Атнюкова Татьяна
Игры по сенсорному развитию своими руками
Игры по сенсорному развитию своими руками
Одной из главных задач воспитания детей младшего возраста является формирование сенсорных способностей. Хотя ребенок раннего возраста еще не совсем готов к усвоению сенсорных эталонов, у него уже должны накапливаться представления о цвете, форме величине; развиваться тактильные, обонятельные, зрительные, слуховые анализаторы. Оказалось, решать эти вопросы непросто: покупными пластмассовыми пирамидками и вкладышами детей непривлечь. У них дома было много фабричных игрушек, да еще гаджеты родителей, которые постоянно бывали в маленьких ручках, но совсем неспособствовали их развитию. Я поняла, что традиционными играми и игрушками современного малыша не привлечь, необходимо что-то новое и не магазинное. Так появилась идея создать серию игр своими руками, которые будут постепенно вноситься в группу и способствовать привлечению малышей своей новизной, неизбитостью, способствовать сенсорному развитию. Сначала были изготовлены настольные игры из картона и бросового материала по принципу вкладышей «Посади цветы», «Вишенки», «Воздушные шарики», «Найди пару», «Цветные ведра» и т. д. Новые игры сразу заинтересовали моих малышей, ведь они никогда не видели таких игр. А еще их привлекало то, что я часто делала эти игры на глазах у ребят, вырезая и наклеивая несколько недостающих деталей. Они с нетерпением ожидали новую игру. Дело в том, что умение шить и вязать на любительском уровне, натолкнуло меня на создание новых дидактических игр по сенсорному воспитанию : «Волшебная книга», «Шарфики и шапочки», «Разноцветные рыбки», «Гномики», «Сенсорный кубик», «Мышки в норках», «Три зайчика», «Цветные конфеты», «Цветочная поляна», «Подушки». Все игры изготовлены из кусочков ткани и ниток разного качества - хлопок, полушерсть, шерсть, синтетические материалы, использовались мною так же различные виды вязок: лицевая, чулочная, жемчужная. Даже простое ощупывание этих материалов, тем более занятия в ненавязчивой форме дают мощный толчок к формированию системы сенсорных эталонов и тактильной чувствительности. Игры способствуют развитию внимания, мышления ребенка. Соответственно мышление помогает ему сравнивать предметы друг с другом, устанавливать простые связи, повышает устойчивость внимания. Первые игры, например «Шарфики и шапочки» в начальном варианте состояли всего из предметов четырех основных цветов, а затем пополнились еще семью. Все цвета дети отлично различают, подбирая шарф и шапочку по цвету. «Разноцветные конфеты» не только отличаются по цвету, но и по запаху, помогая накапливать обонятельный опыт. Внутри связанной мной крючком конфетки спрятан кусочек ванили, корицы, веточка лаванды. С большим интересом дети играли вязаными «Гномиками» четырех основных цветов. Мягкие, приятные на ощупь игрушки долго находились в руках у ребят, а как интересно накормить красного гномика из красной тарелочки, красной ложечкой и подобрать всю, подходящую по цвету посуду. «Сенсорный кубик» не повторяет своим сюжетом ни одну сторону, поверни
Публикация «Игры по сенсорному развитию своими руками» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Работа с родителями
- Темочки
его и сразу увидишь что-то новое. Это и геометрические фигурки на липучке, бусинки для счета, разноцветные шарики на кнопках, которые можно
прикрепить на веревочку соответствующего цвета. Эта игра очень долго интересовала детей, а мне помогла изучить с ребятами не только цвет, размер, но форму геометрических фигур, формировать простейшие
перцептивные действия. «Волшебная книга» - сенсорная книжка, обладающая уникальной особенностью. Она дарит ребенку не только яркие эмоциональные переживания, но и роскошные тактильные ощущения. Таким образом, любой художественный сюжет воспринимается малышом особенно глубоко и качественно. Ученые давно доказали связь между обработкой сенсорной информации человеческим мозгом, способность обучаться, развитием речи, а также поведением конкретной личности. А это значит, что чем развитее сенсорная система в сознании малыша, тем лучше он обучатся, становится внимательнее, усидчивее. Не зря педагоги и детские психологи рекомендуют яркие тактильные ощущения детям с гиперактивностью, а
также малышам с задержками в развитии. Трогая фигурки различных форм и фактур, ребенок получает совершенно оригинальные ощущения, которые благоприятно сказываются на его психическом состоянии и на возможностях головного мозга. «Волшебная книга» привлекала на длительное время и тех ребят, которых казалось, нельзя занять другими играми. Внося игру, я предлагала ее для индивидуальных занятий или небольшой группе детей.
Но уже через несколько минут почти вся группа усаживалась на стульчики и ожидала своей очереди. Все выполненные своими руками игры способствуют развитию мелкой моторики рук, что благотворно и влияет развитие речи, стимулируя речевые области головного мозга. Все игры были оформлены в проектную деятельность «Разноцветные игрушки».
Игра «Волшебная книга»
Игра «Сенсорный кубик»


Игра «Разноцветные рыбки»

Игра «Мышки в норках»

Игра «Три зайчика»
