Получи документы

Индивидуальная программа работы с воспитанником, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата

Ирина Ларионова
Индивидуальная программа работы с воспитанником, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата

Индивидуальная программа работы с воспитанником,

имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата. Подготовил: Ларионова Ирина Александровна,

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ детского сада «Тополёк»

Токарёвского района Тамбовской области.

Пояснительная записка

Нарушения функций опорно-двигательного аппарата (ОДА) могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Созревание психической деятельности таких детей задерживается. На этом фоне выявляются различные формы нарушений психики, и прежде всего познавательной активности.

Публикация «Индивидуальная программа работы с воспитанником, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах

У детей с врожденной патологией опорно-двигательного аппарата так же, как и у детей с нарушениями ЦНС, замедлено формирование пространственных представлений.

Многолетний опыт отечественных и зарубежных специалистов, работающих с детьми с церебральным параличом, показал, что чем раньше начата медико-психолого-педагогическая реабилитация этих детей, тем она эффективнее и лучше ее результаты.

Поэтому своевременно начатая коррекционная работа с больными детьми имеет важное значение в ликвидации дефектов речи, зрительно-пространственных функций, личностного развития.

Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в окружающем, сформированности пространственных, временных и квазипространственных (языковых) представлений. Их нормальный уровень говорит о гармоничном общем развитии дошкольника и его готовности к обучению в школе, т. е. успешному овладению чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.

Но, зачастую многие дети с ограниченными возможностями здоровья, особенно в сельской местности, лишены возможности посещать ДОУ компенсирующего вида и реабилитационные центры по причине их отсутствия. Дети с церебральным параличом (при незначительных нарушениях психо-моторных функций) попадают в детские сады общеразвивающего вида.

Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения дошкольников с ДЦП. Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП.

Планирование и определение задач для индивидуальной коррекции осуществляется после комплексной диагностики. В частности психологическое обследование направлено на изучение личности ребенка. По окончании обследования составляется заключение, в котором детально описываются особенности поведения ребенка в процессе обследования, эмоционально-волевая сфера, особенности развития высших психических функций, общей и мелкой моторики, уровень развития деятельности; составляются рекомендации родителям и воспитателям, разрабатываются групповые и индивидуальные (при необходимости) коррекционно-развивающие программы.

Содержание программы

Цель программы : коррекция и развитие оптико-пространственных и познавательных процессов у дошкольника с ДЦП.

Задачи программы :

Развивать пространственно-временные представления;

Развивать познавательные процессы: восприятие, память, мыслительные операции, коррекция внимания;

Развивать общую и мелкую моторику.

Срок реализации программы :

Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение одного учебного года с сентября по май, продолжительность от 15 минут (в начале учебного года) до 20 минут (в конце учебного года, общее количество занятий – 26

Форма работы : индивидуальная.

Основные методы:

творческие задания;

логические задания;

задания на зрительное восприятие;

упражнения на развитие пространственных ориентировок и представлений.

Эффективность использования программы

В результате реализации программы у ребенка формируются пространственные, временные и квазипространственные (языковые) представления, умение ориентироваться в окружающем, развивается познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослым.

Предполагаемые результаты:

1. Повышение познавательной активности и работоспособности.

2. Умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

3. Возможность использовать полученные знания в групповой работе.

Структура занятий.

Каждое занятие состоит из двух частей:

I. формирование пространственных представлений;

II. формирование психических процессов.

III. I– я часть условно делится на 4 этапа формирования пространственных представлений:

1. Освоение телесного пространства.

2. Освоение внешнего пространства.

3. Пространственные схемы и диктанты (ориентирование по схеме и на листе бумаги)

4. Конструирование и копирование.

Освоение телесного пространства.

Для формирования у ребёнка пространственных представлений нужно использовать весь богатый арсенал внешних опор, маркеров, которые заставили бы его буквально убедиться в том, что существует правая и левая стороны, верх и низ – и это неизменно.

Далее происходит постепенное «сворачивание» движения, смещение внимания с внешнего на внутренний план, а также переход от совместного к самостоятельному выполнению. Так, по инструкции ребенок начинает вместо движений всем телом показывать названное направление рукой или поворотом головы, а затем – только взглядом.

Упражнения на освоение внешнего пространства

Следующий этап – освоение ребенком пространства, в котором он находится. При этом важно, чтобы он осознал двигательные возможности и расширил диапазон своих движений.

Пространственные схемы и диктанты

Понимание пространственных схем начинается с формирования ориентировки «на местности», затем – на листе бумаги: путем графического воспроизведения направлений.

Конструирование и копирование

Неотъемлемой частью формирования пространственных представлений являются упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, «лего», пазлы, разрезные картинки, мозаики и т. п. Так, в частности, ребенку важно при усвоении букв и цифр самому «сваять» их из пластилина или проволоки.

II. Формирование психических процессов.

Основной задачей данной части является развитие: внимания, памяти, восприятия, мышления. На индивидуальных коррекционных занятиях уделяю большое внимание развитию зрительно-предметного восприятия, использую такие упражнения как: «Подбери по контуру», «Пиктограммы», «Лабиринты». Совершенствую произвольную память ребёнка через упражнения на запоминание, сохранение и воспроизведение материала : «Запомни-повтори», «Что изменилось?», «Отгадай по описанию» и т. д. Для развития у дошкольника способности к зрительному, слуховому непроизвольному и произвольному сосредоточению, способности к распределению, переключению, концентрации и устойчивости внимания использую игры и упражнения: «Будь внимателен», «Найди отличия». А также на индивидуальных коррекционных занятиях формирую первичные представления о причинных связях и постепенно под влиянием усложнения практической деятельности развиваю не только наглядно-действенное, но и наглядно-образное мышление. Для этого использую дидактические игры: «Парные картинки», «Какой игрушки не стало», «Продолжи узор», «Что сначала, что потом» и т. п.

Требования к помещению:

Помещение должно быть постоянным (одним и тем же на всех занятиях, светлым, проветриваемым и эстетически оформленным.

Литература

1. Журнал «Логопед в детском саду» №2, 2009 год.

2. Журнал «Справочник педагога-психолога» № 4, 20013 год.

3. Рябцева С. В., Спиридонова И. В. Формирование психологической готовности к школе. Тренинговые занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2011.

4. Филатова И. А. Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи. – М. ; Национальный книжный центр, 2013. – 48 с. (- Развитие и коррекция.)

5. Наглядно-дидактическое пособие «Найди различие» - материал для развития внимания, восприятия, речи.

6. Наглядно-дидактическое пособие «Развиваем внимание».

7. Наглядно-дидактическое пособие «Развиваем память».

Публикации по теме:

Роль предметно-развивающей среды в оздоровлении детей и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата «Здоровье до того превышает все благо жизни, что воистину здоровый нищий счастливее больного короля» Шопенгауэр. Быть здоровым – это естественное.

Фотоотчет о совместной творческой деятельности средней группы с нарушениями опорно-двигательного аппаратаФотоотчет о совместной творческой деятельности средней группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата оторепортаж о совместной творческой деятельности родителей и детей средней группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата «Изготовление.

Индивидуальный план работы воспитателя с ребенком, имеющим особые возможности здоровья В настоящее время основным документом, которым руководствуется образовательное учреждение, в том числе и дошкольное образовательное учреждение,.

Использование детских тренажеров на занятиях с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаИспользование детских тренажеров на занятиях с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 395 компенсирующего вида» Дзержинского района 630112, Новосибирск.

Коррекция тревожности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата методом библиотерапии Младший школьный возраст – вершина детства. Ребенок в этом возрасте имеет еще много детских качеств – наивность, легкомыслие, однако с приходом.

Нетрадиционные формы работы по профилактике заболеваний опорно — двигательного аппарата детей дошкольного возраста Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Дошкольный возраст - наиболее.

Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата»Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата» Стопа функционирует нормально как единый комплекс тогда, когда нагрузка, действующая на нее, полностью уравновешивается крепкими связками.

Рабочая программа по преодолению нарушения звукопроизношения у учащихся 1–4 классов Содержание 1. Пояснительная записка 2. Общая характеристика учебного предмета, курса 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном.

Рабочая программа «Развитие речи». Индивидуальная работа в старшей группе Индивидуальная работа по развитию речи в старшей разновозрастной группе Воспитатель: Мельник Е. А. 2017 Индивидуальная работа по развитию.

Система работы по развитию мелкой и общей моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата К детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата обычно относят детей с детским церебральным параличом. Детский церебральный паралич.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальная программа работы с воспитанником, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата
Опубликовано: 28 июля 2019 в 17:42
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД