МААМ-картинки

Индивидуализация предметно-пространственной среды в группе раннего возраста

Лиана Джемакулова
Индивидуализация предметно-пространственной среды в группе раннего возраста

Индивидуализация предметно-пространственной среды в группе раннего возраста

Слайд 2

Раннее детство- Период развития ребенка от 1 года до 3 лет. В период с 1 года до 3 лет изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится – предметная, а ситуативно-деловое общение со взрослым становиться формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами.

Публикация «Индивидуализация предметно-пространственной среды в группе раннего возраста» размещена в разделах

Слайд 3

Среда должна обеспечить возможность ребенку развиваться в деятельности.

Александр Владимирович Запорожец

Слайд 4

Одно из условий выполнения ФГОС ДО (федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования) - организация развивающей предметно- пространственной среды.

РППС – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Однако каждая программа имеет свои специфические черты. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ПРОДЕТЕЙ» не исключение. Цель пособия- оказание практической помощи педагогам в создании РППС при реализации данной программы.

Которая помогает обеспечивать продвижение ребенка в зоне его ближайшего развития, где дети могут осуществлять самостоятельный поиск, включатьс в процесс иследования, организовывать игровую, двигательную, познавательную и др. деятельности.

Слайд 5

Важнее всего индивидуализация во время адаптации. Работа с нежным возрастам особенно трудна в этот период.

Не все дети одинаково развиваются и при выполнении определенных операций испытывают трудности.

Слайд 6

Придя в детский сад ребенок, не умеющий читать, узнает свой шкафчик, кроватку, полотенце по картинке или фотографии.

Представляю вашему вниманию опыт нашего детского сада, это фотографии детей на шкафчиках. Ребенок придя в сад открывает свою фотографию тем самым показав что он в саду, а уходя переворачивает на сторону где нарисован домик.

Слайд7

Зайдя в группу, ребят встречают их любимые игрушки. Которые хранятся в открытом доступе или в прозрачных контейнерах.

В комнате, где проводятся занятия, — столики, стульчики, полочки — все подобрано по росту детей, материал расположен на уровне глаз, а игры соответствуют их возрасту и способностям. Как и принято, в программе «ПРОДЕТЕЙ», вся комната поделена на «зоны».

Среда группы организована в виде разграниченных центров, которая позволяет выбирать детям интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня.

Во всех группах по 7 центров. У каждого центра свой цвет. А вот наполнение центров очень сильно отличается по возрастным особенностям детей. Главные задачи среды в группе раннего возраста это насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность предметно-пространственной среды.

Мы постарались максимально эффективно использовать пространство группы для реализации идеи индивидуализации среды.

Предметно - развивающую среду мы создавали по таким характеристикам:

- разнообразие (наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, познавательно- исследовательской, изобразительной и музыкальной деятельности, организации двигательной активности);

- оптимальная насыщенность (без чрезмерного обилия и без недостатка);

- стабильность (материалы и пособия имели постоянное место);

- доступность (исключали высокую мебель и закрытые шкафы);

- эмоциогенность (среда яркая, привлекающая внимание ребенка, вызывающая положительные эмоции);

- зонирование.

Насыщенная предметно-развивающая образовательная среда, нацеленная на индивидуальное развитие ребенка, становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.

Слайд 8

Центр грамоты и письма

Слайд 9

Центр искусства

Для приобщения детей раннего возраста к изобразительному искусству в детском саду необходимо оборудовать «Творческий уголок».

В нашей группе центр расположен в хорошо освещенном месте. Здесь малышам не только удобно, но и интересно. В уголке находятся необходимые материалы для самостоятельной деятельности. Использование ребенком оборудования и материалов предполагает контроль педагога. В центре используются как традиционные, так и нетрадиционные техники творчества. Большинство наших малышей, при самостоятельной деятельности, интересует рисование на вертикальной плоскости, особенно на доске.

Материалы и оборудование:

Цветные карандаши, восковые мелки, цветной мел, фломастеры, маркеры для доски.

Форматы белой и цветной бумаги разной формы и размера, цветной и белый картон, цветные бумажные салфетки.

Раскраски, развивающее книги и альбомы для творчества.

Кисточки для рисования, гуашь, акварель, пальчиковые краски, непроливайки.

Клей карандаш, салфетки.

Пластилин, соленное тесто, доски для лепки, наборы для лепки (формочки, скалки и т. д.).

Формочки, обводки, трафареты для рисования.

Слайд 10

Центр Математики и манипулятивных игр

Особое внимание уделяется ознакомлению детей с разнообразными способами обследования формы, цвета, величины и других признаков предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник).

Непременным условием развития детского математического творчества является обогащенная предметно - пространственной среды. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов, занимательный математический материал.

Математический центр расположен у стены, на освещенном участке группового пространства и состоит из стеллажей и полок.

Вашему вниманию представлены дидактические игры «Геометрическое лото», «Учим фигуры», «Подбери по цвету и форме», Досочки Сегена с Узором, мягкая и деревянная мозайка, конструктор «Балансир», сортеры.

Игра ФИГУРКИ «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» «Цветной транспорт» «Квик- стеч», настольная игра «На 4 ногах», счетный материал «Семейка медведей» сформируют у ребенка умение различать и называть основные цвета (красный, жёлтый, зелёный).

Слайд 11

Центр сюжетно-ролевой игры

В сюжетно-ролевой игре у детей закрепляются навыки социального поведения. Дети учатся общаться как со сверстниками, так и с взрослыми, выходить из конфликтных ситуаций. Также формируются морально-нравственные качества: отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощь.

