? Нет наших ручек? (Прячет руки за спину. Дети повторяют).
- Вот наши ручки! (Показывают руки, играют пальцами).
- Где же наши ножки? Нет наших ножек? И т. п. -3 раза.
Средний дошкольный возраст
1. Дидактическая игра «Почтальон принес открытку»
Оборудование:
Открытки по количеству детей.
Дидактическая задача:
Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит, трубит и т. д.)
Игровая задача:
Правильно назвать действие персонажа и запомнить изображение.
Игровые действия:
Воспитатель рассматривает с детьми открытки. Те, кому они адресованы должны правильно назвать действие персонажа и запомнить изображение на открытках.
Правила игры:
Воспитатель рассматривает с детьми открытки. Те, кому они адресованы должны правильно назвать действие персонажа и запомнить изображение на открытках.
Воспитатель:
- Ребята нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой картинке нарисован? Правильно девочка. Что она делает? Да шьёт. Эта открытка адресована Пете. Кто здесь? Дети? А что они делают? И ты, Петя, запомни свою открытку.
- Теперь я проверю, запомнили ли вы свои открытки «Дети катаются» Чья открытка? Повтори её названия и т. д.
Итог игры:
Побеждает тот, кто правильно запомнил свою открытку.
2. Игровое упражнение «Поможем куклам разобрать картинки»
Оборудование:
Две куклы, коробка с набором картинок по числу детей.
Дидактическая задача:
Закрепление наименований предметов, развивать умения классифицировать их по обобщающим словам: мебель, посуда, игрушки, одежда, фрукты, овощи.
Игровая задача:
Помочь куклам разобрать карточки.
Игровые действия:
У каждого ребенка — карточка. По просьбе кукол выходят дети с определенными карточками.
Правила игры:
Воспитатель раздает детям картинки. Куклы спрашивают, что на них нарисовано. По просьбе кукол выходят все дети, у кого на картинках нарисована одежда. Все внимательно смотрят и проверяют правильно ли выполнена просьба. Затем аналогично группируются другие картинки.
Старший дошкольный возраст
1. Игровое упражнение «Мишка-музыкант»
Оборудование:
Открытки с изображением музыкантов и музыкальных инструментов (мишка-горнист, заяц-барабанщик, лиса-гитарист, заяц-балалаечник и др.); игрушки-пианино детское, балалайка, барабан, гномик.
Дидактическая задача:
Формировать умение соотносить наименование музыкальных инструментов с названиями музыкальных специальностей. Активизация словарного запаса детей дошкольного возраста.
Игровая задача:
Отвечать на вопросы гномика, кто на чем играет.
Игровые действия:
В гости к детям пришёл гномик и принёс музыкальные инструменты. И предлагает детям поиграть и поугадывать, кто на каком музыкальном инструменте играет.
Правила игры:
В гости к детям приходит гномик. Он что-то принёс.
Воспитатель: что это у тебя, гномик?
Гномик: Хочу поиграть с ребятами. У меня здесь музыкальные инструменты. Это пианино, это барабан, а вот и балалайка. Барабан нужен барабанщику, пианино-пианисту. А для кого балалайка? Кто играет на балалайке? (Балалаечник).
Я принёс вам открытки. На них нарисованы разные музыканты. И я музыкант. Играю на разных инструмента. (Выставляет на панно открытки). Найдите горниста.
Дети показывают.
Правильно, это горнист, и он играет на горне (история о горне). А кто здесь гитарист? Как вы догадались? Кому нужна гитара?
Дети отвечают.
2. Дидактическая игра : «Запрещенные слова»
Оборудование:
Фишки.
Дидактическая задача:
Развивать умение у детей произвольно и осознанно выбирать подходящие слова.
Игровая задача:
Отвечать на вопросы воспитателя, не произнося «запрещенные слова».
Игровые действия:
Дети отвечают на вопросы воспитателя. За каждое правильно придуманное предложение без «запрещенных слов» ребенок получает фишку.
Правила игры:
Детям предлагается ответить на вопросы воспитателя предложением, не употребляя «запрещенные слова» (самые часто используемые). За каждое правильно придуманное предложение без «запрещенных слов» ребенок получает фишку.
1. Что делает котенок? (запрещенные слова: котенок, играет).
2. Что любит зайчик? (запрещенные слова: зайчик, морковка).
3. Какая лиса? (запрещенные слова: лиса, хитрая).
4. Что делает собака? (запрещенные слова: собака, лает).
5. Какая зима? (запрещенные слова: зима, холодная).
Итог игры:
Выигрывает тот, у кого больше всех окажется фишек.