МААМ-картинки

Игры при формировании навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи

тамара папст
Игры при формировании навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи

Игра «Прочитай, не ошибись»

Цель: научить анализировать сочетания из двух и трёх гласных звуков. Перед детьми на наборном полотне выкладывается по два, а затем по три символа в ряд. Дети произносят (хором и по одному) сочетания звуков с опорой на их заменители: уи, ау, ауо, оуи и т. д.

Детей спрашивают : Сколько звуков ты сказал? Какой первый звук? Второй? Третий?

Игра «Сосчитай и отложи»

Публикация «Игры при формировании навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Цель: научить анализировать и воспроизводить в заданном порядке звукосочетания (т. е. синтезировать задаваемые звуки)

У каждого ребёнка на столе по 4 символа. Эти изображения звуков а, у, и, о.

Воспитатель произносит сочетания из двух, трёх, затем четырёх указанных звуков. Например, ао, аоу, ауои и т. д. Дети должны на слух определить количество и последовательность произнесённых звуков и выложить на столах в ряд соответствующие символы.

Затем логопед спрашивает детей :

- Сколько звуков я сказала? Повтори их.

- Какой 1-й звук? 2-й? 3-й?

-Какой последний звук?

-Что получится, если соединить звуки «а» и «у»? «О» и «а»? (дети, глядя на символы произносят сочетания).

Игра «Подними фигурку»

Цель: упражнять детей в выделении трёх гласных звуков из потока гласных и согласных звуков; развивать внимание и память.

У детей на столах заменители звуков а,у,и. Воспитатель медленно произносит гласные и согласные звуки : и-о-а-к-п-и-о-р-у-и-о-м-и и т. д. Дети поднимают соответствующие фигуры, услышав какой-либо из трёх, представленных заменителями звуков. Следует отметить, что без опоры на символы дети в этих условиях не могут выделять даже два звука.

Игра «Разложи картинки»

Цель: научить детей дифференцировать звуки «а» и «у» в начале слова.

На столе картинки с изображением предметов, названия которых начинаются со звуков «а», «у» (аист, утка, утюг и т. д.) Звуки в словах стоят в ударной и безударной позиции. На наборном полотне выставляются слева заменитель звука «а», справа – звука «у» (большой и маленький кружки).

Дети берут картинку, произносят соответствующее слово и ставят картинку на полотно справа или слева, в зависимости от начального звука в слове.

Подобным образом происходит обучение дифференциации звуков «а-и», «и-у», «у-о», находящихся в начале слов.

Впоследствии можно упражнять в различении трёх звуков, например «а-у-и», что без зрительных символов даётся детям с большим трудом.

Игра «Выбери картинки»

Цель: развивать память и внимание, научить выделять гласный звук из начала слов.

На наборном полотне выставляются картинки (10-15 штук) с изображением предметов, в названии которых начальные звуки «а, у, и, о».

Даё тся задание: выбрать с полотна картинки, названия которых начинаются на звуки «а» и «у».

Затем вызываются двое детей и им даются в руки зрительные символы названных звуков : одному большой круг, другому маленький. Дети, постоянно контролируя своё слуховое восприятие с помощью зрительной опоры, выполняют задание.

После того, как картинки отобраны каждый из отвечающих ставит на полотно свой звуковой символ и называет свои картинки, выделяя голосом первый звук в словах. Остальные дети контролируют правильность ответов. Отметим, что подобное задание без заменителей звуков дети выполнить не в состоянии, так как быстро забывают, какой звук они должны искать в начале слова.

Игра «Повтори за мной»

Цель: развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие, упражнять в воспроизведении слоговых рядов, состоящих из трёх и четырёх слогов.

Произносится слоговой ряд с легко произносимыми согласными звуками, например: то-ту-та. Одновременно выставляются на полотне в ряд символы произнесённых слогообразующих гласных «о-у-а». Затем логопед просит детей повторить слоговой ряд.

Воспроизведение слоговых рядов при помощи заменителей позволяет детям удерживать в памяти и воспроизводить до 4-5 слогов. Причём, у детей это не вызывает трудностей, а занятия проходят живо, интересно и дают большой обучающий эффект.

После произнесения слоговых рядов со зрительной опорой дети гораздо легче повторяют те же слоговые сочетания на слух.

Игра «Что я пропустила?»

Цель: упражнять в анализе звукового состава слова.

У детей на столах заменители звуков «у,и,а,о».

Логопед обращается к детям: «Ребята, послушайте, как говорит Незнайка. Он пропускает первый звук в своих словах. Давайте перехитрим его и отгадаем этот звук».

Четко, сохраняя ударение, произносятся примерно такие сочетания звуков :

-тка, -голка, -слик, -грушки и т. д. Дети поднимают соответствующие символы и произносят каждое слово целиком, называя первый звук.

После того, как дети овладели умением выделять первый и последний звук в словах, научились анализировать обратный слог типа ак, ут, можно переходить к выделению гласного звука из положения после согласного в односложных словах типа мак, сок.

Вот вариант одной из игр на эту тему.

Игра «Что в середине слова?»

Цель: учить детей выделять гласный звук в середине односложных слов.

На наборном полотне выставляются картинки, на которых изображены сыр, мак, кот, кит и т. д. Здесь же на нижней полоске наборного полотна выставляются символы звуков «а, у, и, о,» (по три штуки на каждый звук). Вызванный ребёнок громко и чётко произносит каждое слово, затем находит нужный символ и ставит его под картинкой. Далее картинки меняются, и работа продолжается до тех пор, пока самые «слабые» дети не научатся справляться с заданием.

Игра «Какой звук спрятался в слове

Цель: учить детей находить гласный звук в середине односложных слов.

У детей на столах символы звуков «а, у, и, о». Даё тся задание: внимательно слушать слова и искать, какой звук «спрятался» в середине слова. Затем медленно, выделяя голосом гласный звук, логопед произносит слова: сок, мир, кот и т. д. Дети поднимают соответствующий символ после каждого слова.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Дидактическая игра по развитию навыков звукового анализа «Буквенный домик»Дидактическая игра по развитию навыков звукового анализа «Буквенный домик» Цель: развитие навыков звукового анализа. Задачи: - учить определять первый звук в слове; - развивать буквенный гнозис - упражнять в узнавании.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Игры для формирования навыков звукового анализа слова «Красный, синий, зеленый»Игры для формирования навыков звукового анализа слова «Красный, синий, зеленый» Выполнение звуко-буквенного анализа у многих дошкольников вызывает затруднения. Детям необходимо не только понять, что звуки бывают разные:.

Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки»Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки» Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В. Цель: формирование представлений детей о многообразии мира насекомых, их.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры при формировании навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 30 марта 2023 в 12:40
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД