МААМ-картинки

Инструменты учителя физической культуры при организации педагогической диагностики в саду и в школе в свете требований ФГОС

Александр Тяпин
Инструменты учителя физической культуры при организации педагогической диагностики в саду и в школе в свете требований ФГОС

канд. пед. наук, доцент, Тяпин А. Н., канд. техн. наук, Решетников И. С., канд. физ-мат. наук, Бояркин В. А., канд. пед. наук, Назаркина Н. И Московский институт открытого образования

Аннотация: статья посвящена актуальным вопросам и инновационным подходам к формам педагогической диагностики физкультурных образовательных достижений обучающихся соответствии с требованиями ФГОС. Использование учителями физической культуры оригинальных автоматизированных программных средств и технологий позволяет на основе оценки исходного и текущего уровней физической подготовленности каждого ученика эффективно решать вопросы по составлению оптимальной траектории его двигательного развития и достижения планируемых результатов. Мгновенно получаемые текстографические формы отчетов интересны ученикам и родителям, предоставляют всесторонний анализ с указанием отстающих физических качеств и персональные рекомендации по по их коррекции.

Публикация «Инструменты учителя физической культуры при организации педагогической диагностики в саду и в школе в свете требований ФГОС» размещена в разделах

Annotation: the article is devoted to topical issues and innovative approaches to the forms of pedagogical diagnostics of sports educational achievements of students in accordance with the requirements of GEF. The use by physical education teachers of the original automated software and technologies allows, on the basis of the assessment of the initial and current levels of physical fitness of each student, to effectively resolve questions on the composition of the optimal trajectory of his motor development and achievement of the planned results. Instantly received text and graphic forms of reports are interesting for pupils and parents, provide a comprehensive analysis indicating the lagging physical qualities and personal recommendations for their correction.

Ключевые слова: АРМ, физическое воспитание, физическая подготовленность, двигательные тесты, физические качества.

Keywords: arm, physical education, physical fitness, motor tests, physical qualities.

1. Актуальность проблемы.

соответствии с новыми государственными образовательными стандартами (ФГОС) становится крайне актуальной разработка и реализация инновационных технологий и эффективных способов оценки достижения планируемых образовательных результатов обучающихся.

В тоже время хорошо известно, что предмет «Физическая культура» весьма специфичен и существенно отличается от остальных предметов школьной программы не только формой и содержанием учебного процесса, но и системой контроля за достигнутыми образовательными результатами. Для осуществления такого контроля учителем невозможно обойтись без использования программными комплексами в форме автоматизированного рабочего места (АРМ) преподавателя.

Другим фактором "неизвестности" явилось не понятое специалистам ФК решение учредителей новых ФГОС "отменить нормативы" и "мониторинг" по оценке физической подготовленности детей в дошкольных образовательных организациях ДОО) и школах России. Вместо них появилось понятие "планируемые результаты". Но, чтобы спланировать результаты, требуется как раз-таки опорная точка - нормативы или критерии. О чем мы писали в своих статьях (ссылка 1: https://multiurok.ru/blog/kak-uchiteliu-fizicheskoi-kultury-ne-poteriat-kvalifikatsiiu.html, ссылка 2: https://multiurok.ru/blog/kak-uchiteliu-fizicheskoi-kultury-ne-poteriat-kvalifikatsiiu-chast-2-monitoringi-i-normativy.html).

И как раз для того, чтобы работать с понятием "планируемые результаты", требуется мощная аналитика и автоматизация работы педагога - АРМы. Чтобы педагог физической культуры и в ДО и в школе не сидел за рутинными операциями по обработке результатов проведенных тестов, а нажатием клавиши, в век цифровых технологий, получал готовый продукт - развернутую аналитику по каждому ребенку, обучающемуся. Только так решается вопрос эффективных здоровье сберегающих технологий в физическом воспитании подрастающего поколения.

Однако, несмотря на широкое внедрение АРМов в рамках существующего национального проекта модернизации образования РФ, в настоящее время АРМы для предмета «Физическая культура» отсутствуют.

Это существенно затрудняет реализацию основных целевых установок ФГОС, не позволяет оперативно оценивать актуальное физическое состояние обучающихся для управления системой их физической подготовки, заниматься построением индивидуальной траектории двигательного развития школьника. Особенно это становится актуальным в образовательных организациях при массовой подготовке школьников и оценке их готовности к сдаче нормативов комплекса ГТО.

2. Анализ вопроса.

Нами были изучены существующие в современном школьном физическом воспитании инновационные технологии педагогического мониторинга состояния физической подготовленности обучающихся.

Анализ вопроса показал, что в настоящее время существует небольшое количество технологий автоматизированной обработки результатов и представления данных, полученных в процессе тестирования школьников на уроках физической культуры.

Основные характеристики наиболее добротных, научно обоснованных авторских программных комплексов, обладающих компьютерным обеспечением, технической поддержкой и достаточно высокой информативностью.

Основные характеристики электронных программных комплексов по оценке состояния физической подготовленности обучающихся

1. Программа «Президентские состязания» (Ю. Н. Вавилов с соавт. : г. Челябинск) - ориентирована на создание массового детско-юношеского физкультурного движения.

Направленность программы: соревновательная.

Преимущества программы: проработанность вопросов использования Интернет-технологий.

Уязвимые места программы: недостаточная разработанность образовательного компонента.

.

2. Программы: «Физкультурный Паспорт», «Физкультурный мониторинг», «АРМ преподавателя ВФСК ГТО» (А. Н. Тяпин с соавт. : г. Москва).

Направленность программы: образовательная направленность в соответствии с требованиями ФГОС.

Преимущества программы: высокая разработанность образовательного компонента программы, наличие бесплатных версий программы.

Уязвимые места программы: нет

3. Программа «Навигатор Здоровья» – Ассоциации «Народного СпортПарка», ООО (В. А. Орлов с соавт., г. Москва).

Направленность программы: медико-педагогическая направленность

Преимущества программы: наличие Интернет-версии; высокие диагностические возможности программы, Патент РФ № 2147208.

Уязвимые места программы: низкая разработанность образовательного компонента программы;

большое число тестов и функциональных медицинских проб.

4. Программа по оценке и коррекции физической подготовленности школьников (С. П. Лвушкин: г. Ульяновск)

Направленность программы: медико-педагогическая направленность.

Преимущества программы: техническая оснащенность программы и высокие диагностические возможности программы.

Уязвимые места программы: большое число тестов и функциональных проб, требующих специального персонала, оборудования и бригадного метода обследования.

В результате проведенного экспертного анализа мы пришли к выводу, что среди данных программ только программные комплексы АРМ педагога авторов А. Н. Тяпина с соавт., г. Москва могут отвечать современным образовательным стандартам и имеют бесплатные рабочие версии и профессиональные дистрибутивы.

3. Возможности «АРМ преподавателя» физической культуры

Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ

При создании комплекта серии «АРМ преподавателя» мы исходили как из необходимости автоматизации рабочих процессов педагога отдельной организации, так и возможности мониторинга качества работы целого образовательного комплекса. Интерфейс разработанных нами АРМов преподавателя предусматривает возможность ввода пользователем и мгновенной обработки результатов тестирования по различным батареям двигательных тестов, в том числе, по тестам государственной программы ВФСК ГТО.

С помощью АРМов учителя могут в соответствии с новыми ФГОС автоматизированно решать целый комплекс следующих образовательных задач:

- оценка индивидуального уровня двигательной подготовленности обучающегося;

- анализ динамики изменения развития двигательных качеств обучающегося в ходе учебного процесса;

- определение соответствия двигательной подготовленности обучающегося требованиям возрастной ступени комплекса ГТО;

- выявление эффективности применения программ физического воспитания и текущей готовности ученика к сдаче нормативов возрастной ступени комплекса ГТО в Центре тестирования;

- осуществление в школе отбора: спортивного - для секций и Президентских состязаний, коррекционного – для групп Здоровья и ЛФК, военного – для групп допризывной молодежи из числа обучающихся общеобразовательных школ;

- проведение наглядных и интерактивных уроков и сопровождение проектной деятельности;

- текущее планирование с учетом развития отстающих физических качеств в конкретном классе с построение траектории персонального развития ученика;

- проведение презентаций во время родительских собраний;

- обмен педагогической информацией с коллегами;

- автоматическое формирование контента для оформления школьных, классных Уголков Здоровья, Уголков ГТО и пр.

Важнейшими характеристиками разработанных нами АРМов преподавателя являются следующие:

- автоматическое конструирование, не имеющего аналогов, собственного норматива в каждом двигательном тесте за счет использования процентильной шкалы и специального алгоритма расчетов, что полностью соответствует требованиям ФГОС; при этом обеспечивается максимальная точность расчетов: норматив рассчитывается не по дискретной (уровневой) шкале, а по шкале регрессии с точностью до 1% (в существующих программах погрешность составляет в среднем 18%) и с точностью до 1 дня (в существующих программах - с точностью до 1 и более года и постоянной ошибкой в 25%).

Заметим, что подобной точности не достигает ни одна программа в мире!

И это не рекламный ход. Просто учителей физической культуры воспитывали на шкалах и нормативах, где точность была в 1 год: нормативы для школьников 7-ми лет, 8-ми лет и т. д. Были нормативы и такие: для 1-го класса, 2-го класса и т. д.

Ученые "не замечали", что дети (нормативы) растут не от года к году, а ежемоментно: каждую секунду организм возрастает на незримую долю процента - а не скачками через каждый год. Мы это уловили и обосновали свою метрическую систему, позволив компьютеру в доли секунды рассчитать каждому ребенку, ученику свой собственный норматив.

В результате полученная информация используется для формирования индивидуальных рекомендаций, составления коррекционных программ и построения личностно ориентированных траекторий двигательного развития школьников; принятия управленческих решений и социально значимых проектов на различных уровнях: от преподавателя до администрации школы, комплекса, района, города.

4. Состав и рабочие модули АРМов преподавателя

Программные комплексы АРМ преподавателя представлены следующим набором:

1) компьютерная программа;

2) руководство пользователя;

3) методические рекомендации по проведению тестирования физической подготовленности детей и обучающихся, по подготовке их к сдаче нормативов комплекса ГТО;

4) курсы повышения квалификации на образовательном портале "Мой Университет": https://moi-universitet.ru/obrazovatelnaya-specialnost/uchitelyam-fizkultury/ikt-v-rabote-uchitelya-fizicheskoj-kultury-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-professionalnogo-standarta-pedagog - школьных учителей и https://moi-universitet.ru/obrazovatelnaya-specialnost/uchitelyam-fizkultury/kurs-povysheniya-kvalifikacii-ikt-v-rabote-instruktora-fizicheskogo-vospitaniya-doo-v-ramkah-fgos - для инструкторов ФК ДО.

5) программно-методическое сопровождение пользователей АРМ преподавателя на базе сайта: www.fispassport.ru.

5. Выводы:

1. Как показывают расчеты и многолетние мониторинговые исследования, использование инновационных подходов и технологий АРМ преподавателя позволяет реально улучшить качество физического воспитания детей и обучающихся в ДОО, школах, сделать позитивным профессиональный образ учителя физической культуры, внести новый стимул к осознанию, пониманию и восприятию школьниками важной роли двигательной активности в их жизни.

2. АРМы преподавателя физической культуры избавляют учителей от рутинной работы, ручных («на глаз») неточных расчетов параметров физической подготовленности обучающихся. Педагоги получают возможность с легкостью обрабатывать массивы классов, параллелей, организации,; выдавать готовые персональные профили обучающимся и их родителям, моделировать образовательные траектории их двигательного развития, своевременно вносить коррективы в учебные планы и программы.

3. Функциональная полнота и простота освоения АРМов преподавателями позволяет в кратчайшие сроки внедрить эту инновационную технологию в практику работы современного учителя.

Литература:

1. Вавилов Ю. А. Спортивно-оздоровительная программа «Президентские состязания» //Теория и практика физической культуры. 1997, № 6.

2. Левушкин С. П. Физическая подготовка школьников 7-17 лет, имеющих разные морфофункциональные типы. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2006. – 232 с.

3. Материалы Ассоциации «Народный СпортПарк»: http://sportpark.ru/.

4. Комплекс ВФСК ГТО - как программная и нормативная основа системы физического воспитания школьников России: коллективная монография / Авторы: А. Н. Тяпин, Н. И. Назаркина, И. С. Решетников / Под ред. А. Н. Тяпина, ГАОУ ВО МИОО. - М., 2015. - 196 с.

5. Создание автоматизированных систем «Физкультурный мониторинг» - как механизма управления физической подготовленностью и нормирования физических нагрузок школьников» / Авторы: А. Н. Тяпин, Н. И. Назаркина, И. С. Решетников / Под ред. А. Н. Тяпина, ГАОУ ВО МИОО. - М., 2016. - 228 с.

6. Автоматизированное рабочее место преподавателя ВФСК ГТО: Руководство пользователя / Авторы: А. Н. Тяпин, Н. И. Назаркина, В. В. Бояркин, И. С. Решетников, ГАОУ ВО МИОО. - М., 2015. - 35 с.

Публикации по теме:

Педсовет «Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС до» Педсовет «Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС ДО» Особенности организации: проблемный Форма.

Презентация «Организация НОД по физической культуре в дошкольной организации в рамках ФГОС» Любая образовательная технология    состоит из трех частей: СЛАЙД 1 Педагогу дошкольного образования, необходимо уметь ориентироваться.

Доклад «Новые подходы к организации игровой деятельности с учётом требований ФГОС до» Доклад Новые подходы к организации игровой деятельности с учётом требований ФГОС ДО» Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории.

Игровые технологии на уроках физической культуры в малочисленной школе Игровые технологии на уроках физической культуры в малочисленной школе Шевченко Иван Васильевич – учитель физической культуры МКОУ «Ольховлогская.

Опыт работы на тему «Организация экспериментирования в детском саду в свете требований ФГОС»Опыт работы на тему «Организация экспериментирования в детском саду в свете требований ФГОС» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на нашем методическом объединении по теме "Организация экспериментирования в.

Организация диагностики готовности к школе в условиях сельской дошкольной образовательной организации Авторы: Ефремова Татьяна Викторовна Сальникова Евгения Юрьевна В условиях сельской дошкольной образовательной организации организация диагностики.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры в контексте реализации ФГОС Реализация задач патриотического воспитания детей возможна через все виды деятельности дошкольников. Физическое развитие не стала исключением.

Содержание и способы организации педагогической деятельности в ДОУ с учетом ФГОС «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь» Китайская мудрость. (1 слайд) Добрый день, меня.

Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в свете ФГОС Доклад на тему: Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в свете ФГОС. Воспитатель: Брусенцева Кристина Васильевна.

Виды педагогической диагностики в детском саду Педагогическая диагностика проводится не только ради того, чтобы выявить недостатки, ошибки в работе, констатировать уровень развития воспитанников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инструменты учителя физической культуры при организации педагогической диагностики в саду и в школе в свете требований ФГОС
Опубликовано: 29 декабря 2018 в 12:47
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД