Получи документы

Инновационные здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

Альфиза Валиуллина
Инновационные здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

Инновационные здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

На сегодняшний день приоритетной проблемой образования и воспитания подрастающего поколения является укрепление и сохранение здоровья наших воспитанников. В основополагающих документах Минобразования Российской Федерации сформулированы базовые направления комплексной организации здоровьесберегающего образовательного процесса, где предусматривается не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни наших детей. В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Публикация «Инновационные здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Поэтому одна из главнейших задач логопедической работы – создание такой коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и «приумножала» его.

Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Именно поэтому данные технологии являются необходимым компонентом комплексной реабилитации детей с речевой патологией.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с тяжелыми речевыми нарушениями - дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. Почти все дети имеют неврологические нарушения, что приводит к мозговым дисфункциям. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с тяжелыми нарушениями речи высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, физкультминутки, игровые приемы, упражнения для профилактики нарушений зрения, логоритмику.

Логопедическая ритмика является составной частью комплексного метода преодоления речевых нарушений у дошкольников. Специализированная методика логоритмики является средством перевоспитания речи через тренировку и развитие необходимых качеств общей и речевой моторики. Весь курс логоритмических занятий, благодаря большому количеству двигательных заданий, способствует выработке более тонких динамических характеристик общей и речевой моторики.

Упражнения над дыханием, голосом и артикуляцией проводятся в комплексе, поскольку эти три компонента речевой деятельности тесно связаны между собой. Логоритмические занятия вызывают у детей естественные положительные эмоциональные реакции, которые находят своё отражение в мимике.

Занятия логоритмикой укрепляют у логопатов костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений, способствуют формированию двигательных навыков и умений, развитию ловкости, силы, выносливости, координации движений, организаторских способностей.

Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс, требующий собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти.

Логоритмические занятия создают благоприятные условия для тренировки процессов возбуждения или торможения.

Кроме того, развивается фонематическое восприятие. Восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма создаёт основу для совершенствования фонематических процессов.

В занятия по логоритмике могут входить разные виды упражнений: общеразвивающие, подвижные игры, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, психотерапия, музыкотерапия. Кроме того, в системе занятий могут использоваться нетрадиционные подходы, имевшие различные цели: соединение личности и природы, развитие процессов дыхания, обоняния (ароматерапия, активизация деятельности клеток головного мозга, улучшение общего самочувствия ребёнка.

Итак, на коррекционных занятиях с элементами логоритмики мы используем следующие моменты:

-дыхательная гимнастика

-пальчиковая гимнастика

-артикуляционная гимнастика

-массаж и самомассаж

-движения под музыку

-слушание музыки

-рисование в воздухе и на бумаге

-использование игровых ситуаций и драматизации

-физкультминутки

-выполнение заданий типа: дорисуй, раскрась, помоги.

Такие приёмы не создают стрессовые ситуации в процессе обучения дошкольников и не приносят ущерба здоровью. Дети без напряжения и с интересом выполняют данные задания.

Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, навыков поведения, основ личностной культуры. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.

Публикации по теме:

Технология альтернативной коммуникации в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ. Альбом с карточками PECSТехнология альтернативной коммуникации в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ. Альбом с карточками PECS Применение в коррекционной деятельности данной системы, направлено на достижение основной цели - организации взаимодействия с детьми с ОВЗ.

Консультация для воспитателей «Использование пескотерапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ» Использование пескотерапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ. Принцип "терапии песком" был предложен еще.

Проект «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми ОВЗ» Пояснительная записка В последние годы много говорится об ухудшении здоровья детей. Стрессовые социальные, экологические, психические нагрузки,.

Современные методы, инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ .

Презентация «Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10» г. Пласта Современные образовательные технологии в работе.

Здоровьесберегающие технологии. Использование дыхательной гимнастики в коррекционной работе учителя-логопеда Использование дыхательной гимнастики в коррекционной работе учителя-логопеда. В современном обществе, в 21 веке, предъявляются новые, более.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда Здоровье сберегающие технологии в работе учителя-логопеда. Актуальность использования здоровье сберегающих технологий в коррекционной работе.

Здоровьесберегающие технологии, работа учителя-логопеда, Су-Джок, биоэнергопластика 1 слайд Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда. 2 слайд Здоровье человека – проблема актуальная для всех времен и народов,.

Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда Здоровьесберегающая технология — это система, которая создает максимальные возможности и условия для сохранения, укрепления и развития духовного,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 7 октября 2018 в 08:58
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД