Игры на развитие речевого и певческого дыхания

Светлана Церковная
Игры на развитие речевого и певческого дыхания

Игры на развитие речевого и певческого дыхания

Обычное физиологическое дыхание, как правило, неглубокое и равномерное: вдох равен выдоху. Характер физиологического дыхания зависит от физической и нервно-психической организации ребенка, а также от состояния его носоглотки, способа сидения на стуле и т. д. От характера дыхания зависит качество звучания детского голоса (вялый, напряженный, тусклый, звонкий).

Практика показывает, что прямое развитие певческого дыхания детей осуществляется с большим трудом, а опосредованное развитие — через речевое дыхание — позволяет более эффективно проводить эту работу.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста певческое дыхание пов-торяет тип речевого дыхания. И речевое, и певческое дыхание у детей более глубокое, интенсивное, т. к. рассчитано не на один слог, а на несколько слов. Поэтому развивать певческое дыхание лучше параллельно с речевым, поскольку способ выдоха — родственный: более длительный и экономный.

Экономный выдох связан с диафрагмальной мышцей, которая отделяет грудную клетку от брюшной полости. Диафрагмальная мышца является своего рода задвижкой (форточкой, дверцей, которая не дает воздуху моментально выйти из нижних отделов наших легких, тем самым позволяя нам сказать или пропеть целую фразу.

Профессиональные певцы и ораторы могут говорить или петь на диафрагмальном дыхании не только фразы, но и целые предложения. Вообще диафрагмальное дыхание очень полезно и для здоровья человека. Оно способствует полной вентиляции легких, а значит, и интенсивному кровообращению (кровь интенсивно доставляется ко всем частям тела). Кроме того, диафрагмальное дыхание осуществляет массаж брюшной полости, оздоравливая все находящиеся там внутренние органы. Это отчасти компен-

сирует недостаток двигательных нагрузок в нашей жизни. Конечно, эта информация только для взрослых, которые в состоянии понять и осознать ее значимость. А детям бесполезно объяснять, почему нужно дышать животом, им просто нужны специальные игровые упражнения, речевой и певческий материал, который исподволь, незаметно и, главное, постоянно тренирует диафрагмальную мышцу.

Качество речевого и певческого дыхания детей зависит не от количества вдыхаемого воздуха, а от правильного экономного выдоха, от умения распределять его на речевую или музыкальную фразу.

Цикл речевого и певческого дыхания состоит из трех основных моментов:

вдох короткий, но спокойный (в характере произведения,

затаивание, или задержка дыхания перед началом,

выдох более продолжительный, экономный, постепенный.

От качества дыхания зависит и характер атаки (начала) звука: твердый или мягкий.

Спокойное дыхание гарантирует речь или пение без напряжения. Излишнее напряжение дыхательных мышц ведет к повышению интонации, недостаток активности — к понижению.

В детском возрасте лучше использовать мягкую атаку: спокойный вдох и постепенный выдох ведут к мягкому, звонкому, легкому звучанию.

Навык речевого и певческого дыхания развиваем постоянно на каждом занятии и постепенно.

По возможности игры на дыхание соединяем с движениями туловища, рук, ног, пальцев и т. д. Сначала «разогреваем» мышцы дыхательной системы, помогаем устранению поверхностного, не ритмичного дыхания, нормализуем физиологическое спокойное, размеренное, плавное дыхание. Приведем пример такого упражнения.

Исходное положение (и. п.) — стоя, ноги на ширине плеч.

— Я превращаю вас всех в деревья, покачаемся, как дерево на ветру: в одну сто

рону — в другую, «кач»«кач», вдох — выдох, вдох — выдох и т. д.

И. п. — стоя. Поднять руку перед собой до уровня пояса, слегка согнуть ее и повернуть на ребро.

— Отведем руку, «как ветку дерева»: вправо — влево, вправо — влево, вдох — вы

дох, вдох — выдох и т. д.

И. п. — то же, только движения выполняем двумя руками.

Затем выполняем опять одной рукой, но той, которую присоединили к первой.

И. п. — тоже. Только движения выполняем так: собранную кисть одной руки, «как листик дерева», раскрываем вправо — закрываем влево, то же самое на вдох — выдох.

Продолжаем это упражнение по аналогии с предыдущим: исполняем двумя кистями, затем одной.

Продолжительность этой работы зависит от детей, их желания играть в наши обучающие игры. Всегда лучше не «доиграть», чем потерять их интерес. Есть много вариантов аналогичных игр.

Перейдем к следующему этапу работы.

Навык речевого и певческого дыхания в игровых упражнениях формируется постепенно с последующим усложнением. Начинаем с игр на развитие трех основных моментов речевого и певческого дыхания: вдох (короткий, задержка и постепенный выдох.

В самом начале полезно использовать игры на дыхание без звука. Например: «Все превращаемся в «ветер» и своим дыханием рисуем разные образы ветра (порывами, сильного и холодного, теплого и ласкового, еле заметного, спокойного)». Или всем раздаем» разноцветные шарики и начинаем их «надувать». Можно «устроить чей-нибудь день рождения»: задуть «свечи на торте».

Затем удлиняем выдох на звуках закрытых, экономных (шипящих или свистящих).

Для этого используем различные образы: как играет ветер с листвой, или как звучат пчела, жук, комар, спустился воздух из колеса машины, сердится кошка и т. д. (выдыхание на согласных звуках «ш», «ж», «з», «с», «ф»).

Постепенно усложняем работу дыхательных мышц, переходя на выдох самого закрытого гласного звука «у». Здесь помогут сначала образы самолета, поезда, с которыми можно поиграть: снижать и набирать высоту голоса, используя различные речевые или певческие регистры; «удалять и приближать движение поезда и самолета», изменяя громкость звучания голоса.

Далее тренируем выдох более открытых гласных «о», «а» в других играх с голосом: «Встреча язычка с жителями удивительной страны».

— цокать язычком

Язычок нарядился в башмачки с каблучками и отправился в путь-дорогу.

произнести с повышением

интонации

произнести с понижением

интонации

повторить вопрос

повторить ответ

Шел он, шел и пришел в удивительную страну, где все говорили не словами, а звуками. Язычок очень хотел понять жителей этой страны и поэтому все внимательно слушал, запоминал и повторял. Какой-то незнакомец обратился к Язычку с вопросом: «___/\?»

Язычок не понял и переспросил: «___/\?» На что незнакомец ответил: «У *** о». Язычок повторил: «У *** о». Новый знакомый нашего героя продолжал разговор: «у V* о -*" Ы?» — спросил он у Язычка. Язычок снова переспросил: «у V" о -*" Ы» На что незнакомец ответил: «У "^* о -^ а». Язычок повторил услышанное: «У "*** о -*^ а». Постепенно Язычок стал понимать своего нового собеседника и разговаривать с ним.

Варианты разговора с любыми фонемами.

Публикации по теме:

«Развитие речевого дыхания» (мастер-класс для родителей)«Развитие речевого дыхания» (мастер-класс для родителей) Цель: Информирование родителей о значимости работы по развитию речевого дыхания у детей. Ознакомление и демонстрирование игр и игровых упражнений.

Игровые упражнения на развитие речевого дыханияИгровые упражнения на развитие речевого дыхания Работа по развитию речевого дыхания очень важна для детей, поскольку она напрямую связана с работой по развитию речи. Развивать дыхание.

Игры на развитие речевого дыханияИгры на развитие речевого дыхания Развитие речевого дыхания Данная статья может использоваться педагогами как для выступления перед родителями на родительских собраниях так.

Игры на развитие речевого дыхания своими рукамиИгры на развитие речевого дыхания своими руками Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это ни что иное как энергетическая база для речевой.

Игры на развития речевого дыханияИгры на развития речевого дыхания Игры на развитие речевого дыхания В последнее время появилось много детей страдающих нарушением речи. У них, наблюдается слабость силы выдоха.

Игры по развитию речевого дыхания и моделирования голоса Игры помогающие модулировать силу, тембр и темп голоса. Упражнение№1 «Громко – тихо» Малыши разговаривают, шепотом, потому что кукла Катя.

Консультация для родителей: «Развитие речевого дыхания» (средняя группа) Порой родители не замечают, как говорит их ребенок. Им кажется так надо,умиляются,что ребенок смешно говорит. Но причина такого лепета кроется.

Развитие певческого дыхания у детей Развитие певческого дыхания у детей Пение – это искусство и сфера, требующая тончайшего инструмента для воплощения творческих задач. Этим.

Развитие речевого дыхания П А М Я Т К А Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание – это управляемый процесс. Количество выдыхаемого.

Консультация для родителей «Развитие речевого дыхания» Дыхание - одна из важнейших функций жизнеобеспечения человека. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Игры на развитие речевого и певческого дыхания
Опубликовано: 6 октября 2015 в 15:51
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. Международный день повара

Кто такой повар? Это специалист, способный из набора даже самых обыкновенных продуктов создать вкусное блюдо. И делать это не от случая к случаю, а каждый день, и по нескольку раз в день. Людям, которые...

20 октября. День пиццы на МААМ

Пицца знаменита на весь мир, ее можно заказать практически в любом уголке планеты. Такая популярность этого итальянского блюда объясняется не только ее замечательным вкусом, но и доступностью...

Игра по развитию речи с элементами двигательной активности «Найди место звука в слове»
Ни для кого не секрет, что обучение грамоте в дошкольном возрасте одно из самых трудных направлений в работе. У детей из-за активной умственной...
Интересная встреча или друг из Америки
Утро пятницы наши ребята ждали с нетерпением. Воспитанников групп компенсирующей направленности № 5 и 6 пригласили в городскую библиотеку им. В. Я. Ерошенко...
Конспект занятия по декоративной лепке «Листья танцуют и превращаются в деревья»
Конспект занятия по декоративной лепке "Листья танцуют и превращаются в деревья" Задачи : Вызвать у детей желание делать лепные картины. Познакомить с...