В нашей группе мы создали оптимальные условия, чтобы каждый ребёнок в сюжетно-ролевой игре мог проявить свою активную и инициативную позицию. Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. Используемые для этого костюмы и атрибуты (фартук для мамы, белый халат для врача, фуражка для милиционера) хранятся в доступном виде для детей на вешалке. Кухонный уголок для девочек игрушечная плита, посуда, продукты, фартук и поварской колпак.

Машинки разных размеров и предназначений : грузовые, легковые, самосвалы, автобусы, машина скорой помощи, милиции и пожарной службы. Ремонтная мастерская с игрушечными молотками, гайками, шурупами и другими принадлежностями. Модуль с изображением города.

Слайд12

Центр конструирования

В группе создан «Центр конструирования», где размещё н необходимый строительный материал: конструкторы «Lego» с деталями разного размера; кубики с картинками; строительный материал (деревянный, пластмассовый, магнитные блоки, деревянные блоки, конструктор «Полесье», конструктор «Ёжик Бондибон», Краснокамская игрушка строительные детали Поликарпова, Деревянный конструктор Куби-дуби.

Игры, пособия, мебель в центре полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской деятельности.

Слайд 13

Центр Науки

Дети - прирожденные исследователи, активно собирающие информацию о своем окружении. Они пытаются понять свой мир с помощью наблюдений и экспериментирования. Естественная любознательность детей переходит в деятельность познания. Очень важно, чтобы маленькие дети участвовали в самом процессе исследования.

Центр науки принципиально важен для программы, ориентированной на ребенка, хотя бы потому, что один из важнейших её принципов - обучение через собственный опыт, пробы и открытия.

Резиновые дикие и домашние животные, насекомые, водные обитатели, скелет человека, шумелки со звуком (горохом, пшеном,грешкой, перышками, ватой, бумагой и т. д., семена растений, иллюстративный материал, микроскоп, пробирки, пинцет.

Слайд 14

Центр песок и вода

Организуя игры с песком и водой, мы не только знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляем элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваем мелкую моторику ребенка.

«Центр воды и песка» располагается рядом С «Центром науки и естествознания».

Ёмкости разного размера, лейки, формочки, песок, вода, трубочки, лопатки, веник, совочки, тазики, рыбки и удочки, космический песок.

Заключение

Подводя итог, хотелось отметить, что созданная РППС должна:

- иметь привлекательный вид;

- положительно влиять на эмоциональное состояние каждого ребенка;

- удовлетворять потребности каждого ребенка в познании окружающего мира;

- способствовать решению образовательных задач по всем образовательным областям, а значит по всем направлениям развития детей.

Постарались критично подойти и к форме предметного содержания, к естественности игрушек – животных. Хотелось бы отметить условность разделения группы на центры, так необходимо соблюдение таких принципов как полифункциональности и вариативности.

Проблема индивидуализации творческая и на все случаи рецептов нет. В. А. Сухомлинский писал: «Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребенка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на мое слово, нужно настроиться самому на тон этой струны».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Организация предметно-пространственной среды на участке ДОУ в зимний период для детей младшего дошкольного возрастаОрганизация предметно-пространственной среды на участке ДОУ в зимний период для детей младшего дошкольного возраста Поскольку 2018 год был объявлен Годом добровольцев-волонтеров в России - у нас в Детском саду появилась идея немного изменить это понятие,.

Организация предметно-пространственной среды в первой младшей группеОрганизация предметно-пространственной среды в первой младшей группе В группе важнейшую роль играет тщательно продуманная и безопасно организованная развивающая предметно - пространственная среда, которая.

Организация развивающей предметно-пространственной среды во второй группе раннего возрастаОрганизация развивающей предметно-пространственной среды во второй группе раннего возраста Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения – важный компонент в развитии ребёнка. Деятельность ребёнка зависит.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной группеПаспорт предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной группе Паспорт предметно – пространственной развивающей среды в подготовительной группе ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ УГОЛОК: Вспомогательные средства 1. Картотека.

Фотоотчет развивающей предметно-пространственной среды в старшей группеФотоотчет развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе Фотоотчет развивающей предметно -пространственной среды в старшей группе. Наш детский сад новый ему будет 3 года. За эти годы мы сумели.

Описание развивающей предметно-пространственной среды групповой комнаты для детей старшего дошкольного возрастаОписание развивающей предметно-пространственной среды групповой комнаты для детей старшего дошкольного возраста Описание развивающей предметно - пространственной среды групповой комнаты для детей старшего дошкольного возраста. Развивающая предметно.

Организация предметно-пространственной среды на участке ДОУ в летний период для детей 2–3-летнего возрастаОрганизация предметно-пространственной среды на участке ДОУ в летний период для детей 2–3-летнего возраста В год экологии у нас в Детском саду родилась идея поделить группы на участки: юные фермеры,юные натуралисты (юннаты,юные орнитологи,юные.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г Санкт-Петербург, Белоусова л. Е. Образовательная область: Физическое.

Проект предметно-пространственной развивающей среды в первой группе раннего возрастаПроект предметно-пространственной развивающей среды в первой группе раннего возраста .

Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего возрастаСоздание развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего возраста В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организации и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуализация предметно-пространственной среды в группе раннего возраста
Опубликовано: 6 июня 2023 в 11:10
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД